Мнемотехника в организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Мнемотехника - один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении детей с  нарушением речи, позволяющий повысить  их уровень мышления, памяти, а так же способствующий улучшению речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_statya.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника в организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ

Практика работы с детьми с  ОВЗ в ДОУ показывает, что современные педагогические методы и  технологии дают положительные результаты при обучении детей, ставят ребенка в позицию думающего человека, раскрывают  его потенциальные  способности .

Одной из таких технологий, которая активно используется в нашей работе с детьми с ОВЗ, является мнемотехника, позволяющая  легче запоминать  большой объем информации, способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.

Актуальность данной технологии :

Наши воспитанники – дети с  общим недоразвитием речи (ОНР) и с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) У таких детей наблюдается скудный запас слов, а также дефекты произношения, что указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Так как речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление у таких детей ниже возрастной нормы, плохо развита память, им сложно общаться, выражать свои мысли и чувства.

 В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствовать в своей работе с детьми с ОВЗ современные  методы и технологии, направленные на коррекцию данных проблем.

         Мнемотехника – это одна из  технологий, которая  помогает педагогам  получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Наглядный материал легче усваивается детьми, так как в дошкольном возрасте у них наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, поэтому мнемотаблицы, позволяют  эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять, а в дальнейшем и воспроизводить её.

Схемы-модели и мнемодорожки оказывают большую помощь детям при составлении рассказов,  наличие зрительного            плана-схемы облегает   овладение связной речи, а мнемотаблицы для обучения заучиванию стихов,  превращает занятие в увлекательную игру, значительно сокращая время обучения.

Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности детей.

         Тем не менее, при  использовании  данной  методики в обучении детей с ОВЗ, наблюдения  показали, что таким  детям  сложно даётся выполнение  заданий  педагога используя  мнемотаблицы  и схемы.  Им  тяжело  сосредоточиться на задание,  внимание  у таких детей характеризуется как неустойчивое,  они часто отвлекаются. снижена вербальная память и  работоспособность.  Дети часто забывают инструкции к заданию, пропускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных задач, часто делают ошибки.      

          Для преодоления этих трудностей требуется специальная организованная и тщательно  продуманная   работы с такими детьми, создание  специальных условий для выполнения  педагогических задач.  

 Прежде всего - это индивидуальный  подход  педагога к каждому  ребёнку, умение  вовлечь   и  заинтересованность в процесс  обучения, а для дошкольника  это прежде всего игровые ситуации, сюрпризные моменты.  Задания идут  поэтапно, от  простого к сложному. Начинать работу надо с простейших мнемоквадратов,  мнемодорожек, схем,  в которых  зашифровано  небольшое  количество информации. При возникновении затруднений, педагог с помощью наводящих вопросов  подводит  ребёнка к правильному ответу или действию.                                                

        Использование данной технологии в работе с детьми ОВЗ даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО - образовательная деятельность в режиме дня

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО- образовательная деятельность в режиме дня...

Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет).

Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет). ...

Рабочая программа по организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет с детьми группы общеразвивающей направленности "Акварельки" на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа (далее - Программа) – нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности группы «Акварельки» общеразвивающей направленности от 3...

Конспект организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) сюжетно образовательной развивающей соревновательной игры (СОРСИ) «Земля - наш дом»

СОРСИ - одна из форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.В игре используются: проблемные образовательные...