Консультация для воспитателей на тему: "Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_no2.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №2 МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Старосеславино
Консультация
для воспитателей
на тему:
"Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению"
Воспитатель: Орехова Т.М.
Старосеславино 2020
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального благополучия Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач: • развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); • развитие детского творчества; • приобщение к изобразительному искусству. Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей. Как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. Психическое благополучие – это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.
Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка. На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми: 1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности; 2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми; 3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности; 4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий; 5. Гуманный стиль общения детей и взрослых; 6. Эмоционально – положительный микроклимат; 7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровьесберегающими? Здоровьесберегающей технологию можно назвать, когда точно обозначается цель – на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены. Технология должна быть воспроизводима и иметь четкое количество занятий. Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности. Занятия по нетрадиционному рисованию полезны для духовного развития детей. Работа с необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:
- развивает мелкую моторику руки;
- вызывает целый комплекс эмоций;
- проявляет характер ребенка, его индивидуальность;
- многообразие способов рисования;
- многообразие средств рисования;
- прививает любовь к изобразительному искусству;
- непринужденно развивает творческие способности.
Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности. Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию. Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается. Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе. Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством. В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать такие материалы, как:
• поролон
• зубная щетка
• деревянные палочки
• вязальные спицы
• целлофан
• листья деревьев
• овощные штампы
• пряжа
• парафин
• песок, соль
• гофре (креповая бумага)
• оракал (самоклеющаяся бумага) и др.
Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой, положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки. Рекомендуется использовать разные техники и приемы нетрадиционного рисования с детьми:
1.«Пальцеграфия» (рисование пальцами руки);
2.«Ладоневая живопись» (рисование ладошками);
3. Рисование ножками;
4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки);
5.«Эстамп – оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей);
6. Рисунок спичечным коробком;
7. Рисование листиками растений;
8. Рисование поролоном;
9.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки на бумаге);
10.«Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой);
11.«Точкография» (рисование ватными палочками, корректором);
12.«Кляксография» (рисование кляксой);
13.«Штрихография» (рисование штрихами);
14.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);
15.«Абстракция» (мозаика);
16.«Монотипия» (двойная печать на бумаге);
17.«Диатипия» (сквозная печать на бумаге);
18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем);
19.«Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока);
20.«Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями);
21.«Коллаж» (сочетание рисования и аппликации из разных материалов);
22.«Батик» (рисование на ткани);
23.«Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками);
24.«Нитевая графика» (рисование нитками);
25. Рисование бусинками, шариками, камешками;
26.«Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге);
27.«Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике);
28.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне).
Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования также благотворно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально - психическое развитие, развивают творчество. Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Из практики замечено, что даже те дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними. Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души и эмоций. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей. Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»
«Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»В центре организации образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня - ребенок, его неповторимый внутренн...
Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению
laquo;Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»Каждый ребенок - творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда по...
Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению
сообщение из опыта работы...
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные художественные техники рисования»
Консультация для родителейна тему: «Нетрадиционные художественные техники рисования»...
Конспект мастер-класса с родителями на тему: «Нетрадиционные художественные техники рисования с младшими дошкольниками»
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей дума...
Семинар -практикум « Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»
Актуальность использования нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению1. Во время рисования решаются задачи всестороннего развития детей, которые необходимы...
Конспект мастер-класса с родителями на тему: «Нетрадиционные художественные техники рисования с младшими дошкольниками»
Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных умений детей, познакомить родителей с приемами и способами изображ...
- Мне нравится (1)