Семинар для педагогов ДОУ по теме" Направления в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_tyazhyolymi_narusheniyami_rechi.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Речь — одна из центральных психических функций, отражение мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она влияет на развитие психических процессов ребёнка и его общее развитие. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без формирования у него правильной речи.
Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребёнок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщённой информации. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно. В настоящее время количество дошкольников с различными нарушениями речи, к сожалению, увеличивается. При обследовании детей, имеющих речевую патологию, в большинстве случаев выявляются: общая соматическая озлобленность, нарушения некоторых составляющих их двигательной сферы. Это проявляется в виде недостаточной координации движений, неточности, моторной неловкости, неуверенности в выполнении дозированных движений, пониженной скорости и ловкости в выполнении заданий.
Психическое состояние детей неустойчиво, в связи с этим их работоспособность резко меняется. Поэтому многим из них непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию, направленная на развитие детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.
Одной из проблем в организации коррекционной работы в дошкольных учреждениях общего назначения на физкультурных занятиях является отсутствие современной технологии, которая необходима при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
Для решения главной коррекционной задачи — исправления речи детей — необходимо комплексное воздействие на речевую деятельность ребёнка во всех видах детской деятельности.
Глубокое понимание особенностей речевого и психического развития детей с тяжёлой речевой патологией, а также анализ и обобщение научной и методической литературы помогли нам понять, что в работе с этой категорией детей подход должен быть ориентирован на коррекцию и компенсацию эмоциональных, физических, психических, речевых нарушений и на физкультурных занятиях. Это позволило нам сформулировать задачи, определить направления в коррекционной работе и выбрать наиболее приемлемые формы и методы их решения. Первое основное направление заключается в применении педагогических воздействий, направленных на снижение состояния тревожности ребёнка.
Тревожный ребёнок, как правило, не уверен в себе, в своих силах; любое задание вызывает у него излишнее беспокойство; во время выполнения задания очень напряжён, скован; очень быстро устаёт; при малейшей неудаче легко расстраивается, часто не может сдержать слёзы; ему трудно сосредоточить внимание на задании. Наличие таких качеств не может положительно сказываться на освоении ребёнком двигательных навыков. Поэтому занятие, как правило, начинаем с игр и упражнений на снятие тревожного состояния, которые дают детям возможность успокоиться и сосредоточить внимание на дальнейшей работе.
Снижение уровня тревожности способствует:
- созданию благоприятного фона;
- формированию положительной мотивации;
- улучшению понимания и восприятия двигательного задания;
- усовершенствованию координационных способностей;
- повышению результативности действий;
- повышению самооценки положительных результатов;
- уменьшению напряжённости деятельности;
- снижению утомляемости, продлению периода активности;
- увеличению объёма двигательной активности;
- повышению уровня физической подготовленности.
Второе направление — по согласованию с учителем-дефектологом включение упражнений и заданий по формированию диафрагмально-речевого дыхания.
Для того чтобы иметь возможность свободно говорить фразами, необходимо тренировать диафрагму (самую сильную из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в образовании голоса). Для этого нужно дышать предельно глубоко, чтобы лёгкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.
С этой целью в занятия включаем упражнения дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой «Обними плечи», «Поклон» и др. Они приводят в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и звукообразовании, — лёгкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму, а также дыхательные упражнения с удлинённым выдохом и произношением звуков, которые уже поставлены учителем-дефектологом.
Обучение правильному дыханию стараемся осуществлять через формирование осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий.
Третье направление включает упражнения на развитие общей (координации движений) и мелкой моторики руки.
Тренируя руку, мы стимулируем развитие речевых центров головного мозга. А в результате совершенствования речи интенсивно развивается мышление. Так, простые упражнения по развитию моторики рук способствуют активизации мышления и речи.
На первом этапе ознакомления с комплексом пальчиковые упражнения выполняем в статичном положении с использованием предметов (палочки, колечки, маленькие мячи) и без предметов. Упражнения, как правило, сопровождаем стихотворным текстом.
При подборе упражнений и текста учитываем возраст, речевые и двигательные возможности детей, лексические темы занятий. Упражнения на развитие общей моторики движений даём с постепенным усложнением заданий. Сначала используем упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводим упражнения, объединяющие части тела и дыхание.
Четвёртое направление — развитие артикуляционной моторики.
Последнее наиболее успешно решаем при обучении детей мимической гимнастике, которая развивает воображение, выразительность движений. Мимические упражнения подбираются таким образом, чтобы на занятии использовались ранее изученные, воздействующие на развитие мышц рта, языка и нижней челюсти с учетом лексической темы.
При коррекционной работе с детьми с различными речевыми нарушениями мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Следует использовать специальные упражнения для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Желательно использовать упражнения, где идёт сочетание ритма и музыкального сопровождения.
Пятое направление — это закаливание.
Наша задача — постепенно и регулярно заниматься закаливанием, что приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребёнка. В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегчённой одежде, иногда только в шортах, в хорошо проветренном зале, зарядка при открытой форточке. В группах воспитатели также проводят закаливающие процедуры.
Шестое направление — массаж биологически активных зон и игровой массаж.
Воздействие на биологически активную зону осуществляется пальцами, кулачками, кистью руки в виде поглаживаний, растираний, потряхиваний, встряхиваний. Продолжительность самомассажа составляет 1—1,5 мин. В своей практике мы проводим самомассаж с целью профилактики простудных заболеваний по следующим зонам: голова («расчёсывание» волос пальцами), поглаживание лба, щёк, крыльев носа, разглаживание бровей, похлопывание по щекам, подёргивание кончика носа, поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку, ушных раковин, области грудной клетки, самомассаж рук, ног (ниже колена), туловища.
Игровой массаж дети могут проводить друг другу через одежду. При выборе партнёра для массажа обязательно учитываем пожелание ребёнка. Песенки и стихи подбираем с учётом возраста детей и лексических тем.
Седьмое направление — пластико-ритмическая гимнастика.
Пластико-ритмическая гимнастика строится на импровизации в танце, образных движениях, предлагаемых педагогом.
Занятия по ритмической гимнастике проводим с учётом общеразвивающих и коррекционных задач. Движения, выполняемые под музыку, являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяют свободно, красиво и правильно выполнять двигательные задания.
Восьмое направление — релаксация, психогимнастика.
Используем особые упражнения, которые помогают расслаблять мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение после сложных ситуаций, что является важным условием для становления естественной речи и правильных телодвижений.
Девятое направление — игровая деятельность.
Игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Игра развивает ребёнка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.
Чтобы игра не утратила подлинно развивающий смысл, не превратилась лишь в способ моторного натаскивания детей, в двигательную деятельность включаем процесс образного мышления. Игры подбираем согласно лексическим темам, которые предусмотрены учителем-дефектологом и по мере возможности с текстовым сопровождением, т.к. координация движения со словом трудно даётся детям с нарушениями речи, но именно это и способствует её развитию.
Слово, особенно в стихотворной форме, в сочетании с движениями облегчает не только освоение правильного произношения, отработку темпа речи, развитие речевого слуха, но и овладение движениями, так как ритм стихотворной речи помогает сохранять ритмичность их выполнения.
Таким образом, с одной стороны, двигательная активность ребёнка помогает интенсивнее развивать его речь, а с другой — формирование движений происходит при участии речи.
Использование в физическом воспитании детей с нарушениями речи предложенных направлений позволяет расширить формы работы по сохранению и укреплению их здоровья. Это воздействует на развитие их речи в процессе физкультурной, ритмической и речедвигательной деятельности, снижает психоэмоциональную напряжённость детей, повышает уровень физической подготовленности и увеличивает объём двигательной активности. По мнению специалистов, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быть успешно использован в работе с детьми дош...
«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быт успешно использован в работе с детьми дошкольного возра...
Презентация «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
В презентации отражён один из нетрадиционных приёмов обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста с разн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...
Применение метода интеллект-карт в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Применение интеллект-карт в работе учителя-логопеда. Опыт работы показывает весьма эффективным способом метод наглядных интеллектуальных карт. Интеллект-карта (с английского mind map можно переве...
«Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями Семья – это первая ступень овладе...
Нейроигры в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Нейроигры в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи...