Если ребенок в два года не говорит...Советы логопеда
статья

Трухина Наталья Сергеевна

В статье описаны причины возникновения задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также практические рекомендации по формированию и развитию речи малышей. Статья адресована родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebenok_v_dva_goda_ne_govorit.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок в два года не говорит…

Советы логопеда.

Нужно ли волноваться, если малыш в 2 года не разговаривает, а, только показывая пальчиком на интересующие его предметы, мычит, издает неразборчивые звуки или вовсе молчит? Часто родители двухлетнего малыша не обращают внимание на тот факт, что их кроха не разговаривает, так как существует мнение, что особо беспокоиться по этому поводу не стоит, особенно, если это - мальчик; якобы пройдет немного времени, и ребенок самостоятельно начнет говорить.

Однако, если у ребенка хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами, но при этом в 2 года не разговаривает — это не норма.

При нормальном речевом развитии словарный запас детей такого возраста составляет примерно 200 слов, они могут общаться, используя простые предложения из 2-3 слов.

Причины, по которым дети не научились говорить к этому времени, могут носить социальный характер:

  • с малышом мало или совсем не общаются,
  • в семье общаются на двух и более языках,
  • упрямство ребенка, так называемый «речевой негативизм»,
  • сильный стресс, переживания, волнения на фоне нестабильной семейной обстановки (ссоры родителей  в присутствии ребенка, могут вызвать у него стойкое нежелание разговаривать).

Существуют также физиологические причины:

  • болезни головного мозга;
  • следствия травм головы;
  • инфекционные заболевания, которые перенесла мать в период беременности или кормления   грудью;
  • проблемы, связанные со слухом;
  • повреждения речевого аппарата.

Навыки разговорной речи ребенка формируются в семье. Спокойные и доверительные отношения между членами семьи, когда ребенок чувствует себя в полной безопасности,  активное общение в семье, отсутствие постоянного шума в квартире (телевизор, радио и т.п.), общение со сверстниками благоприятно влияют на речевое развитие детей.

С первых дней жизни ребенка родителям и другим родственникам следует говорить с ним не «сюсюкая», не коверкая слова. Артикуляция должна быть четкой, малышу важно видеть и запоминать, как движутся губы, язык при произношении слов.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. Повторяйте названия предметов вместе с малышом.

Слушайте звуки и шумы. Спрашивайте: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, пение птиц и т.д.

Не предугадывайте желания малыша. Например, если показывает пальчиком на игрушку – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет.

Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и слова.

Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только односложно, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. Начинайте учить малыша коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавляйте слова, обозначающие цвет, размер, действие и т.п. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа.

Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что малыш произнесет их отлично. Похвалите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как он произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Занятия проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, развивать память и внимание.

Научите ребенка простым упражнениям артикуляционной гимнастики: цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри и т.п.

Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки.

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать.

Регулярно наблюдайтесь у детского врача-невролога.

Одну из главных ролей в развитии речи детей двухлетнего возраста играет мелкая моторика. Ученые уже давно доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления ребенка. Так, делая массаж пальчиков рук малышу до года, вы воздействуете на точки, которые подают сигналы в часть коры головного мозга, ответственную за развитие речи.

Развивать мелкую моторику малышей можно, используя:

  • массаж пальчиков и кистей,
  • расстегивание/застегивание крупных пуговиц,
  • обводка предметов по контуру,
  • перебирание пальчиками мелких предметов (фасоли, пуговиц, гороха, бусин и т.п.),
  • собирание мозаики, пазлов,
  • рисование, лепка.

Таким образом, речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок в 2 года....

Данная статья является методической рекомендацией по работе специалистов и родителям в коррекционной работе с детьми младшего возраста....

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА КРАСИВО ГОВОРИТЬ» СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Консультационный материал для родителей об основных направлениях в развитии правильной речи. Раскрываются причины речевых нарушений, а также пути успешного формирования речи дошкольников....

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок плохо говорит. Советы учителя-логопеда»

Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями....

Если ребенок не говорит. Советы родителям.

Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь? Речь явля...

Если ребенок плохо говорит... (Советы логопеда)

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отк...

Консультация для родителей на тему: "Учите детей говорить!"(Советы логопеда)

Во все времена в обществе высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью.  Речь включена во все проявления психической деятельности человека. Хотите ли вы, родители, чтобы ваш ребё...

Консультация для родителей «Учите детей говорить!» (советы логопеда)

Во все времена в обществе высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью. Речь включена во все проявления психической деятельности человека....