Учимся писать, играя (консультация для родителей)
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предлагаю Вашему вниманию консультацию от учителя-дефектолога на тему: "Учимся писать, играя", в которой Вы найдете много интересных игровых приемов, применимые при освоении письма начиная с возраста 3 -х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_igraya.docx | 605.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся писать, играя
(консультация для родителей)
Нужно ли учить писать буквы ребенка, которому исполнилось 3 года? Если это и делать, то только в веселой игре!
Волшебные узоры
Допустим, ваш кроха уже хорошо знаком с красками, фломастерами, и цветными карандашами. Теперь нужно научить его хорошо ориентироваться на листе бумаги: пусть отыщет верхний левый угол, нижний правый, верхний левый, правый нижний угол, середину листа. Эти слова ребенку 3 лет мало понятны? Тогда предложите ему такую занимательную сказку.
«Жилет с кармашками»
Ежиная семья дружно работала в саду на уборке урожая. Еж и ежиха ловко накалывали на свои иголки яблоки и груши. А у маленького ежонка ничего не получилось. Его тоненькие иголки гнулись под тяжестью плодов.
- Не огорчайся,- попросила ежиха-мама. – И твои иголки станут крепкими и прочными. А пока собирай сухие листочки. Посмотри, какие они красивые и яркие, сухие и легкие.
Ежонок с удовольствием принялся за дело. Скоро вся ежиная нора была засыпана шуршащими осенними листьями. Ежонок опять загрустил: так хотелось заниматься настоящим взрослым делом.
- Я, кажется, придумал! – сказал еж – папа. – Надо ежонку сшить жилет с кармашками, и он тоже будет нам помогать. Уж из карманов-то фрукты не выпадут.
Ежиха отправилась в ателье и заказала для ежонка белый жилет с кармашками. Когда сшили жилет, в саду уже собрали весь урожай. Осыпались последние желтые листочки с деревьев. В воздухе порхали первые снежинки. – Скоро наступит зима, - сказал еж, - пора нам на покой.
И повел свое семейство в норку. Как известно, зимой ежи спят.
Маленький ежонок удобно устроился на мягкую подстилку из сухих листьев. Свой белый жилет он положил рядом с собой и уснул крепким сном.
Ему приснился фруктовый сад, где растут яблоки и груши, лимоны и бананы, мандарины и апельсины, сливы и киви, вишни и черешни, персики и абрикосы.
Ежонку захотелось набрать много разных фруктов. Принести домой и порадовать маму, папу и своих друзей, маленьких ежат.
Он быстро наполнял карманы своего нового белого жилета по очереди: верхний левый карман, верхний правый карман, нижний левый карман, нижний правый карман.
Наполнил и два кармана, которые находились посередине, на пряжке. Ноша была очень тяжелая, но это нисколько не беспокоило ежонка. Веселый и радостный, он отправился домой. И вдруг услышал папин голос: - Вставай, вставай лежебока! Уже весна на дворе!
- Ребенку стало интересно? Попросите своего малыша помочь ежонку «донести» фрукты до дома. Пусть на листе бумаги раскрашивает цветными карандашами «карманы», контуры которых заранее заготовили взрослые.
- После этого предложите для раскраски контуры фруктов: яблоки, большие и маленькие, груши, бананы, апельсины, гранаты, сливы, киви и т.д.
- Если ребенок будет испытывать трудности при выполнении этого задания, предложите ему «волшебный экран» на котором можно рисовать палочкой. Возьмите ручку малыша в свою и помогите ему провести палочкой по поверхности экрана в нужном направлении. Удавшийся рисунок оставьте для образца и предложите крохе нарисовать самостоятельно.
- После того как ребенок научится раскрашивать заготовки, не выходя за их пределы, можно предложить штриховку:
Верхний левый карман Правый – сверху вниз. Нижний левый -
заштриховать карандашом наклонными линиями
слева направо. сверху вниз.
Правый нижний – Маленькие кармашки или точками, движение
наклонными линиями на пряжке карандаша – слева
снизу вверх. пунктирными линиями. направо.
Предложите ребенку освоить и движение карандаша по спирали. На пластиковой дощечке взрослый рисует фломастером контур апельсина, яблока или какого – то другого фрукта.
Пусть кроха выберет фломастер в соответствии с цветом названного фрукта, поставит точку в центре и ведет линию по спирали.
«Яблочко растёт» (раскручиваем «Слива высохла» (на уменьшение,
спираль до контура яблока). до центра сливы).
Первая буква
Когда эти задания малыш будет выполнять самостоятельно и аккуратно, переходим к следующему этапу. Читаем ребенку стихи, напоминающие содержание нашей сказки:
«Самый маленький ежонок
Говорит отцу спросонок:
«Мои иголки не так еще колки.
Не могут фрукты донести,
Мне б немножко подрасти!»
Говорит ежиха – мать:
«Надо урожай собрать.
После мы найдем портного
И сошьем тебе обнову.
В день рожденья, на пять лет
Подарю тебе жилет.
Жилет будет с кармашками,
С конфетками, бумажками».
В ателье портной умелый!
Шьет ежонку жилет белый.
«Ты карманы прострочи.
Будут там лежать ключи,
Яблоки, продукты,
Овощи и фрукты».
«Я в большой карман положу банан.
В карман поменьше положу орешки.
В верхний левый – апельсин спелый.
В нижний правый - ананас кудрявый.
Еще на пряжке остались кармашки.
Туда положу я сливы и киви,
Чтоб поясок был красивее.
А этот карман лишний?
Нет! Для алычи и вишни!
- Приготовьте «кармашки» из белого картона (прямоугольники размером 10X7 сантиметров.) Это будет заготовка для каждой буквы.
Писать буквы лучше фломастерами. Покажите малышу, ка это делать.
- Возьмите фломастер ярко-красного цвета.
- Произнесите нараспев несколько слов с определенным звуком, например и-ней, и-ра, и-рисы.
- «Какой звук долго звучал?»
- «Сфотографируем» этот звук (то есть напишем). Поставим точку в верхний правый уголок, проведите палочку сверху вниз до нижнего левого уголка. Такую же палочку проведите с правой стороны.
- А теперь поясок – наискосок.
- Поставьте точку в верхний правый угол и проведите фломастером до нижнего левого угла.
-Что, получилось?
-Да!
«Вы узнали или нет
Звука (И) большой портрет?
- Не обязательно добиваться от ребенка названия углов и сторон прямоугольника. Важно, чтобы он правильно ориентировался в микропространстве. Для лучшей ориентировки на одном из заготовленных картонных «карманов» можно нарисовать в верхнем левом углу солнышко, в нижнем левом углу – травку, в верхнем правом углу – тучку, в нижнем правом – дождик и лужу, в середине самолет.
Продолжаем писать:
«Этот звук услышишь ты,
Если позовешь цветы:
А-стры, А-стры…
Назови еще скорей имена детей:
А-ня, А-лик – поймал звук?»
- Поставьте фломастером между солнышком и тучкой посередине.
- А теперь проведите наклонную палочку в нижний левый уголок, туда где растет травка.
- Вторую палочку видите туда, где льют дожди.
- А теперь эти две наклонные палочки соедините короткой линией. И проведите ее там, где летит самолет, слева направо.
- Подытожьте пройденное:
- Ответь мне буква А от звука (А) отличается?
- Ага!
- Звуки слышим, а буквы пишем.
Поймай звук!
- Малышу понравилось писать портреты звуков? Он понял, что сначала звук нужно поймать, то есть выделить его из слова? Малышу это легче сделать, если нужный звук стоит под ударением:
Э-э-эдик, Э-э-эмма, э-э-эхо;
У-у-уля, у-у-улица, у-у-утки;
О-о-оля, о-о-озеро, о-о-облако.
Пусть еще поупражняется на звуки. Если ребенок выделяет звуки с большим трудом, потренируйте его слуховое понимание.
Поиграйте в игру «Подскажи словечко». Вспомните хорошо знакомые стихи. В каждой строчке стихотворения пропускайте последнее слово. Пусть это слово подскажет ребенок;
«Мы потопаем…(ногами),
Мы хлопаем …(руками),
Качаем…(головой).
Мы руки…(поднимаем),
Мы руки…(опускаем),
Мы руки …(подаем),
Попрыгаем…(вдвоем).
Наша Таня громко …(плачет),
Уронила в речку…(мячик)».
Или стихи из нашей сказки:
«Я в большой карман положу…(банан)» и т.д. - После того как пять портретов гласных звуков написаны, можно предложить «отловить» последний гласный звук (Ы). Объясните малышу, что этот звук живет в конце слова: слив-ы-ы, банан-ы-ы, апельсины-ы-ы, шкафы-ы-ы.
Если ребенок не сумел выделить звук (Ы) в конце слова, дайте подсказку: «Как гудит пароход? - Ы-ы-ы»
«А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!» - После гласных можно приступать к согласным звукам и буквам: Н, Т, Х, П. Выделять согласные звуки лучше в тех словах, где они стоят в начале слова и в твердой позиции: Надя, Таня, Хобот, Поезд. Обычно дети 3 лет не испытывают трудностей при освоении перечисленных звуков.
Можно детям давать и изолированные звуки «Как дедушка храпит? – «Х-х-х»; «Как ежик пыхтит? – «П-п-п».
В дальнейшем нужно брать те согласные звуки, которые ребенок правильно произносит. - Предложите малышу «портреты звуков», то есть буквы, написанные им, разложить в разные места детской комнаты и «познакомить» с ними свои игрушки. Дети любят заниматься «взрослыми делами», учить кого-то чему-то. Такая «работа» поможет ребенку скорее запомнить буквы, подготовит руку к письму, создаст хорошее настроение и базу для овладения чтением.
Валентина Дмитриевна Тонкаль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся отгадывать загадки (консультация для родителей)
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предме...
Учим детей петь (консультация для родителей).
Учим детей петь (консультация для родителей). Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач гармонического развития ребёнка, развива...
"Учите, играя!" консультация для родителей
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра....
Учим слушать и слышать. Развиваем активную речь малыша в игре – Консультация для родителей
Учим слушать и слышать. Развиваем активную речь малыша в игре – Консультация для родителей...
Дидактическое пособие "Учимся писать играя. Занимательная азбука"
Цель: Познакомить детей с буквами, научить читать, писать.Учить детей по образцу рисовать кистью.Задачи:-Познакомить с графическим изображением буквы;-закрепить умение мыслить логически;-Развиват...
"Учимся играя" Консультация для родителей «Коррекционно-развивающая среда в домашних условиях»
Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комна...
«Учим математике играя» (в помощь родителям для домашних игр).
Консультация для родителей ....