РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
консультация по коррекционной педагогике
Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Верить в свои возможности,
никогда не опускать руки
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении. Организация взаимодействия с семьей ДОУ
– работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Согласно исследованию, проводившемуся в нашем ДОУ были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
4. Неготовность родителей номротипичных детей принять в группу детей ребенка с ОВЗ.
Цель работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ – создание и реализация в ДОУ модели конструктивного взаимодействия с родителями, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:
- Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.
- Вовлечение родителей в деятельность учреждения для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.
- Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их активности в образовательном процессе.
2. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь образовательного учреждения.
3. Создание безопасной среды для успешной социализации и формирования взаимного доверия между семьей и ДОУ.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
В основу построения модели конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников положены теоретические заключения Н.Н. Обозова, Л.В. Байбородовой, Ю.А. Верхотуровой. В рамках данной модели конструктивное взаимодействие выстраивается поэтапно.
1 Этап – взаимопознание ( длится в течение месяца). Это этап диагностики
Мы собираем информацию об особенностях фукционирования семьи, выявляем ее скрытые ресурсы, их запросах на формы и методы обучения - преимущественно опросными методами (индивидуальными диагностическими беседами с родителями, анкетирование, беседы, диспуты). Благодаря этому этапу, мы выявляем проблемы, которые испытывают дети и родители.
2 Этап – взаимопонимание (до 1 месяца).
На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации и т. п. Разрабатываем индивидуальные программы для детей, где прописываем запросы родителей (формы работы, методы, используемые технологии и т.д.).
3 Этап – взаимоотношения и взаимные действия – наличие у всех участников образовательного процесса общих целей и путей их достижения.
Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи
семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей,
восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей
членам семьи опираться на свои собственные ресурсы;
На каждом этапе работе с родителями использовались следующие направления в работе
Значительное место в работе с родителями отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.
Наглядно-информационные - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ (настенные информационные стенды, раскладушки, информационные заметки на сайте; выставки, буклеты)
Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей (конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест игры, и проч.).
Досуговые – Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений.
Воспитанникам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах. А у родителей появилась ещё раз возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.
4 этап – анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.
Работа с родителями проводится в течение длительного времени, и дала следующие результаты: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к сотрудникам дошкольного учреждения.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...