Прокрастинация
статья по коррекционной педагогике
Краткий обзор феномена "прокрастинация", его причины и признаки, рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokrastinatsiya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прокрастинация
Делу время, а потехе час
(русская народная пословица)
На сегодняшний день в с введением множества ограничений для общества, переводом на дистанционную форму обучения, работы и даже лечения, для многих появляется такой соблазн как «сделаю потом». В результате такого «сделаю потом или завтра», появляется «большой хвост» из невыполненных важных дел, который может приводить к невротизации и соматизации личности. Вопрос прокрастинации, актуален как никогда, и важность раскрытия этого вопроса решает множество проблем для современного поколения людей. Давайте рассмотрим понятие, причины и возможность развития этого феномена у детей.
Термин «прокрастинация», появился относительно недавно, и его первооткрывателем был Ригенбах П. и он его рассматривал как многокомпонентный феномен и раскрывал понятие как- факт откладывания важных дел и сроков.
В отечественной психологии же единого мнения на этот феномен нет, поэтому многие рассматривают его в разных ключах:
Е.П. Ильин связывает прокрастинацию просто с ленью, а Боровская Н.В. считает, что это привычка откладывать необходимые дела. Однако интересно, что у всех этих точек зрения есть одинаковые компоненты:
1. Человек знает о негативных последствиях откладывания дел, но ничего не предпринимает.
2. Прокрастинируемый человек не пытается менять свои планы и сознательно откладывает дела.
3. Внутренне человек испытывает эмоциональные переживания и эмоциональный дискомфорт, что и отличает прокрастинацию от лени.
Таким образом, прокрастинация- это сознательное откладывание дел, приводящих к отрицательным последствиям и сопровождающееся внутренним эмоциональным дискомфортом.
Исследователи разделяли прокрастинацию на множество видов, в результате которые преобразовались в 2 вида:
-откладывание выполнения заданий;
-откладывание принятия решений;
Прокрастинаторы пассивные, боятся начинать и делать в результате болезненного перфекционизма, а активные прокрастинаторы в свою очередь откладывают дела с целью мобилизации сил себе во благо и в сжатые сроки выполняют все необходимые дела, что называется «запрыгивают в последний вагон».
Этот феномен может возникать как у взрослых так и у детей, в связи с тем, что дети легко научаются это у своих родителей, а так же ученые установили, что в прокрастинации есть важные факторы такие как импульсивность, нарушение восприятия времени, тревожность, страх неудачи и низкий уровень самоконтроля.
К важным социальным факторам ученые отнесли- временной промежуток до выполнения важного дела, чем этот срок больше, тем больше у человека соблазна отложить это дело и заменить его на удовольствие.
Чаще всего например у детей, которым предстоит важное дело- выучить стишок или выполнить задание по дому и др., испытывают ряд неприятных мыслей:
-Это скучно;
-не знаю с какого конца взяться за дело;
- и за чем это?
-Мне это ни к чему?
-Не понимаю чего от меня хотят?
-Времени не осталось, надо было раньше;
-В этом нет никакого смысла;
- Дел слишком много;
- я не справлюсь;
Прокрастинация вредна тем, что важные дела остаются несделанными, вызывая стресс, дополнительные переживания и усиливающееся чувство тревоги. Быть прокрастинатором, неприятно и тяжело, сама прокрастинация с последующим рывком в попытке хоть что-то успеть выматывает ребенка, не позволяет выполнить работу хорошо и качественно.
Очень важно отличать прокрастинацию от лени, где важным фактором выступает внутренний эмоциональный фон ребенка. Где в одном случае у ребенка будет нейтральный фон, а в другом высокий уровень отрицательных эмоций.
Рекомендации по прокрастинации для родителей:
- Если вы заметили у вашего ребенка признаки прокрастинации, то первым делом начинайте работу по ее преодолению с себя.
- Спросите у ребенка почему не делается? Понаблюдайте за ребенком. Здесь необходимо выяснить причину, что ее вызывает.
- Рассмотреть временной промежуток, ставить более четкие границы по времени.
- Разбивать деятельность на понятные этапы.
- Давать позитивное подкрепление- хвалить после реального успеха.
- Важные дела делаются с перерывом на отдых по его завершению.
- Не привязывайте не любимые дела к определенному дню или часу.
- Стимулируйте и развивайте чувство планирования своих дел (маркерная или меловая доска, красивый ежедневник)
Постарайтесь сохранять спокойствие и чувство юмора.
Феномен «прокрастинация» имеет место быть в нашем обществе и появился с точки зрения психологии для защиты человека от неприятной ему деятельности. А вот быть или не быть прокрастинации решать каждому из нас.