Консультация «Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ на развитие мелкой моторики рук»
занимательные факты по коррекционной педагогике (старшая группа)

Панина Наталья Сергеевна

     Научно доказано, что уровень развития  речи ребёнка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то  и нарушено речевое развитие.

  Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны?

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

«Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ

на развитие мелкой моторики рук»

Педагог-психолог:

Болховитина

Наталья

Сергеевна

Октябрь 2020г.

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

               В.А. Сухомлинский

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1875669/pub_5e1e182de6cb9b00b04b4a27_5e1e1e9d43fdc000ad64298f/scale_1200 https://d2j6dbq0eux0bg.cloudfront.net/images/14600016/982316395.jpg https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/e/3/6/130407213038.jpg

    Научно доказано, что уровень развития  речи ребёнка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то  и нарушено речевое развитие.

  Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны?

  Ответ на этот вопрос нам дают исследования ученых-нейрофизиологов, которые занимались  проблемами нарушения речь: выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при  водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.      

   Из этого следует, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

  Проблема развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи является достаточно актуальной.

Её значимость определяется:

- во – первых,  прямой зависимостью уровня развития речи ребёнка от степени развития тонких движений пальцев его рук;

- во – вторых, тесной связью речевых и двигательных зон в коре головного мозга;

- в третьих, потребностью ребёнка в реализации двигательной активности.

     Значимость развития мелкой моторики, подчёркивали философы, физиологи и педагоги.

   Исходя из всего выше сказанного использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики  для преодоления отклонений  в речевом развитии детей.

  Работа в данном направлении предполагает решение ряда задач:

   коррекционно – образовательные:

  - формировать познавательную активность и творческое воображение детей;

   коррекционно – развивающие:

- развивать тонкие движения пальцев рук;

- развивать тактильную чувствительность;

- активизировать речевую деятельность;

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

   коррекционно-воспитательные:

 - формировать положительную мотивацию на занятие;

 - воспитывать внимание к обращённой речи;

  - развивать самоконтроль за речью.

  Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики используются  на занятиях с использованием нестандартным  оборудования:

  • Природный материал: шишки, орехи, косточки, каштаны, камешки, жёлуди.
  • Бытовые предметы: бусы, пуговицы, пробки, различные крупы, решётки для раковины,  резинки для волос, бельевые прищепки, канцелярские скрепки, шестигранные карандаши,
  • Шарики Су – Джок и эспандеры
  • Трафареты для рисования песком(трафареты геометрических фигур, различных линий, фигур);
  • Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
  • Тренажёры для развития мелкой моторики
  • Игры с пластилином, тестом, глиной.
  • Рисование, раскрашивание.                                                         

    Игры с этими  предметами, очень нравятся детям. Дошкольники по своей природе любознательны. Всё новое и необычное привлекает детей, поэтому нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики,  способствуют повышению у детей внимания и интереса к играм с различными предметами, поддерживают положительный настрой, желание выполнять упражнения и задания в течение всего занятия  и, следовательно, способствуют  преодолению речевых нарушений.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) Тема: «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».

Показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....

Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных заняти...

Мастер-класс "Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук"

показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....

Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»

Мастер- класс для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»...

Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»

В практике моей работы с детьми  прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук  у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошко...

Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности....

"Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук".( Семинар практикум для родителей)

Данный материал предназначен для родителей . Показать методы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....