Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Весна".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Весна" полезен будет для логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_vesna.docx | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Сланцевский детский сад № 15 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«Весна шагает по планете»
в группе для детей с ОВЗ
(подготовительная к школе группа)
Учитель-дефектолог: Яковлева И. Т.
Воспитатель: Кулагина С. В.
г. Сланцы
2017-2018 уч. г.
Цель:
Формирование целостного представления о весне на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Обобщить представление о весне, как о времени года: изменения в неживой и живой природе по сравнению с зимой.
Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с числительными.
Работать над предложением: закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Закрепить математические навыки: состав числа 8 из двух меньших.
Формировать навыки рисования с использованием нетрадиционной техники – рисование поролоном.
Коррекционно-развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление, ассоциативное мышление, внимание, память
Развивать связную речь, мелкую и общую моторику, развивать координацию речи с движением.
Поддерживать интерес к исследовательской деятельности, делать умозаключение.
Воспитательные:
Воспитывать желание сотрудничать в игре, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, творческие способности, воображение.
Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Интеграция областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
- экскурсия на природу;
- опыты с водой и бумагой;
- просмотр развивающих видео и презентаций о весне;
- чтение: М. Пришвин «Деревья в плену», А. Куприн «Скворцы», В.Бианки «Синичкин календарь, Март»;
- дидактические игры и упражнения: «Узнай время года», «Назови весенние месяцы», «Что бывает (не бывает) весной?», «Что лишнее?», «Назови, что скажу» и др.
Материал:
- интерактивные игры: «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?»;
- плоскостное солнце с лучами-лентами;
- на каждого ребёнка: листы бумаги с изображением ветки дерева, птицы (грачи и ласточки);
- изображение белого подснежника;
- листы бумаги с нарисованным потайным рисунком подснежника;
- акварели, кисти, губки на к. р.;
- ёмкость с водой, заготовки цветов.
Ход занятия:
I ч. Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
ВЕСНА
Входит воспитатель:
С. В.: - И. Т., ребята, что я сейчас услышала! Оказывается, Весна к нам прийти никак не может, её не пускает Северный Ветер верный слуга Зимы.
И. Т.: - А как же быть?! Ведь мы ждём Весну, правда, ребята?
Подвести детей к тому, что Весне нужно помочь. (Мы много знаем о Весне, и наши знания обязательно помогут ей стать сильной и победить Северный Ветер).
II ч.
Педагог: - Ребята, а после какого времени года наступает весна? а за весной наступит…? (Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.)
Педагог:
Посмотрите, ребята на экран. Нужно на весенней картинке убрать всё то, чего не бывает весной: снеговик, дерево под снегом, гриб и т.д. (дети на интерактивной доске убирают лишнее, объясняя почему)
Педагог: - Молодцы! А как вы думаете, почему тает снег и лёд, бегут ручьи?
(Снег тает потому, что солнце стало сильнее пригревать, это мы чувствовали, гуляя на прогулке, подставляя лицо солнышку).
Педагог: а наше солнце, заколдовал ветер, все лучи у солнца разметал, и оно стало грустным.
Педагог: Давайте покажем, как солнце грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Что мы можем сделать, чтобы солнце стало весёлым? Когда у вас становится хорошим настроение? (когда говорят приятные слова). Может, когда придумаем красивые слова к слову «солнце», оно повеселеет?
Дидактическая игра «Подбери слово»
Солнце какое? (На полу лежит круг, дети, говоря слово /круглое, теплое, желтое, ласковое, жаркое …/ вытаскивают ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Давайте и мы улыбнёмся друг другу.
Педагог: Молодцы, ребята! А кто ещё рад солнцу и теплу и от этого песни поёт? Верно, это птицы.
- Какие птицы первыми прилетают с теплых краев? (грачи)
- А кто – одними из последних? (ласточки).
К нам прилетели грачи и ласточки. Давайте птиц посадим на ветки так, чтобы их было 8. (Дети рассаживают птиц на ветку различными вариантами, чтобы в сумме получилось 8, объясняя сделанное).
«Птички».
Летели птички, | взмахи руками |
Собой невелички. | присесть |
Как они летели, | взмахи руками |
Все люди глядели. | руку «козырьком» к глазам |
Как они садились, | присесть |
Люди все дивились. | развести руки в стороны, пожать плечами |
Педагог: Ребята, предлагаю поиграть с весенними словами. Но всё дело в том, что в весенние слова попали лишние, мы можем их найти. Попробуем?
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, весна, листопад, грач.
Таять, капать, набухать, заготавливать.
Март, апрель, декабрь, май.
Педагог: Вот какие вы молодцы! Обратите внимание на экран (на экране изображение подснежника). Послушайте стихотворение:
Н. Маслей
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
Северный ветер перемешал картинки, и теперь цветок может не распуститься. Сможете ли вы расставить картинки по порядку и объяснить, как распустится цветок (сначала из зерна прорастает росток, потом он вырастает еще больше и расцветает цветок; сначала солнце, потом дождь и появляется на небе радуга)?
Несмотря на свою нежность и хрупкость цветок стремится пробиться к солнечному небу. Но северный ветер не пускает его, нагоняет тёмные тучи. Что делать? (помочь подснежнику).
- Как мы можем помочь подснежнику увидеть чистое небо? (нарисовать его на листе бумаги).
Предложить детям нарисовать весеннее, безоблачное небо, к которому так тянется подснежник.
Педагог: - Какого цвета бывает весеннее небо? (синего, голубого). А небо утром какого цвета? (розового, сиреневого). Посмотрите, как я буду рисовать небо, последовательно проводя кисточкой слева на право. Но что-то узкие мазки у меня получаются, очень долго придётся рисовать небо. Подвести детей к необходимости рисовать губкой.
Педагог: - Вы можете выбрать цвет акварели, которой будете рисовать, и выбрать – чем рисовать: губкой или кистью. Дети обосновывают свой выбор в индивидуальном разговоре.
Педагог: - Чтобы у вас всё получилось, потренируем руки. Пальчиковая гимнастика:
Цветки.
Все весенние цветки …………Соединяют чуть согнутые ладони – «бутон».
Распускают лепестки,…………Разводят пальцы в сторону, запястья
соединены – «раскрылся бутон».
Ветерок чуть дышит,……... …Тихонько дуют на «цветок».
Лепестки колышет…………. ..Шевелят пальцами.
Все весенние цветки…………«раскрытый бутон»
Закрывают лепестки,…………Соединяют пальцы рук, вновь – «бутон».
Головой качают,………………Покачивают «бутоном» вправо-влево.
Тихо засыпают………………..Сомкнутые соединённые ладони
складывают в кулачки – «цветки спят».
Утром ранним все цветки…... ..Вновь делают «бутон», постепенно
поднимают его вверх.
Вновь распустят лепестки…… .Разводят пальцы рук в стороны – «бутон
расцвёл»
Самостоятельная работа. Сюрпризный момент.
Во время заливки фона акварелью при помощи поролона, широкими мазками у детей на листе «появляется» рисунок подснежника, нарисованного педагогом белой масляной пастелью. Подснежник изображён полураспустившимся, со склонённой головкой.
Педагог: Что нужно чтобы подснежники распустились? (свет, тепло, вода).
Опыт «Помоги подснежнику».
Предложить детям помочь подснежникам распуститься, напоив их водой. Дети берут заготовки вырезанных цветов и опускают на воду, с восторгом наблюдая, как цветы распускаются лепесток за лепестком.
Педагог: Почему цветы раскрылись? Из чего они сделаны? (из бумаги). Бумага впитывает воду, набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается. О каком свойстве бумаги мы узнали из нашего опыта? (Бумага впитывает воду).
Как вы думаете, что происходит с листьями настоящих растений, когда им не хватает воды? (они вянут). А что происходит с видом листьев, когда растение получает достаточно воды? Вот какие мы с вами умницы.
III ч. Итог занятия.
Вот и помогли мы Весне своими знаниями и умениями. И к нам теперь придёт тепло.
- Какие игры нам помогли сделать Весну сильнее?
- С чем вам труднее было справиться?
- Что вас удивило? Что понравилось?
«Птички».
Летели птички, | Прослеживание глазами за предметом по кругу |
Собой невелички. | |
Как они летели, | Движения глазами вправо – влево |
Все люди глядели. | |
Как они садились, | Движения глазами вверх – вниз |
Люди все дивились. |
Цветки.
Все весенние цветки ……Соединяют чуть согнутые ладони – «бутон».
Распускают лепестки,……Разводят пальцы в сторону, запястья
соединены – «раскрылся бутон».
Ветерок чуть дышит,…….....Тихонько дуют на «цветок».
Лепестки колышет………….Шевелят пальцами.
Все весенние цветки………..«раскрытый бутон»
Закрывают лепестки,………..Соединяют пальцы рук, вновь – «бутон».
Головой качают,……………..Покачивают «бутоном» вправо-влево.
Тихо засыпают……………….Сомкнутые соединённые ладони
складывают в кулачки – «цветки спят».
Утром ранним все цветки…... Вновь делают «бутон», постепенно
поднимают его вверх.
Вновь распустят лепестки…… Разводят пальцы рук в стороны – «бутон
расцвёл»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"
Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги! Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"
Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...
На солнечной полянке (конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе)
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе в форме путешествия...
Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой. Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Открытое занятие по развитию речи с использованием графических схем....
Конспект занятия по развитию речи при ознакомлении с художественной литературой « Сказки тетушки Совы»
Пополнять и закреплять знания детей о сказках...
Конспект занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в 1 младшей группе «Купание куклы Кати
Помочь детям запомнить и употреблять в речи название предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать смывать мыло. Вытирать, горячая, холодная и теплая вода. Познакомить ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»...