Адаптированная образовательная программа
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная образовательная программа | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
________________________________________________________________________________________
Принята на заседании ПМПк протокол № ___ от «___» ___________20___ г. | УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МБДОУ «Детский сад №9» _______________ « » 2020 г. |
Адаптированная образовательная программа
Разработали и реализуют:
Специалисты МБДОУ «Д/с № 9»:
Учитель-логопед:
Педагог-психолог:
Воспитатели:
С. В. Бессонова
I. Пояснительная записка
Цель: устранение речевых недостатков ребенка.
Задачи:
- развивать понимание речи;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать слоговую структуру слова;
- обогащать словарный запас;
- формировать фразовую речь;
- формировать связную речь;
- развивать коммуникативные навыки ребенка.
Место рабочей программы в учебном плане:
Данная рабочая программа разработана для реализации адаптированной Программы.
Форма организации занятий: индивидуальные.
Частота индивидуальных занятий: учитель-логопед - 2 раза в неделю, продолжительность 15 минут; педагог-психолог – 2 раза в неделю, продолжительность 15 минут; воспитатель – 2 раза в неделю, продолжительность 15 минут.
II. Общие сведения
Ф.И.О. ребенка Возраст ребенка:09. 04. 2016 г. Группа: 2-я младшая. | |
Ф.И.О. родителей: | |
Ф.И.О. воспитателей: Бессонова С. В. | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: | |
Сроки реализации программы: апрель-май 2020 года. | |
Заключение и рекомендации ПМПК | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Протокол № 11 от 16 марта 2020 года. |
Специальные условия для получения образования | Не нуждается |
Наличие инвалидности | Нет |
III. Организация психолого-педагогической помощи
| |
Учитель-логопед | - обогащение и активизация словаря; - развитие фонематических процессов; - коррекция звукопроизношения; - формирование лексико-грамматического строя речи; - развитие связной речи. |
Педагог-психолог | - развитие предметно-игровой деятельности посредством формирования подражательных навыков; - развитие сенсомоторных навыков на основе расширения представлений о сенсорных эталонах; - развитие вербального компонента деятельности. |
Дефектолог | - |
Общие рекомендации | - рекомендовано чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами; - рекомендовано использовать методы, активизирующие познавательную деятельность. |
Рекомендации специалистов медицинского профиля: невролог, ортопед, оториноларинголог | - наблюдения по показаниям. |
| |
Учитель-логопед | Обращенную речь понимает. Инструкции взрослого выполняет не всегда. Артикуляционные движения не точные, выполняет не в полном объеме. Словарь ниже возрастной нормы. Фонематическое восприятие не достаточно сформировано. Слоговая структура слова нарушена. Связная речь отсутствует. Преобладают аграмматичные фразы (искажена в фонетическом и грамматическом отношении). |
Педагог-психолог | |
Воспитатель | Наблюдаются трудности в освоении основных приемов в лепке и рисовании Мелкая моторика развита не достаточно Временные и пространственные представления сформированы не достаточно Знания о предметах ближайшего окружения не достаточны Связная речь не развита, словарный запас не достаточный |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | Не нуждается. |
IV.Трудности формирования навыков и умений
Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Познавательное развитие | Физическое развитие |
Ограничен запас общеупотребительных слов. Не достаточно сформированы обобщающие понятия. Номинативный, глагольный словарь не соответствует возрастной норме. Простые предлоги в речи отсутствуют. Речь представлена аграмматичными фразами, простыми предложениями, в которых не согласуются в роде и числе существительное и глагол. Не владеет навыками построения простого предложения. Не может выразить мысли логично, последовательно, понятно для окружающих, т. е., связная речь отсутствует. | Не достаточно сформированы навыки самообслуживания. | Технические приемы скатывания, раскатывания, сплющивания в лепке сформированы не достаточно. Не умеет правильно держать кисть и карандаш | Допускает ошибки в определении правой и левой стороны Не достаточные знания о предметах ближайшего окружения Не выделяет характерные признаки сезонных изменений | При выполнении ОРУ не согласовывает движения рук и ног. |
V. Планируемые результаты освоения коррекционной программы:
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок владеет навыком понимания чужой речи;
- ребенок пользуется речью как средством общения, проявляет речевую активность, вступает в беседу со сверстниками и взрослыми;
- ребенок усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- ребенок активно усваивает навыки словоизменения и словообразования;
- ребенок умеет строить фразу из 2-3 слов, простое нераспространенное предложение.
Система оценки достижения результатов:
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- текущий мониторинг в форме наблюдения за качеством звукопроизношения, лексико-грамматического оформления речевых высказываний воспитанников в процессе бесед;
- итоговая диагностика (май).
Входящая и итоговая диагностики осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования.
VI. Содержание коррекционной работы
Тематическое планирование.
В представленном тематическом планировании дан перечень коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. (Приложение № 1)
Индивидуальный план логопедической работы на ребенка (Приложение № 2)
План работы воспитателя (Приложение № 3)
План работы педагога-психолога (Приложение № 4)
План работы дефектолога (Приложение № 5)
План работы музыкального руководителя (Приложение №6)
План работы инструктора по физическому развитию (Приложение № 7)
VII. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса
См. п. 3. 1. Основной образовательной программы дошкольного образования.
См. раздел "Программно-методическое обеспечение" в Паспорте логопедического кабинета.
См. раздел "Программно-методическое обеспечение" в Паспорте кабинета психолога.
Приложение 2
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
на 2019-2020 учебный год
ФИ ребенка:
Дата рождения:
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровня.
Цель коррекционно-развивающей работы : устранение речевых недостатков ребенка.
Задачи:
- развивать понимание речи;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать слоговую структуру слова;
- обогащать словарный запас;
- формировать фразовую речь;
- развивать коммуникативные навыки ребенка.
Направления | Задачи | Содержание | Результат |
1. Развитие фонетической стороны речи | 1. Развивать подвижность и увеличивать объем движений губ и языка. 2. Вырабатывать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. | 1. Формировать правильное речевое дыхание, вырабатывать сильную воздушную струю. 2. Развивать и укреплять мышцы губ и языка с помощью артикуляционных упражнений ("Улыбочка", "Трубочка", "Лошадка", "Индюк", "Качели" и др.) | - Правильная воздушная струя при произношении; - Подвижность движений органов артикуляционного аппарата. |
2. Развитие фонематического восприятия | 1. Развивать фонематическое восприятие. 2. Формировать звуко-слоговую структуру слова. | 1. Дифференцировать слова по звучанию. 2. Формировать слоговую структуру слова. | - Дифференциация на слух, употребление общеупотребительных слов;- - Правильное воспроизведение в самостоятельной речи двусложных и трехсложных слов из открытых слогов, односложных слов из закрытого слога. |
3. Развитие словаря | 1. Расширять, уточнять и активизировать словарь. | 1. Расширять словарный запас и активизировать в собственной речи существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия (типа там, тут) по темам: 2. Вводить в речь простые предлоги. | - Пополнение словарного запаса слов (номинативного, предикативного, атрибутивного). |
4. Развитие лексико-грамматического строя | 1. Совершенствовать понимание грамматических форм слова. 2. Формировать навык словообразования и словоизменения. 3. Формировать синтаксическую сторону речи. | 1. Совершенствовать навык употребления предложно-падежных конструкций. 2. Совершенствовать навык построения простого предложения, фразы из 2-3 слов. | - Овладение навыками словообразования и словоизменения; - Правильное употребление грамматических форм слов; - Использование в речи простых предложений, фраз из 2-3 слов. |
5. Развитие связной речи | 1. Развивать коммуникативные навыки ребенка. 2. Развивать связную речь. | 1. Формировать навык составления простого предложения по сюжетной картинке. 2. Формировать навык ведения диалога. | - Самостоятельное составление предложений по картинке (Типа Ваня сидит, Соня идет); - Умение вести беседу, отвечать на вопросы простым предложением, фразой. |
6. Развитие мелкой моторики | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать графомоторные навыки. 3. Совершенствовать конструктивный праксис. | 1. Развивать мелкую моторику разными способами. 2. Выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие движений кистей рук, пальцев рук при рисовании, выполнении штриховок, проведении линий. | - Увеличение объема и движений пальцев рук; - Улучшение координации пальцев рук. |
Приложение № 3
Содержательный блок воспитательно-образовательной работы
Ф.И. ребенка:
Образовательная область | Цели и задачи | Содержание (игры, упражнения) | Примечание | ||
30.03.20 – 03.04.20 Тема недели: Волшебный мир сказок | |||||
Речевое развитие | Упражнять в согласовании слов с движениями пальцев рук | Пальчиковая игра «Колобок» | |||
Упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами | Дидактическое упражнение «Назови ласково» | ||||
Упражнять в повторении отдельных слов и фраз по тексту сказки | Дидактическое упражнение «Доскажи словечко» | ||||
Познавательное развитие ФЭМП | Развивать конструктивные навыки в работе со счетными палочками | Дидактическое упражнение «Построим теремок для зверят» | |||
Познавательное развитие ( ФЦКМ) | Упражнять в различении диких и домашних животных | Дидактическое упражнение «Назови героев сказки» | |||
Художественно – эстетическое развитие | Совершенствовать умение скатывать шар, дополнять деталями с помощью стеки | Лепка «Колобок» | |||
06.04.20 – 10.04.20 20.04.20 – 24.04.20 | Тема недели: Вода и песок | ||||
Речевое развитие | Развивать навыки заучивания | Заучивание потешки «Водичка – водичка» | |||
Познавательное развитие ФЭМП | Закрепить математические понятия: «широкий - узкий» | Дидактическое упражнение «Ручейки и мостики» | |||
Познавательное развитие ( ФЦКМ) | Обогащать знания о свойствах воды | Опыт «Разноцветная вода» | |||
Художественно – эстетическое развитие | Упражнять в изображении прямых линий, развивать умение правильно держать кисть | Рисование «Мостик через ручеек» | |||
Тема недели: Мы поедем в зоопарк | |||||
Речевое развитие | Дидактическое упражнение «Назови части тела рыбы» | Пальчиковая игра «В зоопарке слон стоит» | |||
Обогащать словарь, формировать лексико – грамматический строй речи | Дидактическое упражнение «Накормим животных» | ||||
Упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами | Дидактическое упражнение «Назови ласково» | ||||
Познавательное развитие ФЭМП | Развивать пространственное восприятие | Дидактическое упражнение «Прятки» | |||
Познавательное развитие ( ФЦКМ) | Развивать внимание, формировать представления о внешнем виде диких животных | Дидактическое упражнение «Угадай ,чья тень?» | |||
Художественно – эстетическое развитие | Закрепить прием налепа на картонный шаблон, совершенствовать прием скатывания и сплющивания | Лепка « У жирафа пятна» | |||
Социально – коммуникативное развитие | Формировать представления о правилах поведения в детском саду | Дидактическое упражнение «Хорошо – плохо» |
27.04.20- 30.04.20 05.05.20 – 08.05.20 | Тема недели: Знакомство с рыбами | |||
Речевое развитие | Упражнять в употреблении предлогов ( на, под) | Дидактическое упражнение «Где спряталась рыбка» | ||
Упражнять в звукоподражании, в согласовании слов с движениями пальцев рук | Пальчиковая игра «Рыбка» | |||
Упражнять в подборе прилагательных к существительным (по цветовому признаку) | Дидактическое упражнение «Разноцветные рыбки» | |||
Познавательное развитие ФЭМП | Закрепить знания основных цветов | Дидактическое упражнение с числовыми линейками « Красивые рыбки» | ||
Познавательное развитие ( ФЦКМ) | Формировать представления о рыбах, расширять кругозор | Дидактическое упражнение «Назови части тела рыбы» | ||
Художественно – эстетическое развитие | Развивать умение дополнять изображение рыбки деталями (прямыми линями на хвосте, круглым глазом) | Рисование «Рыбка» | ||
Тема недели: Этот День Победы | ||||
Речевое развитие | Развивать навыки правильного речевого дыхания | Дидактическое упражнение с речевыми тренажерами | ||
Обогащать словарь, побуждать отвечать простыми предложениями | Рассматривание сюжетных картин о войне | |||
Познавательное развитие ФЭМП | Развивать конструктивные навыки в работе со счетными палочками | Дидактическое упражнение со счетными палочками « Выложи звезду по образцу» | ||
Познавательное развитие ( ФЦКМ) | Расширять кругозор, развивать внимание | Беседа по сюжетным картинам о войне | ||
Художественно – эстетическое развитие | Совершенствовать навыки раскатывания и сплющивания | Лепка «Самолет» | ||
Социально – коммуникативное развитие | Закрепить знания о себе, своих близких | Дидактическое упражнение « Назови свое имя, имена родителей» |
13.05.20- 15.05.20 18.05.20 – 22.05.20 | Тема недели: Мир насекомых | |||
Речевое развитие | Упражнять в употреблении предлогов ( на, под) | Дидактическое упражнение «Куда села бабочка» | ||
Упражнять в звукоподражании, в согласовании слов с движениями пальцев рук | Пальчиковая игра « Насекомые» | |||
Упражнять в образовании существительных множественного числа именительного падежа | Дидактическое упражнение «Он, она, они» | |||
Познавательное развитие ФЭМП | Закрепить пространственное восприятие | Дидактическое упражнение «Куда села бабочка» | ||
Познавательное развитие ( ФЦКМ) | Формировать представления о насекомых, расширять кругозор | Дидактическое упражнение «Назови насекомое» | ||
Художественно – эстетическое развитие | Упражнять в изображении округлых форм (узор на крыльях) | Рисование «Бабочка» | ||
Тема недели: Цветы | ||||
Речевое развитие | Упражнять в согласовании слов с движениями пальцев рук | Пальчиковая игра « Выросли цветы» | ||
Упражнять в подборе прилагательных к существительным (по цветовому признаку) | Дидактическое упражнение «Красивые цветы» | |||
Развивать навыки заучивания | Заучивание стихотворения «Цветок для мамы» | |||
Познавательное развитие ФЭМП | Развивать умение правильно выполнять инструкцию педагога | Дидактическое упражнение «Выбери фигуру, согласно логическому знаку» | ||
Познавательное развитие ( ФЦКМ) | Расширять кругозор, формировать представления о внешнем виде цветов | Дидактическое упражнение «Узнай и назови цветок» | ||
Художественно – эстетическое развитие | Закрепить прием налепа на картонный шаблон, совершенствовать прием скатывания и сплющивания | Лепка «Красивый цветок» |
25.05.20- 29.05.20 | Тема недели: Я хочу здоровым быть | |||
Речевое развитие | Развивать навыки правильного речевого дыхания Обогащать словарь глагольными формами Упражнять в согласовании слов с движениями пальцев рук | Дидактическое упражнение с речевыми тренажерами Дидактическое упражнение «Что делает спортсмен? Пальчиковая игра «Мы спортсмены смелые» | ||
Познавательное развитие ФЭМП | Развивать пространственное восприятие | Дидактическое упражнение с числовыми линейками « Красивые рыбки» | ||
Познавательное развитие ( ФЦКМ) | Формировать представления о правильном питании | Дидактическое упражнение «Полезная и вредная еда» | ||
Социально – коммуникативное развитие | Воспитывать коммуникативные навыки | Дидактическое упражнение « Помоги другу» | ||
Художественно – эстетическое развитие | Развивать умение правильно держать карандаш, упражнять в изображении округлых форм разного размера и закрашивании | Рисование «Мяч большой и маленький»» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...