«Приоритеты воспитания толерантности в ДОУ на современном этапе»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Тинякова Светлана Александровна

Тренинговое занятие для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tolerantnost_novyy.docx38.2 КБ
Файл seminar_tolerantnost_novyy.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тинякова Светлана Александровна, педагог – психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное     образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8, Россия, город Орел

Тренинговое занятие

«Приоритеты воспитания толерантности в ДОУ

на современном этапе»

Цель: повышение толерантной культуры личности педагога через самопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

- развивать культуру общения в коллективе;

- развивать личностные качества педагогов (способность к самоанализу, самопознанию, эмоциональную устойчивость и гибкость);

- воспитывать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других людей независимо от их индивидуальных особенностей;

- повышать социально-психологическую компетентность;

- закреплять знания, полученные в ходе проведения тренинга толерантности.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, ватман, фломастеры, ручки, шкатулка с зеркалом, нарисованное на листе ватмана дерево, стикеры – листочки (по количеству участников), лукошко с мелкими предметами (количество предметов должно превышать количество участников группы), два яблока, зубочистки (по количеству участников).

Ход тренинга.

Педагог - психолог:

   - Здравствуйте, уважаемые участники семинара! Я очень рада вас приветствовать на секции, тема которой звучит так: «Приоритеты воспитания толерантности в ДОУ на современном этапе».                                                                                                                           Опасные для существования человечества явления современного мира: бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы; уже окрещенный «чумой 21 века» терроризм; распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам – вызвали к жизни понятие «толерантность». С материализацией идей толерантности связывают, не много не мало, надежды на выживание человечества в наступившем столетии.

   Для России распространение и применение идей толерантности актуально не менее, чем во всем мире. Однако экономический и политический кризис способствуют процветанию нетерпимости. Первым шагом к осуществлению идей толерантности должна стать констатация существования различных форм нетерпимости в обществе. Каждому из нас трудно признать, что в России есть расизм, что права многих ущемлены, что мы подвержены фобиям. Осознание проблемы приводит к необходимости ее решения.

   Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в учреждениях образования: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. Эти симптомы могут проявляться в отношениях между всеми участниками воспитательно - образовательного процесса. В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению.

В современных условиях реализации ФГОС дошкольного образования актуальным направлением работы дошкольных учреждений является воспитание социокультурной личности дошкольника. В связи с этим предъявляются требования к профессиональной компетентности педагога, который должен: 1) обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания условий для формирования позитивных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям; 2) уважать право каждого ребенка быть не похожим на других.

  Таким образом, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее сердцем и умом.

Этому способствует сегодняшнее тренинговое занятие.

    В начале любой приятной встречи принято знакомиться и обмениваться приветствиями.

Упражнение «Приветствие».

Цель: создание позитивного настроения, снятие напряжения.

Давайте с вами поприветствуем друг друга, как это делают жители нашей планеты. Обратите внимание на экран.

Рукопожатия (слайд 2).

   В большинстве стран мира универсальной формой приветствия является рукопожатие. При этом люди смотрят друг другу в глаза. В таджикской семье хозяин дома, принимая гостя, пожимает протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Иранцы, пожав друг другу руки, затем прижимают собственную правую к сердцу. А исконной традицией китайцев было пожимание руки… самому себе. В Малазии при рукопожатии касаются только кончиками пальцев. Поздоровайтесь кончиками пальцев.

Поцелуи (слайд 3).

  В некоторых странах, рукопожатия недостаточно, чтобы показать свое расположение к собеседнику. Например, у нас в России обнимают и трижды поочередно целуют друг друга в обе щеки. А в Омане мужчины целуют друг друга в нос. Взаимный поцелуй -  универсальный знак глубокой привязанности.

Поклоны (слайд 4).

   Во многих Азиатских странах существуют разные варианты поклона в качестве приветствия. В Китае кланяются со скрещенными на груди руками.   Индусы прижимают ладони друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей. В Японии - легкий поклон, ладони вытянуты по бокам. Поприветствуем друг друга таким поклоном.

Объятия (слайд 5).

    Во многих странах также принято обнимать близких друзей и членов семьи.

Прикосновения другими частями тела (слайд 6).

   В Полинезии при приветствии люди трутся носами и гладят друг друга по спине. Некоторые северные народы России также приветствуют дорогих гостей потиранием носами. При встрече эскимосы слегка постукивают друг друга кулаком по голове и плечам или треплют друг друга по щекам.

Приветствие позой, жестами (слайд 7).

  Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваясь; желая оказать особые знаки уважения, высовывают язык. Жители Новой Гвинеи при встрече щекочут друг друга подбородком.  В Самоа вас неправильно поймут, если вы не обнюхаете своего приятеля. При встрече кто – то машет рукой и улыбается. Улыбнитесь и помашите друг другу рукой.

Приветствие с использованием движений (слайд 8).

  Приветствуя дорогого гостя, некоторые африканские племена «дарят» ему танец.

Самым забавным по сей день являются приветствия австралийских аборигенов: некоторые могут плюнуть в гостя в знак глубокого уважения.

А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах! Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

Приветствие с использованием предметов (слайд 9).

   В России в торжественных случаях принято встречать гостей хлебом – солью. Жители Востока иногда используют четки.

Словестные приветствия (слайд 10).

  «Хэлло!», «Ассолом-алейкум!» или родное «Привет!» — звучит каждый раз, когда люди встречают друг друга. Приветствуя другого, еврей скажет: «Мир вам!»; китаец спросит: «Ел ли ты?»; перс пожелает: «Будь весел!», а зулус сообщит: «Я тебя вижу!»

На Руси три века назад люди встречали друг друга словами «Гой еси!», «Исполать вам!». Это былинное приветствие означает «Будь здоров!», а «Исполать!» переводится как «Многая лета!», «Славься!».

  Можно привести много примеров, но следует помнить об одном, что приветствие — это одно из правил этикета, которое позволяет показать свое гостеприимство и уважение.

Вам, как активным участникам коммуникации, важна демонстрация своей заинтересованности и принятия личности другого человека в процессе общения. Чтобы расположить к себе собеседника в первые минуты разговора, необходимо применить «Правило трех плюсов»:

1. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

3. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент.

   Не случайно мы начали нашу встречу именно с необычных приветствий и затронули культурные особенности разных народов. Толерантность – важная составляющая психологической культуры любого человека.

I. Когнитивный компонент.

   Беседа «Что такое «толерантность»?

- Сегодня мы говорим о толерантности. Давайте попытаемся дать характеристики толерантности. Как, по – вашему, что такое «толерантность»? С какими понятиями, качествами оно ассоциируется?

т        терпимость

о        открытость

л        любовь, ласка

е        единство, единогласие, естественность

р        развитие

а        активность

н        непрерывность

т        тактичность

н        ненавязчивость

о        обучение

с        свобода, самовыражение

т        талант

ь        мягкая, легкая адаптация

Педагог – психолог:

- Совместными усилиями перед нами возникла собственная картина восприятия данного понятия. Обратимся к научным определениям  понятия «толерантность»  (слайд 11).

   Презентация «Что такое «толерантность»?»

Цель: познакомить участников с основными определениями понятия толерантности, показать многоаспектность этого понятия.

- Действительно, толерантность» часто связывают с понятием терпимость. Тогда почему же мы не употребляем привычное нам ТЕРПЕНИЕ. Вспомним выражения: Бог терпел и нам велел; стерпится – слюбится; на всякое терпение – есть хотение. Но терпение – лишь одна из граней трактовки понятия «толерантность». Быть толерантным – значит быть терпимым.

  Второе значение включает аспект адаптации к кому или чему – либо. Если общество, коллектив толерантен – то человек достаточно легко адаптируется и социализируется в нем.

  Третье значение связано с устойчивостью: устойчивость к неопределенности, к стрессу, к конфликтам, к поведенческим отклонениям.

  Четвертое значение толерантности включает понятие допущения, позволения. Быть толерантным означает допускать, что есть люди, отличные от нас по многим факторам. Они имеют собственное мнение, ценности, идеалы, иные эмоциональные способы реагирования. Толерантный человек признает сам факт многообразия.

  Но допускать и позволять – мало! Необходимо еще и принимать этих людей такими, какие они есть. Поэтому пятое значение – толерантность как принятие. В отличии от допущения, принятие характеризуется направленностью на другого и является необходимым условием продолжения взаимодействия.

  Допускать, что есть люди, отличные от тебя, принимать их такими, какие они есть, мало. Необходимо понимать! В связи с этим шестое значение – стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Результат понимания людьми друг друга – взаимопонимание, помощь, содействие, сотрудничество и диалог.

  И только тогда наше общество станет толерантным и мы, люди, будем растить цветок толерантности.

  Итак, что же такое толерантность? (слайд 12).  Толерантность – это морально – нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению и прочее.

  Понятие «толерантность» имеет множество определений, каждое из определений выявляет какую-то грань толерантности.  Это понятие стало международным термином. Недаром 16 ноября 1995 г. в Париже была принята Декларация принципов толерантности, поэтому 1995 год был объявлен годом толерантности, а дата 16 ноября ежегодно отмечается как День толерантности.

  В педагогической профессии наличие толерантности как качества личности воспитателя является необходимым условием профессиональной успешности. Чтобы воспитывать толерантные качества, необходимо работать над собой. Путь к толерантности — это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный труд, ибо он возможен только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания (слайд 13).

   II. Эмоциональный компонент.

- Так как толерантные качества человека формируются, проявляются и развиваются в активном общении, я предлагаю продолжить наше общение и активизировать положительные эмоции.  Для этого воспользуйтесь «волшебной» шкатулкой.

  Упражнение «Волшебное озеро».

Цель: снятие напряжения, активизация положительных эмоций.

- Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

- Приятно ли Вам было еще раз увидеть этого человека?          

- Чтобы закрепить знания о толерантном поведении, я хочу предложить вам закончить сказку. (Участники делятся на 2 подгруппы).

   III. Поведенческий компонент.

Упражнение «Закончи сказку».

Цель: закрепление полученных знаний, создание условий для осознания возможных стереотипов и предрассудков.

  «Жил-был на свете Богатырь. Вот однажды подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была-ни-была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца.

Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая-голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз – слетели у змея три головы, махнул другой – еще три головы слетели…»

      - Что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы? Предложите по 3 варианта ответа.

(Один из вариантов: «Ты что, озверел? Да пей сколько хочешь!»).

- Как вы думаете, почему так поступил Богатырь?

(«Сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить»).

- Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным! Попробуйте переделать эту сказку так, чтобы Богатырь поступил толерантно.

(Работа по подгруппам 3 минуты).

Педагог – психолог:

- У вас получилась интересная сказка. А сейчас поговорим о толерантности посредством развития творчества и фантазии.

   Упражнение «Лукошко».

Цель: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие творческого мышления.

   Психолог проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Психолог приводит пример: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

- У вас получилось найти необычную взаимосвязь между предметом и понятием толерантности. У меня в руках зеленое яблоко. Оно напоминает мне еще незрелые отношения между людьми.

   Упражнение «Яблоко».

Цель: отработка навыков толерантного общения.                                                                      

- Как вы думаете, использование каких слов или выражений, препятствует толерантному общению?

(Отвечая на этот вопрос, каждый участник прокалывает яблоко зубочисткой).

- Какие выражения помогают построить толерантные отношения?

(Отвечая на этот вопрос, каждый участник вынимает из яблока зубочистку).

Психолог демонстрирует второе яблоко – красное, сравнивая его с зеленым.

- Это зеленое яблоко никогда не станет таким красным, красивым. Но в нашей власти построить толерантные отношения с окружающими.

Педагог – психолог:

- Ну вот, все упражнения выполнены, слова сказаны. Сегодня мы попытались затронуть важный для нас вопрос: что такое «толерантность»? Я думаю, наше занятие было полезным.  Согласны ли вы с этим? Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы – единое целое, каждый из нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Давайте наградим себя за активную и плодотворную работу аплодисментами! Свое отношение к занятию прошу выразить следующим способом.

  Упражнение «Дерево».

Цель: положительное завершение тренинга, подведение итогов встречи.

- На сегодняшнем занятии у нас выросло Дерево толерантности с красивыми плодами. Я предлагаю дополнить это дерево листочками обратной связи.

   Педагог – психолог благодарит всех за активное участие. Завершение работы в группе.

Библиографический список

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 2009.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988.

3. Игры. Обучение. Тренинг/ под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.

4. Клюева Н.В., Свистун М.А. программы социально-психологического тренинга. - Ярославль: Содействие, 1992.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М: Смысл, 2007.

7. Самоукина Н.В. Игры в которые играют. Психологический практикум. - Дубна, Феникс +, 2002.

8. Фопель К. Сплоченость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М., Генезис, 2003.

  • Название файла: Фамилия И.О.;
  • Размер файла: не более 10 Мбайт;
  • Текст статьи должен быть набран в формате Microsoft Word – .docx, .doc;
  • Размер бумаги – А4;
  • Шрифт – Times New Roman;
  • Ориентация документа – книжная;
  • Размер (кегль) шрифта – 12 пт.;
  • Межстрочный интервал  – одинарный (1);
  • Минимальный объем материала – 1 полная страница (без учета заголовка, сведений об авторе и прочих метаданных);
  • Максимальный объем материала – 12 полных страниц;
  • Поля – 1,5 см.;
  • Абзацный отступ – 0,5 см.;
  • Выравнивание основного текста документа – по ширине;
  • Таблицы, схемы, рисунки, формулы, графики не должны выходить за пределы полей;
  • Таблиц должно быть не более 40% от всего объема материала;
  • Без нумерации страниц;
  • Без сносок внизу страниц;
  • Без ручных переносов слов;
  • Без двойных (тройных и т.д.) пробелов по тексту;



Предварительный просмотр:

Тинякова Светлана Александровна, педагог – психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное     образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8, Россия, город Орел

Тренинговое занятие

«Приоритеты воспитания толерантности в ДОУ

на современном этапе»

Цель: повышение толерантной культуры личности педагога через самопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

- развивать культуру общения в коллективе;

- развивать личностные качества педагогов (способность к самоанализу, самопознанию, эмоциональную устойчивость и гибкость);

- воспитывать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других людей независимо от их индивидуальных особенностей;

- повышать социально-психологическую компетентность;

- закреплять знания, полученные в ходе проведения тренинга толерантности.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, ватман, фломастеры, ручки, шкатулка с зеркалом, нарисованное на листе ватмана дерево, стикеры – листочки (по количеству участников), лукошко с мелкими предметами (количество предметов должно превышать количество участников группы), два яблока, зубочистки (по количеству участников).

Ход тренинга.

Педагог - психолог:

   - Здравствуйте, уважаемые участники семинара! Я очень рада вас приветствовать на секции, тема которой звучит так: «Приоритеты воспитания толерантности в ДОУ на современном этапе».                                                                                                                           Опасные для существования человечества явления современного мира: бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы; уже окрещенный «чумой 21 века» терроризм; распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам – вызвали к жизни понятие «толерантность». С материализацией идей толерантности связывают, не много не мало, надежды на выживание человечества в наступившем столетии.

   Для России распространение и применение идей толерантности актуально не менее, чем во всем мире. Однако экономический и политический кризис способствуют процветанию нетерпимости. Первым шагом к осуществлению идей толерантности должна стать констатация существования различных форм нетерпимости в обществе. Каждому из нас трудно признать, что в России есть расизм, что права многих ущемлены, что мы подвержены фобиям. Осознание проблемы приводит к необходимости ее решения.

   Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в учреждениях образования: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. Эти симптомы могут проявляться в отношениях между всеми участниками воспитательно - образовательного процесса. В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению.

В современных условиях реализации ФГОС дошкольного образования актуальным направлением работы дошкольных учреждений является воспитание социокультурной личности дошкольника. В связи с этим предъявляются требования к профессиональной компетентности педагога, который должен: 1) обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания условий для формирования позитивных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям; 2) уважать право каждого ребенка быть не похожим на других.

  Таким образом, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее сердцем и умом.

Этому способствует сегодняшнее тренинговое занятие.

    В начале любой приятной встречи принято знакомиться и обмениваться приветствиями.

Упражнение «Приветствие».

Цель: создание позитивного настроения, снятие напряжения.

Давайте с вами поприветствуем друг друга, как это делают жители нашей планеты. Обратите внимание на экран.

Рукопожатия (слайд 2).

   В большинстве стран мира универсальной формой приветствия является рукопожатие. При этом люди смотрят друг другу в глаза. В таджикской семье хозяин дома, принимая гостя, пожимает протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Иранцы, пожав друг другу руки, затем прижимают собственную правую к сердцу. А исконной традицией китайцев было пожимание руки… самому себе. В Малазии при рукопожатии касаются только кончиками пальцев. Поздоровайтесь кончиками пальцев.

Поцелуи (слайд 3).

  В некоторых странах, рукопожатия недостаточно, чтобы показать свое расположение к собеседнику. Например, у нас в России обнимают и трижды поочередно целуют друг друга в обе щеки. А в Омане мужчины целуют друг друга в нос. Взаимный поцелуй -  универсальный знак глубокой привязанности.

Поклоны (слайд 4).

   Во многих Азиатских странах существуют разные варианты поклона в качестве приветствия. В Китае кланяются со скрещенными на груди руками.   Индусы прижимают ладони друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей. В Японии - легкий поклон, ладони вытянуты по бокам. Поприветствуем друг друга таким поклоном.

Объятия (слайд 5).

    Во многих странах также принято обнимать близких друзей и членов семьи.

Прикосновения другими частями тела (слайд 6).

   В Полинезии при приветствии люди трутся носами и гладят друг друга по спине. Некоторые северные народы России также приветствуют дорогих гостей потиранием носами. При встрече эскимосы слегка постукивают друг друга кулаком по голове и плечам или треплют друг друга по щекам.

Приветствие позой, жестами (слайд 7).

  Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваясь; желая оказать особые знаки уважения, высовывают язык. Жители Новой Гвинеи при встрече щекочут друг друга подбородком.  В Самоа вас неправильно поймут, если вы не обнюхаете своего приятеля. При встрече кто – то машет рукой и улыбается. Улыбнитесь и помашите друг другу рукой.

Приветствие с использованием движений (слайд 8).

  Приветствуя дорогого гостя, некоторые африканские племена «дарят» ему танец.

Самым забавным по сей день являются приветствия австралийских аборигенов: некоторые могут плюнуть в гостя в знак глубокого уважения.

А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах! Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

Приветствие с использованием предметов (слайд 9).

   В России в торжественных случаях принято встречать гостей хлебом – солью. Жители Востока иногда используют четки.

Словестные приветствия (слайд 10).

  «Хэлло!», «Ассолом-алейкум!» или родное «Привет!» — звучит каждый раз, когда люди встречают друг друга. Приветствуя другого, еврей скажет: «Мир вам!»; китаец спросит: «Ел ли ты?»; перс пожелает: «Будь весел!», а зулус сообщит: «Я тебя вижу!»

На Руси три века назад люди встречали друг друга словами «Гой еси!», «Исполать вам!». Это былинное приветствие означает «Будь здоров!», а «Исполать!» переводится как «Многая лета!», «Славься!».

  Можно привести много примеров, но следует помнить об одном, что приветствие — это одно из правил этикета, которое позволяет показать свое гостеприимство и уважение.

Вам, как активным участникам коммуникации, важна демонстрация своей заинтересованности и принятия личности другого человека в процессе общения. Чтобы расположить к себе собеседника в первые минуты разговора, необходимо применить «Правило трех плюсов»:

1. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

3. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент.

   Не случайно мы начали нашу встречу именно с необычных приветствий и затронули культурные особенности разных народов. Толерантность – важная составляющая психологической культуры любого человека.

I. Когнитивный компонент.

   Беседа «Что такое «толерантность»?

- Сегодня мы говорим о толерантности. Давайте попытаемся дать характеристики толерантности. Как, по – вашему, что такое «толерантность»? С какими понятиями, качествами оно ассоциируется?

т        терпимость

о        открытость

л        любовь, ласка

е        единство, единогласие, естественность

р        развитие

а        активность

н        непрерывность

т        тактичность

н        ненавязчивость

о        обучение

с        свобода, самовыражение

т        талант

ь        мягкая, легкая адаптация

Педагог – психолог:

- Совместными усилиями перед нами возникла собственная картина восприятия данного понятия. Обратимся к научным определениям  понятия «толерантность»  (слайд 11).

   Презентация «Что такое «толерантность»?»

Цель: познакомить участников с основными определениями понятия толерантности, показать многоаспектность этого понятия.

- Действительно, толерантность» часто связывают с понятием терпимость. Тогда почему же мы не употребляем привычное нам ТЕРПЕНИЕ. Вспомним выражения: Бог терпел и нам велел; стерпится – слюбится; на всякое терпение – есть хотение. Но терпение – лишь одна из граней трактовки понятия «толерантность». Быть толерантным – значит быть терпимым.

  Второе значение включает аспект адаптации к кому или чему – либо. Если общество, коллектив толерантен – то человек достаточно легко адаптируется и социализируется в нем.

  Третье значение связано с устойчивостью: устойчивость к неопределенности, к стрессу, к конфликтам, к поведенческим отклонениям.

  Четвертое значение толерантности включает понятие допущения, позволения. Быть толерантным означает допускать, что есть люди, отличные от нас по многим факторам. Они имеют собственное мнение, ценности, идеалы, иные эмоциональные способы реагирования. Толерантный человек признает сам факт многообразия.

  Но допускать и позволять – мало! Необходимо еще и принимать этих людей такими, какие они есть. Поэтому пятое значение – толерантность как принятие. В отличии от допущения, принятие характеризуется направленностью на другого и является необходимым условием продолжения взаимодействия.

  Допускать, что есть люди, отличные от тебя, принимать их такими, какие они есть, мало. Необходимо понимать! В связи с этим шестое значение – стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Результат понимания людьми друг друга – взаимопонимание, помощь, содействие, сотрудничество и диалог.

  И только тогда наше общество станет толерантным и мы, люди, будем растить цветок толерантности.

  Итак, что же такое толерантность? (слайд 12).  Толерантность – это морально – нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению и прочее.

  Понятие «толерантность» имеет множество определений, каждое из определений выявляет какую-то грань толерантности.  Это понятие стало международным термином. Недаром 16 ноября 1995 г. в Париже была принята Декларация принципов толерантности, поэтому 1995 год был объявлен годом толерантности, а дата 16 ноября ежегодно отмечается как День толерантности.

  В педагогической профессии наличие толерантности как качества личности воспитателя является необходимым условием профессиональной успешности. Чтобы воспитывать толерантные качества, необходимо работать над собой. Путь к толерантности — это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный труд, ибо он возможен только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания (слайд 13).

   II. Эмоциональный компонент.

- Так как толерантные качества человека формируются, проявляются и развиваются в активном общении, я предлагаю продолжить наше общение и активизировать положительные эмоции.  Для этого воспользуйтесь «волшебной» шкатулкой.

  Упражнение «Волшебное озеро».

Цель: снятие напряжения, активизация положительных эмоций.

- Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

- Приятно ли Вам было еще раз увидеть этого человека?          

- Чтобы закрепить знания о толерантном поведении, я хочу предложить вам закончить сказку. (Участники делятся на 2 подгруппы).

   III. Поведенческий компонент.

Упражнение «Закончи сказку».

Цель: закрепление полученных знаний, создание условий для осознания возможных стереотипов и предрассудков.

  «Жил-был на свете Богатырь. Вот однажды подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была-ни-была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца.

Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая-голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз – слетели у змея три головы, махнул другой – еще три головы слетели…»

      - Что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы? Предложите по 3 варианта ответа.

(Один из вариантов: «Ты что, озверел? Да пей сколько хочешь!»).

- Как вы думаете, почему так поступил Богатырь?

(«Сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить»).

- Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным! Попробуйте переделать эту сказку так, чтобы Богатырь поступил толерантно.

(Работа по подгруппам 3 минуты).

Педагог – психолог:

- У вас получилась интересная сказка. А сейчас поговорим о толерантности посредством развития творчества и фантазии.

   Упражнение «Лукошко».

Цель: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие творческого мышления.

   Психолог проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Психолог приводит пример: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

- У вас получилось найти необычную взаимосвязь между предметом и понятием толерантности. У меня в руках зеленое яблоко. Оно напоминает мне еще незрелые отношения между людьми.

   Упражнение «Яблоко».

Цель: отработка навыков толерантного общения.                                                                      

- Как вы думаете, использование каких слов или выражений, препятствует толерантному общению?

(Отвечая на этот вопрос, каждый участник прокалывает яблоко зубочисткой).

- Какие выражения помогают построить толерантные отношения?

(Отвечая на этот вопрос, каждый участник вынимает из яблока зубочистку).

Психолог демонстрирует второе яблоко – красное, сравнивая его с зеленым.

- Это зеленое яблоко никогда не станет таким красным, красивым. Но в нашей власти построить толерантные отношения с окружающими.

Педагог – психолог:

- Ну вот, все упражнения выполнены, слова сказаны. Сегодня мы попытались затронуть важный для нас вопрос: что такое «толерантность»? Я думаю, наше занятие было полезным.  Согласны ли вы с этим? Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы – единое целое, каждый из нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Давайте наградим себя за активную и плодотворную работу аплодисментами! Свое отношение к занятию прошу выразить следующим способом.

  Упражнение «Дерево».

Цель: положительное завершение тренинга, подведение итогов встречи.

- На сегодняшнем занятии у нас выросло Дерево толерантности с красивыми плодами. Я предлагаю дополнить это дерево листочками обратной связи.

   Педагог – психолог благодарит всех за активное участие. Завершение работы в группе.

Библиографический список

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 2009.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988.

3. Игры. Обучение. Тренинг/ под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.

4. Клюева Н.В., Свистун М.А. программы социально-психологического тренинга. - Ярославль: Содействие, 1992.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М: Смысл, 2007.

7. Самоукина Н.В. Игры в которые играют. Психологический практикум. - Дубна, Феникс +, 2002.

8. Фопель К. Сплоченость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М., Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

Воспитание толерантной личности в условиях современного общества

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"

Консультация для воспитателей  " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, стане...

Консультация для воспитателей "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры....