Мастер-класс для педагогов "Волшебный мир "особого" ребенка"
материал по коррекционной педагогике
"Особый ребенок" - сам по себе имеет ценность, каждый красив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_volshebnyy_mir_osobogo_rebenka.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Волшебный мир «особого» ребенка»
Задачи:
- познакомить с техниками арт терапии как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы дошкольника.
- повысить уровень педагогической компетентности педагогов по развитию у детей эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Участники: педагоги-психологи, воспитатели
Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я бы хотела поделиться с вами своим опытом работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы «особого ребенка».
Дети – это как маленькие бабочки: красивые, у каждой свой цвет и своя форма. Каждая из них по- своему красива. Но посмотрите, что происходит в жизни. Одни – яркие, удивительные, воздушные! Но есть другие, «особые» бабочки, которые не такие стремительные, не такие красивые. Их путь развития труден, а иногда опасен, он полон неудач, сомнений, поиска и надежды.
Кто-то в силу своих проблем вынужден всю жизнь провести в «материнском коконе», кто-то становится «гусеницей» и для него открывается мир при помощи умения ползать, ощущать и удивляться, а это первый шаг к свободе и независимости.
Есть и другие «особые мотыльки» - они не умеют общаться , их мир состоит из отдельных звуков и больших страхов; вдруг произнесенное тобой будет непонятно другим и ты – «особый» - станешь посмешищем всего Цветочного Поля, где главные Жуки давно знают, что такое норма, в какой срок и при помощи чего ты должен «полететь». А если же ты этого не можешь, ты чужой на Поле Стандартов, ты «особый», и это не твое место.
На нашем мастере-классе я хочу показать мир «особого ребенка» и те ресурсы, которые могут дать возможность обрести этому ребенку крылья и отправиться в Свободный Полет на встречу Жизни.
Педагог-психолог: И начнем мы с разминки.
Представьте себе, что каждый из нас – «маленькая личинка». Мы живем в своем мире, наши руки связаны невидимыми ниточками, мы видим, слышим, но двигаться не можем. Представили? Опишите свои чувства. (варианты ответов педагогов)
А теперь давайте посмотрим, что происходит с ребенком-куколкой», так похожим на «особого ребенка». Я приглашаю желающих выйти в зал. (Участника при помощи цветных платков «пеленают»)
Педагог-психолог: иногда в жизни происходит так, что «куколка» не слышит, она не может воспринимать музыку, звуки природы, пение птиц, человеческую речь (участнику завязывают уши). В глазах «куколки» бездонная чернота, и ей не суждено увидеть красоту окружающего мира (участнику завязываются глаза). Сейчас она не может рассказать о том, что чувствует, как провела день (участнику завязывается рот). У нее нет крыльев, она не может потрогать, почувствовать (участнику завязываются руки). Она лишена ног и теперь не может передвигаться, играть и путешествовать (связывают ноги)
Педагог-психолог: Что вы чувствуете? (ответ участника)
Но мы забыли о главном: несмотря на все запреты, для своих родных этот ребенок остается самым главным, самым любимым, и есть огромная сила компенсации, которая помогает развиваться «особому ребенку»
Педагог-психолог: А сейчас мы можем вернуть все назад.
Мы постепенно снимаем запреты. Что вам хочется освободить в первую очередь? (это упражнение позволяет выявить какой канал восприятия доминирует у участников)
И так, мы были маленькими личинками, но пришло время, и мы стали большой гусеницей.
Упражнение «Гусеница»
Предлагаю всем встать паровозиком и двигаться друг за другом, преодолевая препятствия.
Когда гусенице бывало одиноко, она скручивалась, группировалась и благодаря этому обретала силу и уверенность.
И настало время. В начале у нее появилось правое крылышко – крылышко чувств и эмоций, затем левое крылышко – крылышко разума. Она взмахнула крылышками, обрела гармонию и полетела. Так она превратилась в бабочку. Впереди у нее сложный полет. Он не всегда будет пролегать над красивым цветочным полем – ветер будет трепать ее крылышки, многие букашки будут стараться найти в ней изъяны, но только она будет выбирать направления своего полета жизни.
Водная арт-терапия
Первый полет Бабочки обязательно к воде. Без воды жизнь невозможна.
(педагоги подходят к емкости с водой и круглыми мелкими шариками). Предлагаю вам поиграть с водой, повторяя за мной следующие действия:
- вода издает звуки (капли, журчание, шторм волн, успокаивающий шум),
- иногда на воде возникают круги и появляются замысловатые узоры (круговые движения на водной глади),
Примечание: для детей с особенностями психофизического развития используют прием «рука в руке», можно использовать музыку стихии воды.
Педагог-психолог: А сейчас предлагаю немного отдохнуть
Психогимнастика с элементами релаксации «Полет бабочки»
мы с вами находимся в волшебной стране, а сейчас представьте, что в этой стране вы находитесь в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю поляну, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат.5, 4, 3, 2, 1. Откройте глаза.
Песочная арт-терапия
Педагог-психолог: Опыт общения «бабочки» приобретается в песке, здесь снимаются запреты, открываются тайны, здесь можно почувствовать себя творцом и созидателем целого мира.
Предлагаю вам упражнения на тактильно-сенсорный опыт:
- прикосновение ладошками и их тыльной стороной к поверхности песка,
- отпечатки крылышек,
- струйки песочного дождя,
- затейливые лабиринты м спирали,
- необыкновенные следы и т.д.
(участники выполняют упражнения на песке за песочными столами)
Педагог-психолог: Расскажите, какие чувства вызвало у вас знакомство с миром песка.
Примечание: взаимодействие с песком – это не только развивающая игра для ребенка, но оно помогает заземлять энергию и развивать «ручной интеллект».
Игры с песком
Ппедагог-психолог: В мире песка одиноко, но мы сейчас преобразим этот мир. Выберите любую игрушку, которая, на ваш взгляд, будет представлять вас в песочном мире. (участники ставят игрушки в песочницу). Эти предметы сейчас символизируют вас в этом мире. Мы все разные, мы не похожи друг на друга, каждый уникален. Но у нас есть и много общего, и это помогает нам общаться и находить общий язык. (ведущий обращает внимание участников на парные игрушки, игрушки одного цвета и т.д.). и это очень полезно нам в работе с «особыми детьми».
Деролинг: участники убирают игрушки с песочного стола и называют свои имена.
Техника визуализации
Расслабьтесь, сядьте удобно, закройте глаза. Наша Бабочка выросла. Несмотря на все трудности, у нее все-таки появились крылышки. Для своих близких она стала самой красивой , самой красивой самой легкой и самой мудрой. Посмотрите, какая она – большая или маленькая, какого цвета, где живет.
Педагог-психолог: бабочка взмахнула крылышками, но почему-то не смогла полететь. Подумайте почему? (ответы участников)
Тогда она взмахнула еще раз… и полетела. Мир, который раньше казался большим, стал почему-то маленьким. Полет был интересным, но бабочку все же тянуло домой. Но он был так далеко… Бабочка приземлилась на какой – то цветок или растение. Рассмотрите его. Именно его нектар дал возможность бабочке вернуться домой. А теперь откройте глаза, напишите или зарисуйте цветок и бабочку.
Педагог-психолог: Часто природа помогает нам восстановить наши силы, предоставляя нам разные ароматные растения.
Ароматерапия
У вас есть возможность наполнить мешочки ароматическими травами по вашему вкусу:
- для повышения работоспособности – бергамонт, лаванда, чебрец, розмарин+кожура апельсина,
- для снятия напряжения – корень валерьяны, шишки хмеля, мелисса, лаванда, сосновые почки и т.д.
Но каждый из вас сейчас сам является аромотерапевтом, поэтому необходимо самим сделать выбор.
Творческая мастерская
Вспомните, какую вы бабочку видели и нарисовали. Сейчас вам предоставится возможность стать настоящими творцами.
- Выберите цвет картона, с которым ассоциируете свое настроение в данный момент времени
- Выберите цветные нити, которыми будет изображен контур бабочки (нити обозначают границы Я)
- При помощи клея закрепите нити на картоне, сформируйте крылья бабочки, смочите их клеем ПВА
- Цветным песком разукрасьте крылья бабочки (можно использовать обычный песок, затем он приклеивается клеем ПВА и расписывается цветной гуашью)
Педагог-психолог: Закройте глаза и протяните руку.
Диагностический момент: положение ладони символизируют доверие – если ладонь раскрыта вверх или недоверие к миру – если человек протягивает ладонь тыльной стороной кверху.
Психолог приклеивает на руку участникам наклейки – цветные бабочки.
Педагог-психолог: Откройте глаза. Мир не черный и не белый, он такой, каким мы его видим. Все в ваших руках. Пусть эти бабочки будут вам напоминать о мире «особого ребенка».
Рефлексия: Какие чувства вы испытываете сейчас?
Какие волшебные уроки вы приобрели в процессе мастерской?
Используемая литература:
- Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук «В гостях у Песочной Феи» ТЦ «Сфера», СПб., 2011
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко «Практикум по креативной терапии» СПб:Речь, 2001
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич «Как помочь особому ребенку» СПб., 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...