Что такое кинезиология?
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Ляпустина Наталья Юрьевна

Что представляет собой понятие "кинезиология", какие ее моменты мы используем в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое кинезиология?508.97 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое кинезиология?

https://www.allesinbeweging.net/sites/default/files/Braingym2_0.png

Кинезиология - это исследование движения. По словам ее создателей, физическая активность (действие) оказывает положительное влияние не только на физическое и психическое здоровье, но и на способность мыслить. Кинезиология для детей основана на основах педагогической кинезиологии (разделы прикладной кинезиологии) и представляет процесс обучения с новой точки зрения - когда тело и психика составляют единство.

Основная задача кинезиологии, понимаемая таким образом, состоит в том, чтобы проанализировать связь между телом и разумом и определить формы их взаимодействия.

 «Кинезиология» с греческого — наука о движении и взаимосвязи мышц, суставов, костей и психики человека. Еще в древности Сократ говорил о единстве всех систем организма, о том, что тело, сознание и душа влияют друг на друга как в здравии, так и в недугах.

Детская кинезиология специальными физическими и психологическими упражнениями, особыми практиками повышает энергию тела, восстанавливает природный баланс между умственными способностями, телом и эмоциями. Кинезиология раскрывает новые возможности, что очень важно для детей — улучшается здоровье, все новое усваивается лучше, ребенку легче адаптироваться в детском коллективе.


Кратко о строении мозга

Все знают, что мозг разделен на 2 полушария:Кинезиология для детей, строение мозга

  • Левое полушарие отвечает за восприятие информации через слух, постановку целей, построение алгоритмов решений. Это полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое.
  • Правое полушарие отвечает за координацию движений, осознание себя в пространстве, кинестетические (двигательные) ощущения. Это полушарие творчества, образного мышления, гуманитарных аспектов.


Основа интеллекта человека лежит в слаженной работе обоих полушарий мозга. Информация между ними передается через мозолистое тело (система из 200 млн нервных волокон). Если ребенок попадает в ситуацию стресса, поток крови к мозгу может уменьшиться, от этого искажается проводимость мозолистого тела. Одно из полушарий берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Из-за мозговых проблем страдает тело, эмоции, зрительное и слуховое восприятие информации.


В дальнейшем подобная разбалансировка ведет, к примеру, к угнетению творческого потенциала, отсутствию эмпатии или способности к аналитическому обдумыванию. Возможно, что человеку трудно контролировать свои эмоции.


Кинезиология о движении и нейронных связях

Уже давно в ученом мире развенчан миф о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Исследования показали, что регенерация клеток головного мозга происходит из стволовых клеток. Процесс этот идет с положительной динамикой, правда, медленнее, чем в клетках других тканей.

Кинезиология — направление холистической медицины — рассматривает организм, как единое целое. Врач лечит не болезнь, а человека, помогая внутренним силам организма во всестороннем самовосстановлении. Это означает, что через физкультурные, остеопатические, мануальные и психологические практики налаживаются нейронные связи в головном мозге, происходит психологическая, эмоциональная и физическая коррекция.

В детском саду мы используем элементы кинезиологии, некоторые упражнения, так как главный принцип- не навреди!

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить

границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Цель кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Развитие мелкой и крупной моторики;
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти;
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации, речи;
  • Восстановление работоспособности и продуктивности;
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости;
  • Формирование абстрактного мышления и др.

Кинезиологические упражнения проводятся в начале  дня, как утренняя гимнастика, в качестве физкультминуток и динамических пауз.

Для результативности работы необходимо учитывать определенные

условия:

Занятия:

  • проводятся утром;
  • проводятся ежедневно, без пропусков;
  • проводятся в доброжелательной обстановке. Упражнения проводятся стоя или сидя.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

  1. Пальчиковая гимнастика
  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание обеих рук одновременно:
  • ладонями вверх;
  • ладонями вниз.
  1. Вращение кистями рук:
  • вовнутрь;
  • наружу.
  1. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»:
  • пальцы правой руки – с большим пальцем;
  • пальцы левой руки – с большим пальцем.

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочерёдно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение помогает развивать у детей функцию самоконтроля, концентрацию внимания. У детей развиваются межполушарные связи. Проводить можно при организации непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству (рисовании, лепке, конструировании).

  1. Сгибание и разгибание пальцев:
  • правой рукой, начиная с большого пальца;
  • левой рукой, начиная с большого пальца;
  • начиная с мизинца;
  • одновременно обеими руками.
  1. Упражнение с «замком» (ладони вместе, пальцы переплетены):
  • сдавливание ладоней с силой;
  • вращение вправо-влево;
  • разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону (пальцы переплетены).
  1. «Ножницы» - разведение пальцев рук:
  • правой, затем левой рукой;
  • обеих рук одновременно.

  1. Кулак-Ребро-Ладонь».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямлённая ладонь на плоскости стола. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Упражнение развивает межполушарные связи, улучшает память, концентрирует внимание. Можно проводить при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, после выполнения детьми задания.

  1. «Ленивые восьмёрки».

  1. Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на  боку  (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.

Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево- вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте "рисовать" вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

  1. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.
  2. Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.
  3. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.

Это упражнение улучшает работу глазных мышц, укрепляет связь «рука– глаз», стимулирует желание фантазировать и активно творить. Улучшает учебные навыки чтения, письма, слушания, усвоения информации. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, улучшению ориентации в пространстве, прорабатывает стрессовые зажимы глазных мышц.

4.«Перекрёстные шаги».

  1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко  касаясь, соединяем локоть и колено.
  2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
  3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

Это упражнение способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации).

5. «Перекрёстный шаг сидя»;

Упражнения, растягивающие мышцы тела

Упражнение «Дерево»

Сидя на корточках, спрячьте голову в колени. Колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер, раскачивайте тело, имитируя дерево.

Под влиянием этого упражнения в организме происходят положительные структурные изменения. При этом сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Упражнение "Слон"

Это упражнение помогают легче воспринимать программный материал. Ведь от них заметно повышаются внимание и собранность, да и учебный материал запоминается быстрее.

  1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.
  2. Рисуем        ленивую        восьмерку        всем        телом.        Для        этого        чуть        приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. 3.
  3. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.
  4. Повторяем эти же движения другой рукой.

Упражнение «Сова»

  1. Правая рука захватывает левую надкостную мышцу (между шеей

и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы "приклеенной" к мышце.

  1. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева

направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят "ух".

Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом "уханье" округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы

приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

  1. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надкостную

мышцу. Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления.

Благодаря "уханью" снимаются челюстные зажимы, что делает речь связной. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление.

Упражнение "Тянем-потянем»"

Что может быть приятнее, чем от души потянуться! Вот кошка припадает на передние лапы и прогибает спину. Птица на ветке вытягивает шею, мы просыпаемся утром и потягиваемся всем телом, готовясь к новому дню.

  1. Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.
  2. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой руке.
  3. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.
  4. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!
  5. Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно вращать или потрясти плечами.

Данные упражнения нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк.

Упражнение "Помпа"

Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая  успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

  1. При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен, верно.
  2. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога

– сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.

  1. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.
  2. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги.
  3. Поменяйте положение ног и повторите упражнение.

Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.

Таким образом, использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию. Улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...