Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Весна".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Яковлева Ирина Талгатовна

Конспект  интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Весна" полезен будет для логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_vesna.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад № 15 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«Весна шагает по планете»

 в группе для детей с ОВЗ

(подготовительная к школе группа)

Учитель-дефектолог: Яковлева И. Т.

Воспитатель: Кулагина С. В.

г. Сланцы

2017-2018 уч. г.

Цель:

Формирование целостного представления о весне на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Обобщить представление о весне, как о времени года: изменения в неживой и живой природе по сравнению с зимой.

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с числительными.

Работать над предложением: закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Закрепить математические навыки: состав числа 8 из двух меньших.

Формировать навыки рисования с использованием нетрадиционной техники – рисование поролоном.

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое мышление, ассоциативное мышление, внимание, память

Развивать связную речь, мелкую и общую моторику, развивать координацию речи с движением.

Поддерживать интерес к исследовательской деятельности, делать умозаключение.

Воспитательные:

Воспитывать желание сотрудничать в игре, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, творческие способности, воображение.

Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Интеграция областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:

  • экскурсия на природу;
  • опыты с водой и бумагой;
  • просмотр развивающих видео и презентаций о весне;
  • чтение: М. Пришвин «Деревья в плену»,   А. Куприн «Скворцы», В.Бианки «Синичкин календарь, Март»;
  • дидактические игры и упражнения: «Узнай время года», «Назови весенние месяцы»,  «Что бывает (не бывает)  весной?», «Что лишнее?», «Назови, что скажу» и др.

Материал:

  • интерактивные игры: «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?»;
  • плоскостное солнце с лучами-лентами;
  • на каждого ребёнка: листы бумаги с изображением ветки дерева, птицы (грачи и ласточки);
  • изображение белого подснежника;
  • листы бумаги с нарисованным потайным рисунком подснежника;
  • акварели, кисти, губки на к. р.;
  • ёмкость с водой, заготовки цветов.

Ход занятия:

I ч.  Педагог предлагает детям отгадать загадку: 

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.

ВЕСНА

Входит воспитатель:

С. В.: - И. Т., ребята, что я сейчас услышала! Оказывается, Весна к нам прийти никак не может, её не пускает Северный Ветер верный слуга Зимы.

И. Т.: - А как же быть?! Ведь мы ждём Весну, правда, ребята?

Подвести детей к тому, что Весне нужно помочь. (Мы много знаем о Весне, и наши знания обязательно помогут ей стать сильной и победить Северный Ветер).

II ч.  

Педагог: - Ребята, а после какого времени года наступает весна? а  за весной наступит…? (Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.)

Педагог:

Посмотрите, ребята на экран.  Нужно на весенней картинке убрать всё то, чего не бывает весной: снеговик, дерево под снегом, гриб и т.д. (дети на интерактивной доске убирают лишнее, объясняя почему)

Педагог: - Молодцы! А как  вы думаете, почему тает снег и лёд, бегут ручьи?

(Снег тает потому, что солнце стало сильнее пригревать, это мы чувствовали, гуляя на прогулке, подставляя лицо солнышку).

Педагог: а наше солнце, заколдовал ветер, все лучи у солнца разметал, и оно стало грустным.

Педагог:  Давайте покажем, как солнце грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Что мы можем сделать, чтобы солнце стало весёлым? Когда у вас становится хорошим настроение? (когда говорят приятные слова). Может, когда придумаем красивые слова к слову «солнце», оно повеселеет?

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце какое? (На полу лежит круг, дети, говоря слово /круглое, теплое, желтое, ласковое, жаркое …/ вытаскивают ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Давайте и мы улыбнёмся друг другу.

Педагог: Молодцы, ребята! А кто ещё рад солнцу и теплу и от этого песни поёт?  Верно, это птицы.

- Какие птицы первыми прилетают с теплых краев? (грачи)

- А кто – одними из последних? (ласточки).

К нам прилетели грачи и ласточки. Давайте птиц посадим на ветки так, чтобы их было 8. (Дети рассаживают птиц на ветку различными вариантами, чтобы в сумме получилось 8, объясняя сделанное).

                                 «Птички».

Летели птички,

                       взмахи руками

Собой невелички.

                       присесть 

Как они летели,

                       взмахи руками

Все люди глядели.

                       руку «козырьком» к глазам  

Как они садились,

                       присесть

Люди  все дивились.        

                       развести руки в стороны, пожать плечами

Педагог:  Ребята, предлагаю поиграть с весенними словами. Но всё дело в том, что в весенние слова  попали лишние, мы можем их найти. Попробуем?

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Подснежник, весна, листопад, грач.

Таять, капать, набухать, заготавливать.

Март, апрель, декабрь, май.

Педагог: Вот какие вы молодцы! Обратите внимание на экран (на экране изображение подснежника). Послушайте стихотворение:

Н. Маслей

Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок,

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

Северный ветер перемешал картинки, и теперь цветок может не распуститься. Сможете ли вы  расставить картинки по порядку и объяснить, как распустится цветок (сначала из зерна прорастает росток, потом он вырастает еще больше и расцветает цветок; сначала солнце, потом дождь и появляется на небе радуга)?

Несмотря на свою нежность и хрупкость цветок стремится пробиться к солнечному небу.  Но северный ветер не пускает его, нагоняет тёмные тучи. Что делать? (помочь подснежнику).

- Как мы можем помочь подснежнику увидеть чистое небо? (нарисовать его на листе бумаги).

Предложить  детям нарисовать  весеннее, безоблачное  небо, к которому так тянется  подснежник.

Педагог: - Какого цвета бывает весеннее небо? (синего, голубого). А небо утром какого цвета? (розового, сиреневого). Посмотрите, как я буду рисовать небо, последовательно проводя кисточкой слева на право. Но что-то узкие мазки у меня получаются, очень долго придётся рисовать небо. Подвести детей к необходимости рисовать губкой.

Педагог: - Вы можете выбрать  цвет акварели, которой  будете рисовать, и выбрать –  чем рисовать: губкой или кистью. Дети обосновывают свой выбор в индивидуальном разговоре.

Педагог: - Чтобы у вас всё получилось, потренируем руки. Пальчиковая гимнастика:  

Цветки.

Все весенние цветки …………Соединяют чуть согнутые ладони – «бутон».

Распускают лепестки,…………Разводят пальцы в сторону, запястья

                                                                          соединены – «раскрылся бутон».

Ветерок чуть дышит,……... …Тихонько дуют на «цветок».

Лепестки колышет…………. ..Шевелят пальцами.

Все весенние цветки…………«раскрытый бутон»

Закрывают лепестки,…………Соединяют пальцы рук, вновь – «бутон».

Головой качают,………………Покачивают «бутоном» вправо-влево.

Тихо засыпают………………..Сомкнутые соединённые ладони

                                                              складывают в кулачки – «цветки спят».

Утром ранним все цветки…... ..Вновь делают «бутон», постепенно

                                                                                               поднимают его вверх.

Вновь распустят лепестки…… .Разводят пальцы рук в стороны – «бутон

                                                                                                                    расцвёл»

Самостоятельная работа.   Сюрпризный момент.

Во время заливки фона акварелью при помощи поролона, широкими мазками у детей на листе «появляется» рисунок подснежника, нарисованного педагогом белой масляной пастелью. Подснежник изображён полураспустившимся, со склонённой головкой.

Педагог: Что нужно чтобы подснежники распустились? (свет, тепло, вода).

Опыт «Помоги подснежнику».

Предложить детям  помочь подснежникам распуститься, напоив их водой. Дети берут заготовки вырезанных цветов и опускают на воду, с восторгом наблюдая, как цветы распускаются лепесток за лепестком.

Педагог: Почему цветы раскрылись? Из чего они сделаны? (из бумаги). Бумага впитывает воду, набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается. О каком свойстве бумаги мы узнали из нашего опыта? (Бумага впитывает воду).

Как вы думаете, что происходит с листьями настоящих растений, когда им не хватает воды? (они вянут). А что происходит с видом листьев, когда растение получает достаточно воды? Вот какие мы с вами умницы.

III ч.  Итог занятия.

Вот и помогли мы  Весне своими знаниями и умениями.  И к нам теперь придёт тепло.

- Какие игры нам помогли сделать Весну сильнее?

-  С чем вам труднее было справиться?

- Что вас удивило? Что понравилось?

«Птички».

Летели птички,

Прослеживание глазами за предметом по кругу

Собой невелички.

Как они летели,

Движения глазами вправо – влево

Все люди глядели.

Как они садились,

Движения глазами вверх – вниз

Люди  все дивились.

Цветки.

Все весенние цветки ……Соединяют чуть согнутые ладони – «бутон».

Распускают лепестки,……Разводят пальцы в сторону, запястья

                                                                       соединены – «раскрылся бутон».

Ветерок чуть дышит,…….....Тихонько дуют на «цветок».

Лепестки колышет………….Шевелят пальцами.

Все весенние цветки………..«раскрытый бутон»

Закрывают лепестки,………..Соединяют пальцы рук, вновь – «бутон».

Головой качают,……………..Покачивают «бутоном» вправо-влево.

Тихо засыпают……………….Сомкнутые соединённые ладони

                                                         складывают в кулачки – «цветки спят».

Утром ранним все цветки…... Вновь делают «бутон», постепенно

                                                                                        поднимают его вверх.

Вновь распустят лепестки…… Разводят пальцы рук в стороны – «бутон

                                                                                                                расцвёл»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...

На солнечной полянке (конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе)

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе в форме путешествия...

Конспект занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в 1 младшей группе «Купание куклы Кати

Помочь детям запомнить и употреблять в речи название предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать смывать мыло. Вытирать, горячая, холодная и теплая вода. Познакомить ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  И  ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»...