ЗПР
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционально-чувственного развития детей с ОВЗ
- Понятие эмоций и чувств.
- Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.
- Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.
- Методы, используемые в рамках логопункта (фото слайды).
1. Понятие эмоций и чувств.
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми .
Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется эмоциональная децентрация - способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения .
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
· освоение социальных форм выражения эмоций;
· благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
· эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.
У детей с ЗПР в целом отмечаются следующие особенности эмоционально-чувственной сферы:
- незрелость эмоционально-чувственной сферы, тормозящая развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля;
- некритичность, неадекватность самооценки;
- эмоции детей поверхностны и неустойчивы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности;
- проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
- появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям, агрессии;
- детям свойственен инфантилизм (в зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения);
- ситуативность поведения, нестойкость, нестабильность эмоциональных проявлений;
- недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды;
- нескоординированность эмоциональных процессов;
- преобладает эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т.е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость.
- дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;
- недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний;
- в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
- однообразии эмоций;
- недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных.
- они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность.
- У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения.
Многие авторы рассматривают эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития( К.С. Лебединская, Заширинская)
1. ЗПР конституционального происхождения - эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
2. ЗПР соматического происхождения - эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. У таких детей могут возникать трудности в адаптации, они долго не могут освоиться в новом коллективе, могут быть пассивны, бездеятельны и безынициативны.
3. Психогенная форма ЗПР - эмоционально-волевая сфера могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:
· по типу психической неустойчивости - встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;
· по типу «кумира семьи» - в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;
· по невротическому типу - в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения - эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детей выделяются два основных клинических варианта типа личности:
· неустойчивый - с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,
· тормозимый - с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: · недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; · недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате - нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
Причины:
- Незрелость мозга.
- Замедленное созревание лобных структур головного мозга.
- Нарушение развития эмоциональной сферы происходит как за счет замедленного созревания эмоционально- волевой сферы, так и за счет нейродинамических и энцефалопатических расстройств, вторично тормозящих темп развития познавательной деятельности.
- Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.
Принципы работы с детьми:
- Постоянные игры на развитие всех психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).
- Неоднократное повторение одного и того же материала.
- Простые, понятные инструкции.
- Давать положительный характер даже проблемной ситуации.
- Не допускать формирование агрессивного поведения, давать выход негативным чувствам,
- предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
- В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
- Проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными ее направлениями являются:
- Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
- Повышение их активности и самостоятельности;
- Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и другие.
Методы коррекции:
- Музыкотерапия (занятия по логоритмике совместно с музыкальным руководителем и психологом).
- Сказкотерапия.
- Арттерапия.
- Пескотерапия.
- Игратерапия (сюжетно-ролевая игра, игры-драматизации, режиссёрские игры)
- Артпедагогика
- Релаксационные методы.
- Коммуникативные игры
- Психогимнастические
игры - Кинезиотерапия.
В рамках логопункта используются лишь элементы перечисленных методов, так же активно используется массаж и самомассаж для снятия внутреннего напряжения, расслабления детей (традиционные и нетрадиционные): массажные валики, шарики, рукавицы, суджог-шарики, платочки, карандаши, коврики, природный материал и т.д)
Слайды с методами, которые используются.
Вывод: Таким образом необходима комплексная работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения родителями и всеми специалистами ДОУ.