Мнемотехника в организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Мнемотехника - один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении детей с нарушением речи, позволяющий повысить их уровень мышления, памяти, а так же способствующий улучшению речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_statya.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ
Практика работы с детьми с ОВЗ в ДОУ показывает, что современные педагогические методы и технологии дают положительные результаты при обучении детей, ставят ребенка в позицию думающего человека, раскрывают его потенциальные способности .
Одной из таких технологий, которая активно используется в нашей работе с детьми с ОВЗ, является мнемотехника, позволяющая легче запоминать большой объем информации, способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
Актуальность данной технологии :
Наши воспитанники – дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) У таких детей наблюдается скудный запас слов, а также дефекты произношения, что указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Так как речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление у таких детей ниже возрастной нормы, плохо развита память, им сложно общаться, выражать свои мысли и чувства.
В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствовать в своей работе с детьми с ОВЗ современные методы и технологии, направленные на коррекцию данных проблем.
Мнемотехника – это одна из технологий, которая помогает педагогам получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Наглядный материал легче усваивается детьми, так как в дошкольном возрасте у них наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, поэтому мнемотаблицы, позволяют эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять, а в дальнейшем и воспроизводить её.
Схемы-модели и мнемодорожки оказывают большую помощь детям при составлении рассказов, наличие зрительного плана-схемы облегает овладение связной речи, а мнемотаблицы для обучения заучиванию стихов, превращает занятие в увлекательную игру, значительно сокращая время обучения.
Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности детей.
Тем не менее, при использовании данной методики в обучении детей с ОВЗ, наблюдения показали, что таким детям сложно даётся выполнение заданий педагога используя мнемотаблицы и схемы. Им тяжело сосредоточиться на задание, внимание у таких детей характеризуется как неустойчивое, они часто отвлекаются. снижена вербальная память и работоспособность. Дети часто забывают инструкции к заданию, пропускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных задач, часто делают ошибки.
Для преодоления этих трудностей требуется специальная организованная и тщательно продуманная работы с такими детьми, создание специальных условий для выполнения педагогических задач.
Прежде всего - это индивидуальный подход педагога к каждому ребёнку, умение вовлечь и заинтересованность в процесс обучения, а для дошкольника это прежде всего игровые ситуации, сюрпризные моменты. Задания идут поэтапно, от простого к сложному. Начинать работу надо с простейших мнемоквадратов, мнемодорожек, схем, в которых зашифровано небольшое количество информации. При возникновении затруднений, педагог с помощью наводящих вопросов подводит ребёнка к правильному ответу или действию.
Использование данной технологии в работе с детьми ОВЗ даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.
Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....
Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО - образовательная деятельность в режиме дня
Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО- образовательная деятельность в режиме дня...
Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет).
Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет). ...
Рабочая программа по организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет с детьми группы общеразвивающей направленности "Акварельки" на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа (далее - Программа) – нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности группы «Акварельки» общеразвивающей направленности от 3...
«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми»
Представляю Вам опыт внедрения основ финансовой грамотности дошкольников в работу детского сада...
Конспект организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) сюжетно образовательной развивающей соревновательной игры (СОРСИ) «Земля - наш дом»
СОРСИ - одна из форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.В игре используются: проблемные образовательные...