Выступления на ГМО, научно-практических конференциях, семинарах и практикумах.
презентация
Я являюсь активным участником жизни детского сада: принимаю участие в творческих вечерах, меня включают в Творческие группы по подготовке городских мероприятий, а ещё я являюсь автором идеи и организатором участия команды ДОУ на городских интеллектуальных играх "Квиз-игра".
Выступления перед коллегами - очень важная работа не только для учителя-дефектолога. К ним мы готовимся заранее, потому что хотим удивить своими новинками коллег из других детских садов. Я просто обожаю выступать на публике, я очень компанейская и дружу со многими дефектологами города. Поэтому на заседаниях Городского методического объединения учителей-дефектологов ДОУ я стремлюсь представить им что-то новенькое и интересное.
2016 г.
Так на очередном заседании ГМО я познакомила коллег со своим опытом по обучению звуковому анализу и синтезу. Мне вручили Благодарность. С конспектом можно познакомиться во вложенном ниже файле.
Взаимодействие с внешними организациями,
психолого-медико-педагогической комиссией, центром психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи в процессе образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт по обучению звуковому анализу и синтезу Ялалова ИФ | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 комбинированного вида городского округа
город Нефтекамск Республика Башкортостан
Выступление на ГМО
«Этапы обучения звуковому анализу слов в условиях коррекционной группы для детей с ОВЗ»
Подготовила: учитель-дефектолог
Ялалова И.Ф.
Нефтекамск, 2018г.
Фонематический анализ и синтез - это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.
Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука - жжж. Затем это звук - жжж.
Учимся различать слова по длине ( ладошки разводим, прошагать…)
Этап интонационного выделения звуков.
Его задачи:
- научить детей выделять любые звуки в словах - интонационно (дддом).
- выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность - картинку, предмет).
- затем на слух –игра «Поймай звук ..» (среди звуков, в слогах, в словах)
- формировать умение произносить звуки изолированно и в слове.
(выделение гласного звука из ряда звуков; У: а, о, у, о, э, и, у, …
выделение согласного звука из ряда звуков; П: с, н, р, п, л, б, п….)
-выделение первого гласного звука в слове; (Ударный). Ослик, Утка, Арка,
Ива, Эхо.
-выделение первого согласного звука в слове; Лодка, Кошка, Собака, Булка.
-выделение последнего согласного звука из слов; осеЛ, маК, насоС, камыШ.
-определение места гласного звука в слове; Ива, сОк, ухА,
-определять место звука - в начале, середине, конце слова.
Со схемой звукового анализа педагог знакомит на примере слова ау.
2. этап. Дифференциация гласных, согласных звуков.
Алгоритм - выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой.
3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонкости).
Алгоритм - выделение согласного звука + определение мягкости-твердости + отметка на схеме определенной фишкой. Дети определяют мягкие и твердые звуки.
Обозначение звуков фишками синего и зеленого цветов (твердый, как лед –синяя фишка, мягкий, как травушка – зеленая фишка)
Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению- слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков- это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме.
4 этап. Проведение звукового анализа и синтеза слов
( односложных слов , двусложных слов с открытым слогом, двусложных слов со стечением согласных, трехсложных)
- Сначала дети последовательно выделяют звуки в слове по схеме ,
Обозначают звуки фишками, условными заместителями звуков.
- Далее последовательное выделение звуков в слове происходит также, но без готовой схемы его звукового состава. Дети обозначают фишками разного цвета гласные и согласные звуки, вычерчивают условно – графические схемы звукового состава цветными карандашами, таким образом, записывают слова без букв.
Следующий этап - Развитие слогового анализа и синтеза.
Как можно разделить слова на слоги? Позвать слово . Подбородок, Хлопки, прошагать
«Волшебное правило» русского языка- сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение.
Умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки, входящие в слова различной звуковой структуры.
Синтез
Синтез- составление слов из заданной последовательности звуков.
Дидактическая игра «Живые звуки».
Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, синтезировать звуки.
Дидактическая игра «Собери слово».
Дети на слух должны составить слово из предложенных изолированных звуков, произнесенных по порядку (звуки рассыпались)- ш, у, б, а. Можно усложнить задание, проговаривая между звуками слова: первый звук Ш, потом У, дальше Б, последний А.
Упражнение «Новое слово»
Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух.( Выложить слово из букв разрезной азбуки. )
Ожидаемый результат:
- различают «звук» и «букву», знают различие между данными понятиями,
- находят заданный звук в начале, середине, конце слова,
- определяют количество звуков, слогов в словах,
- сформированы понятия об основных звуковых противопоставлениях- гласный-согласный, твердый-мягкий.
Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза:
- составление условно – графических схем слов, представляющих собой названия предметов, изображенных на картинках;
- выбор или самостоятельный побор слов, соответствующих заданной схеме звукового состава (игра “Какое слово спряталось”)ЛУЖА
- раскладывание картинок под символами гласных букв (предварительно дети называют картинки) – предлагаются картинки на односложные слова(кот , шар, лук, сыр)
- преобразование слов, заменяя первый звук слова
ком-дом-сом теперь - вы--------первый звук на В
пол-вол-кол
полк-волк
полосы-волосы
мыл-выл
ходил-водил
второй звук слова -сын-сон,
третий звук слова -сын – сыр.
- преобразование слов путем добавления первого звука
рот-крот
лава-Клава
лад-клад
овал-ковал
последнего звука -пар-парк.
- «Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам», с буквами «Анаграммы»
Дефектолог называет детям слово, а дети называют звуки – ДОМ
1-Д- ВЫХОДИТ, и.т. д.
- «Позовем звуки домой»
Первый звук, второй и третий…
- «Подбери схему к картинке»
Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
- «Подбери картинку к схеме»
Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
- «Цепочка звуков»
Дети стоят в кругу. Учитель-дефектолог называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок, назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...
выступление на региональной научно-практической конференции "Введение ФГОС ДО как условие повышения качества ДО в июне 2015 года
Региональная научно-практическая конференция "Введение ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования в 3 июня 2015 года в ОГАОУ ДПО "Белгородский инстит...
Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"
"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский....
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").
На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществ...
Выступление на региональной научно-практической конференции "Инновации и современные технологии в системе образования" по теме: "Образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ", 2016 г.
В данном выступлении описан опыт работы школы-интерната для детей с ОВЗ по применению образовательных технологий....
Выступление на Всероссийской научно - практической конференции по теме "Использование конструктора LEGO в нетрадиционной технике рисования" в МАДОУ "Центр развития- детский сад №91"
Применение конструктора LEGO в нетрадиционной технике рисования....
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции по теме "Использование LEGO конструктора в формировании элементарных математических представлений" в "Центр развития- детский сад№91"
Лего конструирование- эффективное воспитательное средство для развития ребенка....