Проект "Легкая адаптация"
проект по коррекционной педагогике
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_-_proekt.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Проект
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
«Легкая адаптация»
Педагога – психолога Путро Светланы Владимировны
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский.
Участники проекта:
Педагог-психолог – Путро Светлана Владимировна
Воспитатель первой младшей группы – Сабитова Наталья Евгеньевна
Целевая группа: дети первой младшей групп и их родители.
Сроки реализации: Сентябрь – май
Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности и прежде всего, позволяет выявить использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям, гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются две основные критерии успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада:
-предусматривает разработку комплексной системы психолого-педагогического сопровождения;
-позволяет определить роль и задачи педагога-психолога в организации процесса адаптации;
-позволяет определить механизм (алгоритм) деятельности воспитателей в организации системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации;
-позволяет определить механизм (алгоритм) включения родителей в адаптационный процесс;
-позволяет определить разнообразие организационных форм педагогической работы;
-позволяет определить разнообразие методов и приемов педагогической работы, их эффективность;
-предусматривает подбор и использование диагностического инструментария для определения степени адаптации детей к условиям ДОО;
-направление на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста.
В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатель группы младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 9 месяцев.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Как помочь ребенку в период адаптации»»;
• подбор анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»;
- «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
- «Моменты утреннего расставания»;
- «Привитие культурно-гигиенических навыков».
Анкетирование:
- «Сведения о ребенке».
Беседы:
- «Завтра в детский сад»;
- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
4. Выпуск памяток, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д/с.
От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а так же дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье.
От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Существует 3 степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.
Длительность адаптации:
− с 1 до 15 дней – лёгкая степень;
− от 15 до 25 дней – средняя степень тяжести;
− более 25 дней – тяжелая степень.
Степень адаптации учитывается по таким параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребёнка.
2. Социальные контакты ребёнка.
3. Сон ребёнка.
4. Аппетит ребёнка.
При выявлении степени адаптации на каждого ребенка заполняется лист адаптации, например: если ребёнок (с 1 до 15-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то по итогам наблюдения в листе пишем «Адаптация лёгкой степени», но наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок показывает положительные результаты от 15-го до 32-го дня адаптации с небольшой нестабильностью, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести», далее продолжаем наблюдение и т.д. на каждого ребёнка. Тяжелая степень адаптации требует комплексного подхода по устранению причин дезадаптации. Наблюдение за ребёнком надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель должен знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад так, например, если у ребёнка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации.
Итоги адаптации:
Списочный состав: 15 детей
Легкой степени: 93,5%
Средней степени: 6,5 %
Тяжелой степени: 0 – %
Вывод:
Комплексная система психолого-педагогического сопровождения была разработана с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию игр: «Наша Таня». В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.
В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словесные, практические. Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к дошкольной организации безболезненно.
План работа по адаптации:
Сроки | Содержание | Участники |
Сентябрь Октябрь | - Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «Первые дни пребывания в детском саду»; Занятие «Божья коровка» 1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация: «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень); - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» | заведующий ДОУ воспитатели
педагог-психолог, .
|
Ноябрь Декабрь | Консультация «Растим малыша здоровым»; Занятие: «Листопад» 1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ» 3. Игра «Дождик и солнышко» 4. Стихотворение «Листопад, листопад» 5. Потешка «по ровненькой дорожке» 6. Релаксация Занятие «Новый год» 1. Приветствие Деда Мороза. 2. Стихотворение «Ель» 3. Игра «Заморозь» 4. Потешка «Пальчики у нас попляшут» 5. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Деду Морозу!»
| воспитатели педагог-психолог |
Январь Февраль | Консультации: - «Где моя большая ложка?»; - «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; Занятие: «Мыльные пузыри» 1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Релаксация «Пузырьки» 6. Игра «Полетаем на пузыре» Занятие: «Непослушные мышата» 1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот» 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки» 4. Игра «Мышки и часы» 5. Упражнение «Это - папа – мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают»; Игровая деятельность: - «Ладонь на ладонь»; - «Пропавший малыш»; |
медсестра педагог – психолог воспитатели |
Март Апрель | Консультации: - «В царстве упрямства и капризов; - «Кризис трех лет». - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; Совместные занятия с родителями: - «Дом дружбы»; - «Радуга». Игровая деятельность: - «Солнышко»; - «Колокольчик»; Занятие: «Зайка» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком» 3. Потешка «Зайка серенький сидит» 4. Игра «Лиса и заяц» 5. Игра «Найди морковку» 6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» Занятие: «Мячики» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»; Игровая деятельность: - «Зайка серенький сидит»; - «Солнце и дождик»; - массаж БАТ «Считалка для мышки»; - пальчиковая игра «Пальчики» Диагностика адаптации к ДОУ. | педагог-психолог воспитатели |
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 1,5-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Литература:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
4. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
6. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лист адаптации
Фамилия, имя ребенка____________________________________________
Дата рождения__________________________________________________
Дата поступления в ДОУ_____________________________________________
Возраст при поступлении__________________________________________
Оценка параметров адаптации________________________________________
Параметры для наблюдения / оценка параметров в баллах______________
1 неделя 2 неделя3 неделя 4 неделя
_______________________________________________________________
Показатели физического здоровья__________________________________
Аппетит в группе________________________________________________
Дома__________________________________________________________
Сон (дома)______________________________________________________
Стул__________________________________________________________
Мочеиспускание_________________________________________________
Показатели
психического
здоровья_______________________________________________________
Эмоциональное состояние в групп__________________________________
Дома__________________________________________________________
Социальные контакты с детьми______________________________________
С взрослыми____________________________________________________
Познавательная и игровая деятельность______________________________
Реакция на изменение
привычной ситуации_____________________________________________
Перенесенные заболевания, количества пропущенных дней:_____________
Оценка адаптационного периода: ____________
Педагог-психолог Путро С.В. __________
Воспитатель __Сабитова Н.Е._____________
Степень адаптации
Легкая до 15 дней 29-36 баллов
Средняя 15-25 дней 21-28 баллов+
Тяжелая более 25 дней 13-20 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и прогноз адаптации
В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...