Адаптированные образовательные программы
методическая разработка по коррекционной педагогике
Пример адаптированной образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_na_vospitannika_gruppy_ot_6_do_7_let.docx | 95.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Жар-птица»
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
ФИО ребенка
Дата рождения: ЧЧ.ММ.ГГ.
Учебный год: 2019-2020.
Срок реализации: с 01.09.2019 г. по 29.05.2020 г.
Специалисты сопровождения:
Учитель – логопед: Ягодина Елена Александровна
Педагог-психолог: Воробьева Евгения Васильевна
Воспитатели: Фомина Елена Анатольевна, Васильева Марина Борисовна
Музыкальный руководитель: Третяк Татьяна Владимировна
Инструктор по физической культуре: Бабкина Анна Евгеньевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Жар-птица»
СОГЛАСОВАНО Председатель ПМПк МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» _____________Л.Л.Анпилова | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» __________________________С.А.Любчик |
СОГЛАСОВАНО Родитель (законный представитель) ____________ _________________________ |
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
ФИО ребенка
Дата рождения: ЧЧ.ММ.ГГ.
Учебный год: 2019-2020.
Срок реализации: с 01.09.2019 г. по 29.05.2020 г.
Специалисты сопровождения:
Учитель – логопед: Ягодина Елена Александровна
Педагог-психолог: Воробьева Евгения Васильевна
Воспитатели: Фомина Елена Анатольевна, Васильева Марина Борисовна
Музыкальный руководитель: Третяк Татьяна Владимировна
Инструктор по физической культуре: Бабкина Анна Евгеньевна
Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть).
СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
| |
1.1 Пояснительная записка | 4 |
1.2 Специфика индивидуального образовательного маршрута | 5 |
1.3 Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада | 6 |
1.4 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность. | 6 |
1.5 Цели и задачи реализации программы | 7 |
1.6 Принципы, подходы, особенности построения работы с ребенком с ОВЗ | 7 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Этапы реализации ИАОП | 9 |
2.2. Мероприятия реализации ИАОП обучающегося | 9 |
2.3. Планируемые результаты освоения ребенком с задержкой психического развития индивидуальной адаптированной образовательной программы | 11 |
| 12 |
2.5. План индивидуальной работы воспитателя на учебный год | 16 |
2.6. План индивидуальной коррекционно- развивающей работы учителя-логопеда на учебный год | 17 |
2.7. План индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога на учебный год | 18 |
2.8. План индивидуальной работы музыкального руководителя на учебный год | 18 |
2.9. План индивидуальной работы инструктора по физической культуре на учебный год | 19 |
2.10. Модель взаимодействия воспитателей и профильных специалистов | 19 |
2.11. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИАОП | 20 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения | 23 |
3.2. Программа сотрудничества с семьей | 23 |
IV. МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ | |
4.1. Методическое обеспечение | 24 |
4.2. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами | 24 |
4.3. Результаты реализации ИАОП | 25 |
4.4. Итоговый контроль | 25 |
Список литературы | 26 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: ЧЧ.ММ.ГГ.
Дошкольная группа:
- группа общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет;
Режим пребывания:
- группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
- нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; Образовательная программа:основная образовательная программа дошкольного образования и реализация индивидуальной АОП; Конкретизация категории ОВЗ:ПрАООП ДО для детей с ЗПР |
Психолого-педагогическая характеристика | Внешний вид ребёнка: опрятный, родители уделяют внимание его внешнему виду и одежде. Состояние эмоционально-волевой сферы: поведение адекватное, изредка проявляет агрессию, истерики, раздражение Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Внимание: может удерживать интерес к выполняемому заданию, но при поддержке взрослого. Мышление: причинно-следственные связи устанавливает с помощью наводящих вопросов, классификацию проводит с минимальной помощью, переносный смысл понимает недостаточно.
Особенности речевой деятельности: речь разборчивая, понятна окружающим; темп речи – нормальный; голос нормальный; подвижность органов артикуляционного аппарата точная; объем артикуляционных движений неполный; произношение звуков: сигматизм шипяших звуков; фонематическое восприятие требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза; слоговая структура нарушена; словарный запас ниже возрастной нормы; грамматический строй речи: недостаточно сформирован для данного возраста; связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь, в речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может с помощью составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов. Мелкая моторика слабая, требует дальнейшего развития; правша.
|
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, речемыслительной, познавательной, коммуникативной и компенсации нарушений в развитии. |
1.2. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В.Яковлевой)
Материально-технические условия:
- В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале и группах (частично) имеется оборудование - инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
- Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
- Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.).
- Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
- Для реализации ПрАООП необходимы: отдельные кабинеты для занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом, сенсорная комната.
Архитектурная среда и учебное пространство
Среда включает следующие диагностические и образовательные модули:
- Коррекция и развитие психомоторных функций у детей
- Коррекция эмоциональной сферы
- Развитие познавательной деятельности
- Формирование высших психических функций
- Развитие коммуникативной деятельности
Специальное оборудование
Для ребенка с задержкой психического развития необходимы различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок.
- Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления, речи.
1.3. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 «Жар-птица» (далее – ИАОП) разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.),
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
- пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661;
- Законом ХМАО-Югры от 01.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»,
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС № 7, «Жар-птица»,
- требованиями ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями утвержденными Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
- Положением Министерства образования и науки Российской Федерации, от 3 июня 2013 г. №466, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661;
- Законом ХМАО-Югры от 01.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре» и направлена, с учетом заключения ТПМК, на реализацию требований, определённых ПрАООП ДО для детей с ЗПР, Программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010, Системой работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно- методическое пособие / Под ред. Т. Г. Неретиной. - М.: Баласс; РАО, 2004
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
1.5. Цели и задачи Программы
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья направлена на решение задач:
1. Создать условия, способствующие освоению воспитанником с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования и их интеграцию в образовательном учреждении.
2. Определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.
3. Разработать и реализовать план индивидуальной коррекционной работы с ребёнком в ДОУ и семье.
4. Осуществить психолого - медико - педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных потребностей и особенностей в соответствии рекомендациями ТПМПК;
5. Проанализировать результаты помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, включая степень готовности к школьному обучению.
6. Оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
1.6. Принципы, подходы, особенности построения работы с ребенком с ОВЗ
Принципы построения работы с ребенком с ОВЗ:
- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета возрастных границ.
- Принцип реализации межпредметных связей при проектировании индивидуальной образовательной программы.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы.
- Принцип системного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ.
- Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы на социализацию ребенка.
- Принцип вариативности.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип индивидуального дифференцированного подхода.
Специфические образовательные потребности ребенка
с задержкой психического развития:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения ребенка, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к нему;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- систематическая актуализация сформированных знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, и других ситуаций.
Особенности организации образования детей с ОВЗ в ДОУ
1. Специальная организация работы в группе ДОУ:
- использование невербальных средств общения, напоминающих о правилах поведения;
- использование поощрений для детей, которые выполняют правила;
- наличие в помещении дополнительных материалов (карандашей, книг и т.д.);
- сохранение достаточного пространства для перемещения и движения детей;
- распределение детей по парам (подгруппам) для выполнения проектов и заданий;
- предоставление детям права и возможности покинуть общее пространство и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства;
- игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
- разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
2. Использование специальных ассистирующих средств и технологий: специальные компьютерные программы, тренажеры и др.
3.Учет работоспособности и особенностей психофизического развития детей с ОВЗ (с задержкой психического развития):
- замедленность темпа восприятия;
- упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими возможностями ребенка;
- рациональная дозировка на занятиях содержания учебного материала;
- дробление большого задания на этапы; поэтапное разъяснение задач;
- последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа;
- осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях занятия;
- повторение инструкций к выполнению задания;
- предоставление дополнительного времени для решения поставленной задачи;
- сокращенные варианты проверок ЗУН и компетенций;
- выполнение заданий в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ребенка; опора на более развитые способности ребенка.
4. Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств:
- памятки;
- образцы выполнения заданий;
- алгоритмы деятельности;
- предоставление альтернативы заданиям, замещения заданий в области лепки, рисования, описаний и др.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Этапы реализации ИАОП
1 этап | 2 этап | 3 этап |
1. Обследование обучающегося специалистами ДОУ, разработка ИАОП с « 1» сентября 2019г. по «28» сентября 2019г. | 1.Реализация ИАОП с «01» октября 2019г. по «29» мая 2020г. 2. Анализ реализации ИАОП обучающегося специалистами ДОУ. Обследование обучающегося специалистами ДОУ (экспресс - диагностика) январь 2020 г. 3.Корректировка ИАОП (в течение учебного года по необходимости) | 1. Итоговое обследование обучающегося специалистами ДОУ с «15» мая 2020 г. по «29» мая 2020 г. |
2.2. Мероприятия реализации ИАОП обучающегося
Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных СанПиНом норм. В первую половину дня проводятся: занятия с воспитателями и узкими специалистами. Во вторую половину дня проводится индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога.
Форма организации обучения – индивидуально-подгрупповая. Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
Направления работы | Наименование мероприятия | Периодичность выполнения | Ответственный |
Условия по организации обучения | Индивидуальная адаптированная образовательная программа | в течение учебного года | ПМПк |
Специальные педагогические условия для получения образования | Анализ реализации программы | май | Специалисты сопровождения |
Анализ посещаемости | май | воспитатели | |
Прохождение ТПМПК | По мере необходимости | ПМПк | |
Корректировка ИАОП | По мере необходимости | ПМПк | |
Посещение кружка | в течение учебного года | руководитель кружка | |
Педагогическая помощь | Педагогическое обследование ребенка | 3 раза в год (сентябрь, январь, май) | воспитатели |
Консультации, беседы с родителями по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку | в течение учебного года | воспитатели | |
Создание благоприятных условий для адаптации ребенка в группе сверстников, в соответствии с его индивидуальными потребностями. Проведение занятий, направленных на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, математических представлений. Развитие коммуникативных навыков, взаимодействия с детьми и взрослыми. Развитие различных видов игровой деятельности, соответствующей возрасту ребенка. | в течение учебного года | воспитатели | |
Психологическая помощь | Психолого-педагогическое обследование ребенка специалистами ДОУ. | 3 раза в год (сентябрь, январь, май) | педагог-психолог |
Консультации для родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенка. | 1 раз в квартал по запросу | Специалисты сопровождения | |
Консультации для педагогов по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку | 1 раз в квартал по запросу | педагог-психолог | |
Комплексные психокоррекционные и развивающие занятия, направленные на: - развитие базовых психических функций; - развитие познавательной деятельности, расширение представления предметов и явлениях окружающей действительности, операций мышления; -формирование коммуникативных навыков; - развитие эмоциональной сферы. | в течение учебного года 1 раз в неделю | педагог-психолог | |
Определение психологической комфортности ребенка в группе, ДОУ и семье | два раза в год (декабрь, апрель) | педагог-психолог | |
Занятия с учителем- логопедом | Диагностическое обследование ребенка, заполнение диагностической карты. | 3 раза в год (сентябрь, январь, май) | учитель-логопед |
Консультации для родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку | 1 раз в квартал по запросу | учитель-логопед | |
Консультации для педагогов по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку | 1 раз в квартал по запросу | учитель-логопед | |
Комплексные коррекционные и развивающие занятия, направленные на:
| в течение учебного года 3 раза в неделю | учитель-логопед |
2.3. Планируемые результаты освоения ребенком с задержкой психического развития индивидуальной адаптированной образовательной программы
Результаты освоения ребенком с интеллектуальными нарушениями ИАОП, которая создана на основе ФГОС, оцениваются как итоговые на момент завершения дошкольного образования и предполагают достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к переходу на следующую ступень обучения.
Предметные результаты включают освоенные ребенком знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с задержкой психического развития не являются основным критерием при принятии решения о переводе ребенка на следующую ступень обучения, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
2.4. Содержание коррекционно – развивающей работы на учебный год
Цель: создание благоприятных условий для подготовки к жизни в современном обществе, для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка.
Задачи:
- развивать навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;
- развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх;
- формировать представления об окружающем мире;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
- развивать мелкую моторику.
- осуществлять преемственность в работе с родителями (законными представителями) воспитанника, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | 3 | |||
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | 3 | |||
Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. | 3 | |||
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | 3 | |||
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | 3 | |||
В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер. | 3 | |||
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | 3 | |||
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | 4 | |||
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | 3 | |||
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. | 4 |
Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | 3 | |||
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | 3 | |||
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | 3 | |||
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | 3 | |||
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | 3 | |||
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). | 3 | |||
Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | 3 | |||
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. | 3 | |||
Повторяет двустишья и простые потешки. | 3 | |||
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | 3 | |||
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. | 3 | |||
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. | 3 | |||
Демонстрирует навыки фонематического восприятия. | 3 | |||
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. | 3 |
Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | 4 | |||
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | 3 | |||
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | 3 | |||
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | 3 | |||
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | 3 | |||
Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. | 3 | |||
Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. | 3 | |||
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | 3 | |||
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | 3 | |||
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. | 3 | |||
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | 3 |
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | 4 | |||
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | 3 | |||
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | 3 | |||
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | 3 | |||
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. | 3 | |||
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | 3 | |||
Появляется элементарный предметный рисунок. | 3 | |||
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | 3 | |||
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | 3 | |||
Подпевает при хоровом исполнении песен. | 3 |
Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | 3 | |||
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | 4 | |||
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | 3 | |||
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. | 3 | |||
Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений. | 3 | |||
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма. | 4 | |||
Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором «Лего», крупной мозаикой, предметами одежды и обуви. | 4 |
1 – отрицательная динамика, регресс
2- отсутствие динамики
3 – волнообразная динамика, невыраженные изменения
- – выраженная положительная динамика
- - значительная положительная динамика
2.5. План индивидуальной работы воспитателя с ребенком на учебный год
Задачи:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
- Приобщать к социокультурным ценностям.
- Формировать элементарные математические представления.
- Знакомить с миром природы.
- Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.
- Развивать понимание, внимание, память, логическое мышление, воображение в игровых упражнениях.
- Формировать связную речь.
Содержание работы | Формы, методы работы | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Взаимодействие со специалистами ДОУ |
1. Социально-нравственное воспитание. 2. Первичные представления об объектах окружающего мира, ознакомление с миром природы. 3. Сенсорное развитие. 4. Приобщение к социокультурным ценностям. 5.Формирование элементарных математических представлений 6. Развитие речи, ознакомление с художественной литературой | 1. Проведение диагностического обследования ребенка в индивидуальной форме в начале, середине и конце учебного года, по необходимости, по запросу. 2. Беседы, консультации со специалистами. 3. Взаимодействие со специалистами. 4. Индивидуальная работа развивающего характера в форме индивидуальных занятий | - консультации по плану, по запросу; -индивидуальные беседы, рекомендации по взаимодействию с ребенком. | консультации по плану, по запросу; - индивидуальные беседы, - работа ПМПк.
|
2.6. План коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на учебный год
Задачи:
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
- Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменение и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
- Формирование 8грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
- Формирование связной речи.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
- Развитие мелкой моторики, графических навыков.
Содержание работы | Формы, методы работы | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Взаимодействие со специалистами ДОУ |
1. Расширение знаний и представлений об окружающем мире, накопление словаря по лексическим темам. 2. Формирование ориентировки в пространстве 3. Формирование мелкой моторики 4. Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, звукопроизношения. 5. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. 6. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. 7. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. 8. Развитие импрессивной речи. | 1. Проведение диагностического обследования ребенка в индивидуальной форме в начале, середине и конце учебного года, по необходимости, по запросу. 2. Беседы, консультации с воспитателями. 3. Взаимодействие с воспитателями. 4. Индивидуальная работа коррекционо – развивающего характера в форме индивидуальных занятий. | - консультации по плану, по запросу; -индивидуальные беседы, рекомендации по взаимодействию с ребенком. | консультации по плану, по запросу; - индивидуальные беседы, - работа ПМПк.
|
2.7. План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога на учебный год
Задачи:
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для эмоционального благополучия и комфорта и развития личностного потенциала ребенка.
- Развитие навыков общения в различных ситуациях со сверстниками, взрослыми.
- Развитие навыков саморегуляции.
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей и ручной моторики.
- Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия.
Содержание работы | Формы, методы работы | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Взаимодействие со специалистами ДОУ |
1. Развитие социально-личностной сферы. 2. Развитие эмоциональной сферы. 3. Развитие когнитивной сферы. 4. Формирование мыслительных операций. 5. Развитие тактильно-двигательного, зрительного восприятия. 6. Сенсорное развитие. | 1. Проведение психологического диагностического обследования ребенка в индивидуальной форме в начале и конце учебного года, при необходимости, при запросе. 2. Беседы, консультации с воспитателями. 3. Взаимодействие с воспитателями 4. Индивидуальная работа коррекционо – развивающего характера в форме: - игротерапии; - пескотерапии; - сказкотерапия; | - работа родительского клуба 1 раз в квартал; - консультации по плану, по запросу; - индивидуальные беседы, - сетевое взаимодействие. - выработка рекомендаций по взаимодействию с ребенком | - консультации по плану, по запросу; - индивидуальные беседы, - сетевое взаимодействие, - работа ПМПк. - взаимодействие со смежными специалистами. |
2.8. План индивидуальной работы музыкального руководителя
Задачи:
- Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение.
- Учить различать звуки по высоте
- Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
- Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.
- Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Содержание работы | Формы, методы работы | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Взаимодействие со специалистами ДОУ |
| 1. Проведение диагностического обследования ребенка в индивидуальной форме в начале, середине и конце учебного года, по необходимости, по запросе. 2. Беседы, консультации с воспитателями. 3. Взаимодействие с воспитателями | - работа родительского клуба 1 раз в квартал; - консультации по плану, по запросу; - индивидуальные беседы, - сетевое взаимодействие. - выработка рекомендаций по взаимодействию с ребенком | - консультации по плану, по запросу; - индивидуальные беседы; - сетевое взаимодействие; - работа ПМПк. - взаимодействие со смежными специалистами. |
2.9. План индивидуальной работы инструктора физической культуре
Задачи:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка;
- формирование двигательных качеств: скоростных, а также связанных с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности, координационных способностей.
Содержание работы | Формы, методы работы | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Взаимодействие со специалистами ДОУ |
1. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). 2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). 3. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. | 1. Проведение диагностического обследования ребенка в индивидуальной форме в начале, середине и конце учебного года, по необходимости, по запросе. 2. Беседы, консультации с воспитателями. 3. Взаимодействие с воспитателями. | - работа родительского клуба 1 раз в квартал; - консультации по плану, по запросу; - индивидуальные беседы, - сетевое взаимодействие. - выработка рекомендаций по взаимодействию с ребенком | - консультации по плану, по запросу; - индивидуальные беседы; - сетевое взаимодействие; - работа ПМПк. - взаимодействие со смежными специалистами. |
2.10. Модель взаимодействия воспитателей и профильных специалистов
Должность | Направления взаимодействия |
Воспитатель | Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой,). Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. |
Учитель- логопед | Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Развивает психологическую базу речи. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображения. Работает над развитием артикуляционной моторики, формированием звукопроизношения, овладением слогового состава слов. |
Педагог-психолог | Анализ работы воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей. Разработка рекомендаций по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, социального и интеллектуального привития, для воспитателей групп и специалистов образовательного учреждения. Подготовка рекомендаций по организации благоприятного эмоционального климата в группе с учетом стиля работы воспитателя и индивидуальных особенностей детей, помощь в проведении специальных мероприятий (игр, занятий, праздников, развлечений), улучшающих взаимоотношения детей, рост их социальной компетентности. |
2.11. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения,
в соответствии с ИАОП
ИАОП строится на основе комплексирования ООП ДО и АООП дошкольного образования, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» | Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации. |
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми. Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий. |
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками. Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?». Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания. |
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Расширение объема двигательной памяти. Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники. Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти. Расширение объема зрительной памяти. |
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» | Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности. Развитие наглядно-действенного мышления. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие образно-логического мышления. Развитие элементов словесно-логического мышления.. Развитие элементов творческого мышления и воображения |
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с ограниченными возможностями здоровья ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 2 занятия в неделю |
|
| Воспитатели: Фомина Елена Анатольевна, Васильева Марина Борисовна |
Психологическая помощь | 3 занятия в неделю |
|
| Психолог: Воробьева Евгения Васильевна |
Логопедическая помощь | 3 занятия в неделю |
|
| Логопед: Ягодина Елена Александровна |
Музыкальные занятия | 2 занятия в неделю |
|
| Музыкальный руководитель: Третяк Татьяна Владимировна |
Физкультурные занятия | 2 занятия в неделю |
|
| Инструктор по физической культуре Бабкина Анна Евгеньевна |
3.2. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
| Сентябрь, февраль, май Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по ВМР |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по ВМР |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по ВМР |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по ВМР, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе. Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по ВМР |
IV. МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
4.1. Методическое обеспечение
№ п/п | Направления | Специалист | Название методики, автор |
1. | Ко ррекционно-развивающее | Учитель- логопед Педагог-психолог | Мазанова Е.В. «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал».Психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста под ред. Е.А.Стребелевой. Практический материал для обследования под ред. Стребелевой Е.А., Забрамной С.Г., Боровик О.В. |
2. | Педагогическое | Воспитатели | Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и степень усвоения образовательной программы. |
4.2. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 5 | 3.4 | |
ОО «Познавательное развитие» | 5 | 3.1 | |
ОО «Речевое развитие» | 5 | 3 | |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 5 | 3.2 | |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 5 | 3.1 | |
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования | 5 | 5 |
1 – отрицательная динамика, регресс
2 – отсутствие динамики
3 – волнообразная динамика, невыраженные изменения
4 – выраженная положительная динамика
5 – значительная положительная динамика
4.3. Результаты реализации ИАОП
Заключение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внесение корректив:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.4. Итоговый контроль
"Согласовано"
Заместитель заведующего по ВМР___________ _______________________________
Воспитатели: __________ Фомина Елена Анатольевна, _______ Васильевна Марина Борисовна
Педагог-психолог: ___________________ Воробьева Евгения Васильевна
Учитель-логопед: ___________________ Ягодина Елена Александровна
Список литературы
- С.Г.Шевченко. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. (В двух частях).
- Т.А.Ткаченко. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей (в 3 книгах).
- О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно!
- И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития.
- С.Васильева, Н.Соколова. Логопедические игры для дошкольников.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации.
- И.Г.Вечканова, О.П.Гаврилушкина, Л.Б.Баряева. ПАООП для детей с задержкой психического развития (от 3 до 7 лет)
- Е.Климонтович. Учимся говорить фразами.
- Е.Климонтович. Учимся говорить правильно.
- И.В. Скворцова. Логопедические игры.
- М.А. Черенкова. Играя, учимся говорить. Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет.
- Н.Н. Созонова, Е.В. Куцина.Читать раньше чем говорить.
- Н.Н. Созонова, Е.В. Куцина. Грамматика для дошкольников.
- Н.Е. Арбекова. Развиваем связную речь у детей 4-7 лет с ОНР (3 альбома).
- Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома).
- У.М. Сидорова. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 4-5 лет (в 2 книгах).
- У.М. Сидорова. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет (в 3 книгах).
- У.М. Сидорова. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет (в 5 книгах).
- И.И. Мамайчук. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии
- Е.В. Соколова. Психология детей с задержкой психического развития.
- Т.П. Трясорукова. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- А.В. Сунцова. Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
- О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.
- С.И. Карпова, В.В. Мамаева: Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет.
- Н.В. Мальцева. Игровые занятия для детей дошкольного и школьного возраста с использованием материалов Фридриха Фребеля.
- М.А. Федосеева. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет.
- С.И. Шоакбарова. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников.
- С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий для развития воображения, занятия по снижению детской агрессии.
- М.В. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...