«ДАВАЙ ЗНАКОМИТЬСЯ!» КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУЩЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
рабочая программа по коррекционной педагогике

Морозова Екатерина Александровна

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_davayte_znakomitsya.docx61.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

«ДАВАЙ ЗНАКОМИТЬСЯ!»

КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУЩЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ  

        

 (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД)

Разработчик программы:

Воспитатель Морозова Е. А.

 Покачи

2017г.


Актуальность

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей,  социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения. Для психологического здоровья ребенка норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к образовательной среде, но и, развиваясь самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей возрастной задачи.

Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. В связи с этим одним из важных направлений деятельности ДОУ является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания и обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях ДОУ.

Психологические особенности детей 4-5 лет

Непроизвольность психических процессов сохраняется. Однако важнейшими новообразованиями являются: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер. Дети становятся  более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Нельзя сравнивайте ребёнка с другими детьми, т.к. это травмирует детей, занижает их самооценку. Сравнивать необходимо самого ребёнка сегодняшнего с ребёнком, каким он был ещё вчера. Самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребёнка 4 - 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

- мышление носит наглядно-образный характер;

- дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого

Программа направлена на помощь детям 4-5 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Основная цель программы ― коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):

  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • формировать у детей адекватную самооценку;
  • помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  • учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
  • развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
  • формирование  навыков и умений в соответствии с ФГТ по образовательным областям: «Социализация», «Коммуникация».

Форма проведения занятий: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, тренинги совместно с педагогом-психлогом.


Тематическое планирование  занятий для детей 4-5 лет

№ п/п

Блок

Темы

На пол года

На год

Кол-во занятий

Кол-во часов

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Я и Я

«Тайна моего имени»

1

1

1

1

«Мой внутренний мир.  «Автопортрет»

1

1

2

2

«Мой любимый сказочныйгерой»

1

1

2

2

«Моя семья»

1

1

2

2

2

Я и мои эмоции

«Радость»

1

1

1

1

«Гнев»

1

1

1

1

«Удивление»

1

1

1

1

«Страх»

1

1

1

1

«Грусть»

1

1

1

1

«Наши эмоции»

1

1

2

2

3

Я  и другие

«Мы так похожи»  

-

-

2

2

«Мальчики и девочки»

-

-

1

1

«Средства общения» (слово, жесты, мимика)

2

2

3

3

«Правила общения»

1

1

4

4

«Давайте жить дружно»

2

2

5

5

4

Я учусь владеть собой

Я умею быть доброжелательным

1

1

2

2

Я учусь решать конфликты

2

2

5

5

18

18

36

36


Структура программы и занятий

Методические средства, используемые в программе.

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы  – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму.  Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.

Психогимнастические игры  основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  •  этюды;
  •  рассматривание рисунков и фотографий;
  •  чтение художественных произведений;
  •  рассказ психолога и рассказы детей;
  •  сочинение историй;
  •  беседы;
  •  моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  слушание музыки;
  •  рисование;
  •  мини-конкурсы, игры-соревнования.

        Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

Структура занятий включает в себя следующие компоненты:

  1. Приветствие
  2. Разминка
  3. Основная часть
  4. Рефлексия занятия
  5. Прощание

Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.

Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и пеагогу.

Продолжительность занятий

(соответствует возрастным требованиям санитарных норм)

Возраст

Количество занятий

Продолжительность

1 занятия

½ года

1 год

Кол-во занятий

Кол-во часов

Кол-во занятий

Кол-во часов

4-5 лет

18

12ч 50мин

36

36

25 мин :

5 мин.- игровая деятельность

5мин.- динамическая пауза

15 мин. -занятие

Программа включает в себя следующие блоки

Блок 1. «Я и  Я»- блок включает в себя игры и упражнения, направленные на формирование первоначальных представлений ребенка  о себе, развитие навыков самоанализа, Изучения  своих переживаний и желаний; способность различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Также в данном блоке представлены игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

Блок  2. «Я и  мои эмоции» - здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека,  обучение детей выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения, а также развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Блок 3. «Я и другие» - в этом блоке представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Для этого детям предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками. Данный блок призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение.

Блок 4 «Я учусь владеть собой» -  игры  и упражнения данного блока, направлены на отреагирование негативных эмоциональных реакций (гнева, агрессии,  обиды, страхов, тревожности и т.п), обучение навыкам социально-приемлемого поведения, формирование адекватных способов эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях, обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.

Для детей 5-7 лет вводятся дополнительные блоки:

Блок 5 «Я и мои черты характера» - данный блок включает в себя  игры и упражнения, направленные на актуализацию  нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера человека; мотивировать детей  на осознание собственных черт характера, определять черты характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях, обобщить представление детей о чертах характера важных для общения, развивать интерес и способность к самопознанию. В результате работы над данным блоком программы дети смогут освоить понятие «сильная личность», выработают навыки уверенного поведения.

Блок 6 «Я общаюсь» - игры и упражнения данного блока направлены на освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека, развитие способности принимать друг друга,помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми, способствовать преодолению барьеров в общении. Дети смогут совершенствовать навыки общения, познакомятся с правилами приветствия, ведения беседы и прощания, получат  представление о вербальных барьерах общения.Упражнения данного блока помогут детям в овладении умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему, познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов.

Задачи по блокам

Блок 1. «Я и Я»

  • формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания
  • формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
  • осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям

Блок  2. «Я и мои эмоции»

  • знакомство с   различными видами эмоций и чувств, обучение словесной передаче своего эмоционального состояния, обучение детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния
  • отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств  и эмоций.

Блок  2. «Я и другие»

  • развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы
  • формирование навыков общения, развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям
  • формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека
  • развитие навыков совместной деятельности,  умения сотрудничать согласовывать собственное поведение с поведением других детей
  • обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения

Блок 4 «Я учусь владеть собой»

  • проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования
  • выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды), возникающих в конфликтных ситуациях, обучение адекватному разрешению конфликтных ситуаций
  • формирование  адекватных форм поведения

Наглядный материал

  • - CD-проигрыватель
  • - диски с записями классической и танцевальной музыки, звуков природы, медитативной музыки
  • - Клей, ножницы, цветные карандаши, мелки для рисования
  • - листы формата А4 чистые
  • - листы с тематическими заданиями
  • - декоративный материал, помогающий оформить помещение в соответствии с основной темой занятия
  • - демонстрационный материал: изображения эмоциональных состояний, пиктограмма
  • - раздаточный материал (по тематике занятий)
  • - мел, газеты
  • -стулья или картонные коробки различных размеров
  • - скотч и картон
  • - куски обоев
  • - секундомер, мягкие игрушки
  • - воздушные шарики
  • - атрибуты и символы волшебства
  • - игральный кубик – большого размера
  • - музыкальные инструменты
  • - колокольчик
  • - доска для рисования
  • - таинственная шкатулка, мешочек
  • - цветные платки
  • - природный материал (камушки,веточки, ракушки, перышки и т.д.)
  • - покрывало
  • - повязки для глаз

Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:

  1. На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.
  2. На основе диагностического обследования эмоционально-волевой сферы ребенка

       При проведении обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Задачи

Критерии результативности

С какого возраста

Диагностические методы

Формирование  навыков и умений в соответствии с ФГТ по образовательным областям: «Социализация», «Коммуникация»

У ребенка развиты игровые навыки

У ребенка развиты коммуникативные навыки

У ребенка развита эмоциональная сфера

в соответствии с возрастными требованиями ФГТ

Наблюдение

Лист оценки

Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; формировать у детей адекватную самооценку

Ребенок знает свои индивидуальные особенности (внешность, черты лица, пол) и свои отличия от других детей

Ребенок осознает свои физические и эмоциональные ощущения

Самооценка ребенка соответствует возрасту

Позитивная динамика эмоционального состояния и поведения ребенка

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

Наблюдение

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

Тест «Рисунок человека»

Метод «Незаконченные предложения»

Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

Наличие позитивной динамики в умениях ребенка узнавать, называть основные эмоциональные состояния

Наличие позитивной динамики в умениях ребенка графически изображать основные эмоциональные состояния

Умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонациии различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений

Позитивная динамика у ребенка в  выражении эмоциональных состояний  социально приемлемыми способами

Позитивная динамика в развитии произвольнойсаморегуляции  эмоционального состояния  ребенка

с 4 лет

с 5 лет

мимика – с 4 лет

мимика, пантомимика, жесты – с 5 лет

 с 4 лет

с 5 лет

Минаева В.М. Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка

Урунтаева Г.А., АфонькинаЮ.А. «Понимание эмоциональных состояний»

Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе

Адаптированность ребенка в группе, наличие у него в группе взаимных симпатий с детьми, способность ребенка взаимодействовать с разными детьми в группе

Рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления ими позитивных чувств

Ребенок может оказывать помощь другому ребенку в игре и совместной деятельности, делиться с другими детьми игрушками

Ребенок умеет оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих, умеет  остановить другого ребенка, если он делает что-то плохое

Дети могут  уступать друг другу в конфликтных ситуациях

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

оценка других – с 4 лет

оценка себя и других – с 5 лет

с 4 лет

Смирнова Е.О.,  Калягина Е.А. методика «Картинки»  

Метод проблемных ситуаций Смирнова, Холмогорова

Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи

Позитивная динамика в развитии способности к  сотрудничеству и сопереживанию

Ребенок знает состав своей семьи; правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Ребенок умеет выражать благодарность за проявление к нему внимания и доброты

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

Методика «Рисунок семьи», «Три дерева»

Методика Рене Жиля

Тест Розенцвейга

Тест Сказка Л.Дюсс

Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения

Позитивная динамика в овладении ребенком приемами саморегуляции своего поведения на основе самоконтроля и самоанализа при взаимодействии со взрослыми и сверстниками

Позитивная динамика в повышении мотивации ребенка к изменению поведения

Снижение негативных эмоциональных реакций – тревоги, обиды, агрессивности и деструктивных проявлений ребенка в контактах

с 5 лет

с 5 лет

с 4 лет

Критерии агрессивности у ребенка по Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М.

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».

детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

«Кактус» М.А.Панфилова

Диагностическая таблица для выявления типа неконструктивного поведения ребенка, разработанная М.Э.Вайнер

Детский апперцептивный тест (CAT)

Развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения

Рост интереса к другим детям, желания общаться, взаимодействовать

Рост коммуникативной успешности детей, совершенствование конкретных навыков общения

Ребенок употребляет в речи слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.)

Ребенок умеет познакомиться, вести доброжелательный диалог, умеет договариваться

Ребенок умеет устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

с 5 лет

Наблюдение

Методика «Расскажи сказку»

При оценке  результативности программы основным методом диагностического обследования психолога является метод наблюдения. Педагог также производит оценку результативности на основе анкетирования родителей, смежных специалистов  Методики должны представить информацию по таким направлениям, как уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка, личностные особенности ребенка, особенности межличностного общения со сверстниками, наличие или отсутствие трудностей в поведении.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера , 2003.
  2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
  3. Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».-СПб.: «Речь»,2010
  4. Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.: «Речь», 2010
  5. Васильева И. «Книга сказочных игр» ». – СПб.: «Речь», 2010
  6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
  7. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек,1998.
  8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.
  9. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. – СПб.: «Речь», 2011
  10. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У -Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
  11. Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008
  12. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми задержкой психического развития. М.: Владос, 2004.
  13. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
  14. Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения».-М.: УЦ «Перспектива», 2001
  15. Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008
  16. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008
  17. УльенковаУ. В., Лебедева О. В.. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М. :Владос, 2002.
  18. Уханова А. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». - СПб.: «Речь»,2011
  19. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006
  20. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009
  21. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
  22. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.
  23. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.

Приложение

Упражнения на 4-5 лет

Тема

Наименование упражнения

Источники

«Тайна моего имени»

Игра «Паровозик с именем»Игра «Потерялся мальчик(девочка)»Игра «Поем имя»Игра «Ветер шепчет имя» «Рисунок имени»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Творческое задание «Живые имена»                                      Упражнение «Снежный ком»

Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008

Упражнение «Ласковое имя»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

«Мой внутренний мир.  Автопортрет»

 Игра  «Дотронься до...»Игра «Клубочек»Игра «Мой зверь»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Игра  «Пряничная куколка»          Игра «Заяц-хваста»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Упражнение «Я люблю»               Игра «Все-некоторые-только я»

Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008

Упражнение «Паутинка»           Рисунок «Какой Я»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

«Мой любимый сказочный герой»

Игра-упражнение«Сказочные зайцы»Игра «Хоровод сказочных героев»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Игра «Загадай загадку»                  Игра «Сказочный поезд»          Игра «Почему грустит Дюймовочка»                                         Игра «Спаси принцессу»               Игра «Придумай сказку»

Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.: «Речь», 2010

Игра «Когда герои были маленькими»                                    Игра «Перевоспитание»             Игра «Снятие чар»                                Игра «Сказка в помощь»                       Игра «Доброе дело»

Васильева И. «Книга сказочных игр» ». – СПб.: «Речь», 2010

«Моя семья»

Этюд «Маме(папе) улыбаемся»Игра «Найди свою маму (папу)»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Упражнение «Имя моей мамы (папы)похоже…»Игра «Угадайка»                            Игра «Родители и дети»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Упражнение «Я люблю свою семью»                                         Игра  «Хочу-не хочу»

ХухлаеваО.В.«Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009

«Радость»

Упражнение «Зеркало»Игра «Клоун Тяп-Ляп» Рисунок  «Оживи  кружочки»                                                                                        

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Упражнение «Салют»               Игра «Комната смеха»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Игра «Моя улыбка похожа на …»                                                  Игра «Вспоминалки»                  Игра «Разноцветные шары»

Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008

«Гнев»

Упражнение «Зеркало»Игра «Тух-тиби-тух»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Упражнение «Цирк»                      Упражнение «Стоп, кулак!»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Игра «Оживи картинку»Игра «Не хозяин своих чувств» Упражнение  «Обзывалки – стоп» Игра «Акулы-рыбки»                     Игра «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку»

ХухлаеваО.В.«Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009

Этюд «Злой принц»Упражнение «Прогони злость», Упражнение «Победитель злости»  Упражнение  «Коврик злости»

Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008

Упражнение «Мешок с капризками»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

«Удивление»

Упражнение «Зеркало»                             Игра «Маски»                                 Рисунок «Оживи кружочки»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Игра «Фокусник в цирке»                         Упражнение «Круглые глаза»      рисунок «Чудеса»                              Игра «Удиви мышку»                    Игра «Удивительные истории»

Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008

«Страх»

Игра «Выбиваем пыль» Упражнение «Зеркало»,

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Игра «Прогони Бабу Ягу»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь» Упражнение «Театр»Игра «Темная комната»Игра «Грустная Темнота»

ХухлаеваО.В.«Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009

Упражнение «Победим страх» Упражнение «Посмеемся над страхами»

Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008

Упражнение «Однажды…»      Рисунок «Мой страх»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

«Грусть»

Упражнение «Зеркало»                    Игра «Маски»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Игра «Я грущу, когда…»Игра «Рассмеши принцессу Несмеяну»

Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008

Упражнение «Фотография»                           Упражнение «Загадки-топотушки»                                Игра «Лужайка Грусти»

Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. – СПб.: «Речь», 2011

«Наши эмоции»

Упражнение «Зеркало»Упражнение «Выбери такое же настроение»Этюд «Разные настроения»Игра «Облако»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Упражнение «Пальцы» Упражнение «Мусорное ведро»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Упражнение «Стаканы с настроением»

Крюкова С.В., Слободянник  Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». -  М.: «Генезис», 2007

Игра «Хозяин чувств»

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009

Упражнение «Волшебные стулья»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

«Мы так похожи»  

Упражнение «Чем я похож на соседа справа»Игра «Обезьянки»Игра «Люблю ― не люблю»Игра «Превращения»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Упражнение «Разные, но похожие»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

«Мальчики и девочки»

Игра «Мальчик или девочка»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Игра «Какие девочки-какие мальчики»                                    Игра «Девочки и мальчики умеют»                         Упражнение «Я люблю»                        Упражнение «Я мама(папа)»           Упражнение «Мама делает, папа делает»

ХухлаеваО.В.«Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009

«Средства общения» (слово, жесты, мимика)

Игра «Покажи руками»  Игра «Походки»Игра «Расскажи стихи руками» Этюды: «Это я! Это мое!», «Тише!», «До свидания!»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Упражнение «Ребята и зверята» Упражнение «Пантомима»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

«Правила общения»

Упражнение «Необычное приветствие»

Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008

Упражнение «Как вести себя во время разговора»                             Этюд «Я слушаю друга»                  Игра «Без слов»

Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008

«Да и нет»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Игра «Лишнее слово»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

«Давайте жить дружно»

Упражнение  «Назови соседа ласково»Игра «Поезд»Игра «Передай мячик»Игра «Рукавички»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Игра «Звериное пианино»                Игра «Вулкан»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Игра «Переход через реку»                  Игра  «Морские хищники»               Игра «Корабль»

Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».-СПб.: «Речь»,2010

Игра «Собери игрушки»                 Игра «Рисуем вместе»

Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008

Совместные рисунки «Варежки», «Домики», «Один карандаш», «Что на свете желтого цвета»

Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения» ч.1. – М.: УЦ Перспектива, 2008

Я умею быть доброжелательным

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»Упражнение «Когда природа плачет»Упражнение «Стоп, кулак!»           Упражнение «Мягкое сердце»        Игра «Мыльные пузыри»               Упражнение «Старенькая бабушка»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Игра «Мама и детеныш»Упражнение «Доброе слово медведю»

Пазухина И.А. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

«Покажу, как я люблю»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Игра «Капризуля»                          Игра «Доктор Айболит»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008

Я учусь решать конфликты

Игра «Злая Черная Рука»Игра «Хочукалки»Игра «Щекоталки»Игра «Кричалки-шепталки»

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения».-Москва: «Генезис», 2006

Упражнение «Я хозяин своих чувств»                                    Упражнение  «Обида-стоп» Упражнение «Простучи обиду на барабане»                           Упражнение  «Чтоб не обижаться, надо расслабляться»

ХухлаеваО.В.«Тропинка к своему Я».-М.: «Генезис», 2009

Упражнение «Поступки»              Игра «Упрямцы»

Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Рабочая программа по коррекции и развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием телесно - ориентированной терапии

Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление ...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...

Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников (средняя группа)

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Вместе веселее»  по развитию коммуникативной и  эмоционально-волевой сферы дошкольников  (средняя группа)...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...