Влияние мелкой моторики на развитие речи
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Конорова Татьяна Анатольевна

Опыт работы показал целесообразность развития мелкой мотрики для более качественных положительных результатов по развитию речи. Концепцию прямой взаимосвязи в своё время подтвердил ряд ведущих специалистов психологов нейропсихологов и логопедов. Содержание данного материала раскрывает роль речи на становление личности ребенка и связь развития мелкой моторики с речевой, основные этапы коррекционной работы и примеры  логопедических игр используемых в исправлении речевого недоразвития учителем-логопедом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Содержание:

  1. Роль речи в развитии личности ребёнка.
  2. Основные этапы коррекционной работы учителя-логопеда .
  3. Влияние мелкой моторики на развитие речи.
  • Исторические аспекты развития речи.
  • Взаимосвязь речи и мелкой моторики с позиций строения головного мозга.
  • Исследования ведущих специалистов в логопедии и дефектологии по вопросу влияния моторики на развитие речи.

4.  Целесообразность развития мелкой моторики, примеры логопедических игр используемых в коррекционной работе учителем-логопедом.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речь -  одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. Своевременному и правильному речевому развитию способствуют определенные факторы.

Ребенок должен:

  • Быть психически и соматически здоровым
  • Иметь нормальное зрение, слух и строение речевого аппарата
  • Иметь полноценное речевое окружение

Важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте для того, чтобы обеспечить полноценное развитие личности ребенка в обществе.

Работа логопеда в детском саду ставит перед собой задачи по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Одним из этапов коррекционной работы является исправление неправильного звукопроизношения.

При формировании правильного произношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.

  1. Подготовительный этап:
  • Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
  • Формирование артикуляторных (речедвигательных.) умений и навыков (артикуляционная гимнастика)
  1. Формирование первичных произносительных умений и навыков:        
  • Постановка звука;
  • Автоматизация звука
  • Дифференциация формируемого и смешиваемого звуков;
  1. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).

Влияние мелкой моторики на развитие речи.

Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных  и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры, такие простые манипуляции с пальчиками оказывают положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимуляцию мыслительных функций речи, положительную эмоциональную мотивацию.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

Совершенствование движений пальцев рук у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более и более  тонкую и  сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.

На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными.

На 7-м месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.

8-9 месяцев – малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Затем начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций.

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.

По исследованиям, каждый орган и каждая функция нашего тела имеют свое «представительство» в коре головного мозга. Зона, отвечающая за тонкие движения пальцев и кистей рук, занимает около трети поверхности всей двигательной зоны в коре головного мозга и расположена она в непосредственной близости от речемоторной зоны. Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль, что тренировка тонких движений пальцев должна оказать большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом. стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук

Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Еще проведенные электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В книге «Ребенок учиться говорить» М.М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Первое на что автор обращает внимание, это карта головного мозга, на которой отражено близкое расположение речевой и двигательной областей друг к другу (речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. М.М. Кольцова описывает исследование, в котором участвовало 19 здоровых, но неговорящих детей в возрасте от 1года 1 мес. до 1г 3 мес. Первой группе (9 детей) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Дети второй группы (10 детей) находись в манеже. Со всеми детьми проводились ежедневные двухминутные занятия по развитию речи. Эти занятия состояли в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, при показе собачки педагог говорил «ав-ав», стимулируя таким образом звукоподражание ребенка.

Дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день. Но звукоподражания ребенка были слабыми и стереотипными – на слова взрослого «ав-ав», «му-му», ребенок отвечал звуком «а-а-а» или «у-у-у». К 20-му дню стали отмечаться попытки более точного звукоподражания. Во 2-й группе голосовые реакции появились значительно позже, на 13-й день и после 30 дней существенно не изменились.

Таким образом, из проведенного исследования видно, что свободное передвижение детей 1-й группы облегчило возникновение звукоподражания.

В основу следующего исследования был взят факт того, что в двигательной области коры больших полушарий около трети площади занимает проекция кисти руки, и она расположена очень близко от речевой моторной зоны. Было сформулировано предположение о том, что тренировка тонких движений пальцев оказывает влияние на развитие активной речи ребенка больше, чем тренировка общей моторики.

Исследование было проведено Л. В. Фоминой. В доме ребенка было выделено три группы детей в возрасте от 10 мес. до 1 г 3 мес. В каждой из групп занятия велись по определенному плану, в каждой из трех групп проводились ежедневные занятия по развитию речи (2,5 минут). При этом в 1-ой группе не было никаких дополнительных занятий; дети 2-ой группы ежедневно 20 минут свободно передвигались по полу; а с детьми 3-й группы проводились тренировки пальцев (пирамиды, нанизывание пуговиц на проволоку). В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, они были стереотипны и очень слабые. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, после 15 дня в 10% было отмечено достаточно точное воспроизведение звуков. В 3-й группе голосовые реакции возникли уже на 3-й день, с 7-го дня у 41%, а с 15-го дня у 67% детей было отмечено уже более правильное звукоподражание.

Таким образом, был сделан вывод о том, что при тренировке тонких движений пальцев рук звукоподражание не только удалось получить намного раньше, но оно оказалось и более совершенным. Так же было отмечено, что у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне специальных занятий (ребенок трогал нос куклы, брал со стола крошку хлеба).

Продолжая исследования, Л. В. Фомина обследовала более 500 детей и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики, а с уровнем общей моторики он совпадает не всегда. Это отражено в таблице:

Степень развития движений пальцев

Степень развития речи

Степень развития общей моторики

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

Из данных, приведенных в таблице видно

- если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы;

- если развитие движений пальцев отстает, то отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в пределах нормы и даже выше,

-при развитых речи и мелкой моторики, общая моторика может быть ниже нормы.

Следующий опыт, который описывает М. М. Кольцова, проводился с детьми первых лет жизни. Детей просил показать один пальчик, два пальчика, три («сделай вот так»). Говорящим детям удавались изолированные движения пальцев. У неговорящих детей пальцы напряженные или вялые, не было изолированных движений. Были сформулированы выводы о том, что:

- не услышав речь ребенка, можно определить ее развитие;

- пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Об этом говорят также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают дактильной азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу, и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих месяцев, а те дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.

Сопоставляя все эти факты, М.М. Кольцова приходит к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные факты позволяют, по мнению М. М. Кольцовой, отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Итак, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Следовательно, целесообразно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас в лабораториях мозга. И мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируют речевые функции.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, т. е. мелкой пальцевой моторикой.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности  - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Приведём ряд таких упражнений, которые возможно использовать в коррекционной работе .

Статические упражнения:

«Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе, большой палец удерживает мизинец на ладони (под счет до 8)

Ребенок должен удерживать три пальца вместе в напряженном состоянии.

Динамические упражнения:

Работа с бумагой.

Вырезание ножницами.

Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.

Такая работа показывает, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребенка.

Обрывание листа бумаги.

Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии. Это показывает согласованность действий обеих рук.

Упражнения на тактильные ощущения:

Узнавание качества предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Узнавание формы предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать круг ( квадрат, треугольник)

Узнавание предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расческу, ложку, куклу, конфету (3 – 5 штук)

 

Упражнения силы тонуса:

Упражнения показывают силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

Сжатие двумя руками рук взрослого.

Ребенку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

Сжатие руки взрослого одной рукой.

Педагог просит пожать ему руку. Если ребенок праворукий ему подается правая рука, если леворукий – левая.

 

Упражнения на координацию движений.

Вдевание нитки в иголку.

Педагог предлагает ребенку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.

Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».

Ребенок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог дает инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку» на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак.»

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребенок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счет педагога (до 3). 

Упражнение «Коза – заяц».

Упражнение представляет собой смену статических упражнений. Ребенок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3–4 раза.

 

Упражнения для щепоти.

Захват карандаша.

Педагог предлагает ребенку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины ( не менее десяти).Фиксирует, как ребенок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Упражнение «Посолим суп». 

Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребенок производил движение медленно, как бы растирая комочек соли.

Катание шарика. 

Упражнение показывает не только согласованность в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений.

Ребенок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.

Список литературы:

  1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2008.
  2. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009.
  3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: «Скрипторий 2003», 2009.
  4. Данилова Е. А. пальчиковые игры. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144
  6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Россия, 1979. – С. 192
  7. Коррекционно-развивающее обучение. /Под ред. Шевченко С.Г. - М.: Владос, 1999140 с.
  8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб.: «Литера», 2009.
  9. Седых. Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. – М.: АСТ, 2005.
  10. Сенсорное воспитание. /Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение,
  11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., «Лань», 2002

Конорова Т. А. Учитель-логопед МДОУ№65 «Дюймовочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

Нормальное сенсомоторное развитие является основой всего психического развития ребенка, поэтому формирование высших психических функций всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с сенсомоторно...

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребёнка.

Влияние мелкой моторики на развитие речи ребёнка...

Конспект родительского собрания в форме мастер-класcа на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

В данной теме раскрывается влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей и даются практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук....

Влияние мелкой моторики на развитие речи.

Данный материал представляет собой консультацию для родителей и воспитателей. В ней раскрываются взаимосвязь мелкой моторики рук и развития речи. Приводится комплект занятий для формирования мелкой мо...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Консультация для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи

Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики и её влиянии на речевое развитие детей....

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...