Выступления на ГМО, научно-практических конференциях, семинарах и практикумах.
презентация

Ялалова Ильмира Фаритовна

Я являюсь активным участником жизни детского сада: принимаю участие в творческих вечерах, меня включают в Творческие группы по подготовке городских мероприятий, а ещё я являюсь автором идеи и организатором участия команды ДОУ на городских интеллектуальных играх "Квиз-игра".

Выступления перед коллегами - очень важная работа не только для учителя-дефектолога. К ним мы готовимся заранее, потому что хотим удивить своими новинками коллег из других детских садов. Я просто обожаю выступать на публике, я очень компанейская и дружу со многими дефектологами города. Поэтому на заседаниях Городского методического объединения учителей-дефектологов ДОУ я стремлюсь представить им что-то новенькое и интересное.

2016 г.

Так на очередном заседании ГМО я познакомила коллег со своим опытом по обучению звуковому анализу и синтезу. Мне вручили Благодарность. С конспектом можно познакомиться во вложенном ниже файле.

Взаимодействие с внешними организациями,

психолого-медико-педагогической комиссией, центром психолого-педагогической, медицинской

и социальной помощи в процессе образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью:

­
2022 г.
Участник семинара-практикума старших воспитателей ДОО г. Нефтекамск, специалистов ФГБУ РБ РЦППМСП Нефтекамской ЗПМП, логопеда ГБУЗ ГБ ДПО, специалистов ОСП ГБОУ РЦДО и педагогов ГБОУ Нефтекамской КШИ для обучающихся с ОВЗ по теме «Организация работы по просвещению родителей детей дошкольного возраста» 
Организатор: МАДОУ д/с № 11 КВ ГО г. Нефтекамск РБ в рамках республиканской инновационной площадки БГПУ им. М. Акмуллы «Модель консультационного центра в ДОО»
Подтверждающие документы
 
2020-2024 г.г.
Консультант консультативного пункта МАДОУ "Детский сад №18 "Солнышко" с. Николо - Березовка" муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан
Подтверждающие документы 
 
­2023-2024 г.г.
Консультант по работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, член рабочей группы по организации работы ресурсного центра в ГБОУ Нефтекамская КШИ для обучающихся с ОВЗ.
­
2024 г.
Участник методической встречи с участием специалистов РЦДО, Нефтекамской ЗПМПК по теме "Преемственность в работе с детьми ОВЗ и инвалидностью между дошкольными и школьными учреждениями".
Организатор: Нефтекамский центр дистанционного образования детей — инвалидов на дому
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 комбинированного вида городского округа

 город Нефтекамск Республика Башкортостан

Выступление на ГМО

«Этапы обучения  звуковому анализу слов в условиях коррекционной группы для детей с ОВЗ»

Подготовила: учитель-дефектолог

                                       Ялалова  И.Ф.

Нефтекамск, 2018г.

  Фонематический анализ и синтез - это  способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.

Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука - жжж. Затем это звук - жжж.

Учимся различать слова по длине ( ладошки разводим, прошагать…)

Этап интонационного выделения звуков.

Его задачи:

- научить детей выделять любые звуки в словах - интонационно (дддом).

- выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность - картинку, предмет).

- затем на слух –игра «Поймай звук ..» (среди звуков, в слогах, в словах)

- формировать умение произносить звуки изолированно и в слове.

(выделение гласного звука из ряда звуков;  У: а, о, у, о, э, и, у,  …

выделение согласного звука из ряда звуков;   П: с, н, р, п, л, б, п….)

-выделение первого гласного звука в слове;  (Ударный).  Ослик, Утка, Арка,

Ива, Эхо.

-выделение первого согласного звука в слове; Лодка, Кошка, Собака, Булка.

-выделение последнего согласного звука из слов; осеЛ, маК, насоС, камыШ.

-определение места гласного звука в слове; Ива,   сОк,   ухА, 

-определять место звука - в начале, середине, конце слова.

Со схемой звукового анализа педагог знакомит на примере слова ау.

2. этап. Дифференциация гласных, согласных звуков.

Алгоритм - выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой.

3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонкости).

Алгоритм - выделение согласного звука + определение мягкости-твердости + отметка на схеме определенной фишкой. Дети определяют мягкие и твердые звуки.

Обозначение звуков фишками синего и зеленого цветов (твердый, как лед –синяя фишка, мягкий, как травушка – зеленая фишка)

Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению- слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков- это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме.

4 этап. Проведение звукового анализа и синтеза слов

( односложных слов , двусложных слов с открытым слогом, двусложных слов со стечением согласных, трехсложных)

  • Сначала дети последовательно выделяют звуки в слове по схеме ,

Обозначают звуки фишками, условными заместителями звуков.

  • Далее последовательное выделение звуков в слове происходит также, но без готовой схемы его звукового состава. Дети обозначают фишками разного цвета гласные и согласные звуки, вычерчивают условно – графические схемы звукового состава цветными карандашами, таким образом, записывают слова без букв.

Следующий этап - Развитие слогового анализа и синтеза.

Как можно разделить слова на слоги? Позвать слово . Подбородок,   Хлопки, прошагать

«Волшебное правило» русского языка- сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение.

Умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки, входящие в слова различной звуковой структуры.

Синтез

Синтез- составление слов из заданной последовательности звуков.

Дидактическая игра «Живые звуки».

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, синтезировать звуки.

Дидактическая игра «Собери слово».      

 Дети на слух должны составить слово из предложенных изолированных звуков, произнесенных по порядку (звуки рассыпались)- ш, у, б, а. Можно усложнить задание, проговаривая между звуками слова: первый звук Ш, потом У, дальше Б, последний А.

Упражнение «Новое слово»

Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух.( Выложить слово из букв разрезной азбуки. )

Ожидаемый результат:  

  • различают «звук» и «букву», знают различие между данными понятиями,
  • находят заданный звук в начале, середине, конце слова,
  • определяют количество звуков, слогов в словах,
  • сформированы понятия об основных звуковых противопоставлениях- гласный-согласный, твердый-мягкий.

Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза:

  • составление условно – графических схем слов, представляющих собой названия предметов, изображенных на картинках; C:\Users\Таня\Documents\гусс.jpg C:\Users\Таня\Documents\гуси.gif

  • выбор или самостоятельный побор слов, соответствующих заданной схеме звукового состава (игра “Какое слово спряталось”)ЛУЖА
  • раскладывание картинок под символами гласных букв (предварительно дети называют картинки) – предлагаются картинки на односложные слова(кот , шар, лук, сыр)

  • преобразование слов, заменяя первый звук слова

          ком-дом-сом          теперь - вы--------первый звук на В

                      пол-вол-кол

                    полк-волк

                   полосы-волосы

                   мыл-выл

                   ходил-водил

 второй звук слова -сын-сон,

третий звук слова -сын – сыр.

  • преобразование слов путем добавления первого звука

рот-крот

лава-Клава

лад-клад

овал-ковал

 последнего звука -пар-парк.

  • «Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам», с буквами «Анаграммы»

Дефектолог называет детям слово, а дети называют звуки – ДОМ

1-Д- ВЫХОДИТ, и.т. д.

  • «Позовем звуки домой»

Первый звук, второй и третий…

  • «Подбери схему к картинке»

Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.

  • «Подбери картинку к схеме»

Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

  • «Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Учитель-дефектолог называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку,  ребенок, назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

выступление на региональной научно-практической конференции "Введение ФГОС ДО как условие повышения качества ДО в июне 2015 года

Региональная научно-практическая конференция "Введение ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования в 3 июня 2015 года в ОГАОУ ДПО "Белгородский инстит...

Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"

"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский....

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").

На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществ...