Программа по профилактике плоскостопия
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Рабочая программа по профилактике плоскоскостопия у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploskostopie_prav.doc | 152 КБ |
konspekty_po_ploskostopiyu.doc | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №19 Ворошиловского района Волгограда
Введено в действие приказом заведующего МОУ детским садом № 19 от года № Заведующий МОУ детским садом № 19 ___________Криулина П.А. | УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МОУ детский сад № 19 Протокол № от года Председатель педагогического совета: ___________ |
Программа
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
с умственной отсталостью
«Медвежонок»
инструктор по ФК
Мельситова К.А.
Волгоград 2020
Актуальность программы состоит в том, сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.
В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны.
Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: про дольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста с ОВЗ является деформация свода стопы - ее уплощение.
Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.
Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Основные задачи программы:
Оздоровительные задачи:
- коррекция плоскостопия;
- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;
- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.
- благотворное влияние сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: подгрупповые занятия.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Без помощи со стороны семьи работа, направленная на профилактику нарушений осанки и укрепления свода стопы, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.
Совместная работа с семьей по данному вопросу должна строиться на следующих основных положениях:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знаком с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, а педагоги используют лучший семейный опыт воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего пребывания ребенка в учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Поэтому все мероприятия, направленные на профилактику плоскостопия у детей, доводятся до сведения родителей. Разрабатываются комплексы коррекционно-оздоровительной гимнастики для выполнения упражнений в домашних условиях. Родители приглашаются на День открытых дверей, где получают дополнительную информацию. Результаты работы демонстрируются на открытых просмотрах утренних гимнастик, образовательной деятельности по физической культуре, оздоровительных кружках, коррекционно-оздоровительных гимнастик после сна, физкультурных праздниках, спортивных досугах. Разработаны памятки-рекомендации, оформлены папки - передвижки с консультациями.
Методы и формы организации занятий:
-словесное объяснение;
-показ выполнения;
-игровая форма;
-целесообразное использование оборудования;
-использование музыкального сопровождения;
-использование повторной наглядной и словесной инструкции
Используются следующие средства:
Теоретические сведения;
Бег, ходьба, передвижения;
Упражнения общего воздействия: ходьба и бег с включением элементов направленных на профилактику плоскостопия;
Упражнения с предметами и без, направленные на укрепление мышц и связок, формирующих свод стопы;
Общеразвивающие упражнения специальной направленности с использованием каната и наклонной доски и фитболов;
Подвижные игры для укрепления стопы;
Упражнения на расслабление;
Дыхательные упражнения;
Самомассаж с использованием массажных дорожек, ковриков, мячиков-ежиков и других предметов.
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
-Традиционные
-Круговые тренировки
-Игровые
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут, когда дети не заняты на основных программных занятиях. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Структура занятий.
Вводная часть:
Проверка осанки, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики плоскостопия, разогревающие упражнения, подготавливающие к основной части занятий, самомассаж с использованием массажных дорожек.
Основная часть:
ОРУ - блок физических упражнений, направленный на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса и силы мышц торса, укрепление мышц и связок, участвующих в формировании свода стопы, в том числе самомассаж.
ОВД упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание - с акцентом на профилактику плоскостопия.
ИГРЫ - различной подвижности, способствующие профилактике плоскостопия.
Заключительная часть:
Дыхательные упражнения, релаксация.
Основные методы обучения:
Методы обучения | Приемы, как части метода, дополняющие и конкретизирующие его | Цель | |
1. | Наглядный метод | Наглядно - зрительные приемы: показ физических упражнений; имитация (подражание); зрительные ориентиры (предметы, разметка поля); Тактильно - мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя). | Создает зрительное слуховое, мышечное представление о движении |
2. | Словесный метод |
| Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. |
3. | Практический метод |
| Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении. |
4. | Игровой метод |
| Способствует дальнейшему росту физических возможностей детей, усвоению более сложных двигательных действий, овладение их техникой. |
I. Первичная диагностика детей.
Врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения ежегодно проводятся обследования, направленные на комплексную оценку состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей детей. Задачей на этом этапе является ознакомление с результатами медицинского обследования и определение группы детей, нуждающихся в физкультурно-оздоровительной работе.
На этом этапе проводится беседа с родителями и воспитателями по следующим вопросам: возраст ребенка, условия жизни;
- наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях, их интенсивность (острые, тупые, ноющие), локализация (голень, бедро, коленный, голеностопный, тазобедренный суставы), продолжительность, время проявления. Исключаются боли при ненастной погоде, больше характерные при ревматизме.
- перенесенные заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата;
- активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует);
- желание родителей связанное с оздоровлением детей.
На основании полученных данных происходит формирование группы детей для оздоровительных и коррекционных занятий.
II. Визуальная оценка – ребенок осматривается вместе с медсестрой. Определяется постановка стоп при ходьбе - походка должна быть правильной, не косолапой, без характерного «загребания», с соблюдением симметрии стоп при каждом шаге. Оценивается нет ли О-образной или Х-образной постановки стопы. Оценивается обувь ребенка - при плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть.
Диагностика плоскостопия Плантография по методу М.Ф. Фридланда.
- Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол.
- Намажьте стопу гуашью.
- Ребенок должен встать ногами на лист бумаги, туловище прямое, ноги вместе, чтобы масса тела распределилась равномерно.
Плантограммы группы (сентябрь-май)
№ п/п | Имя | Расстояние от внутреннего края подошвенного углубления до внешнего края стопы, см | Ширина узкой части стопы, см | ||
I | I I | I | I I | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 |
Перспективный календарно-тематический план работы.
№п/п | Цели и задачи | Содержание занятия | Оборудование и инвентарь |
1. | Исследование физического развития и здоровья детей. Знания о правильной постановке стоп. Обучение упражнениям для профилактики плоскостопия. | Проведение диагностики и тестирование Упражнения в положении стоя и сидя, в положении стоя на четвереньках и лежа. Ходьба с мешочком на голове. Игры на профилактику плоскостопия. Восстановление дыхания и релаксация. | Таблицы и карты диагностики, плантограф, участие медсестры Мешочки с песком, мячики-ежики, расслабляющая музыка |
2. | Профилактика плоскостопия Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание, укрепление «мышечного корсета». Упражнения для расслабления мышц. Растяжка. | Упражнения и самомассаж в движении с мячами. Обучение правильному дыханию во время выполнения упражнений. Упражнения стоя, сидя и лежа с мячами. Упражнения на растяжку с мячами. Игры на профилактику плоскостопия. Релаксация. | канат, обручи, расслабляющая музыка, массажные дорожки, мячи. |
3. | Профилактика плоскостопия. Самомассаж. Укрепление мышц образующих свод стопы, рук, спины, живота. Упражнения для расслабления мышц | Упражнения и самомассаж в движении с мешочками. Упражнения на месте, сидя и лежа с использованием мешочков. Упражнения в передвижении с использованием наклонной доски. Игры для профилактики плоскостопия. Релаксация. | массажные дорожки, мешочки с песком, наклонная доска |
4. | Профилактика плоскостопия. Самомассаж. Укрепление мышц образующих свод стопы, рук, спины, живота. Упражнения для расслабления мышц. | Упражнения в движении со скакалками, упражнения стоя, сидя и лежа с использованием скакалок. Упражнения сидя на стульчиках для стопы с использованием нестандартного оборудования (платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов, каштаны, грецкие орехи). Игры для профилактики плоскостопия. Релаксация. | скакалки, стульчики, платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов. |
5. | Профилактика плоскостопия. Самомассаж. Развитие силы. Упражнения для расслабления мышц. | Упражнения и самомассаж с гантелями. Упражнения стоя, сидя и лежа с гантелями. Упражнения на мячах-фитболах. Игры на профилактику плоскостопия. Обучение расслаблению мышц лежа на спине. | Массажные дорожки, гантели, массажные коврики, фитболы. |
6. | Профилактика плоскостопия, выполнение упражнений на растяжку, укрепление «мышечного корсета». Упражнения для расслабления мышц. | Упражнения и самомассаж в движении. Полоса препятствий с использованием скамейки, дуг, больших и малых кубов, гимнастического мата. Упражнения на мячах-фитболах. Упражнения на балансирах. Игры на профилактику плоскостопия. Релаксация. | скамейки, дуги, большие и малые кубы, маты, канат, массажные мячи. |
7. | Профилактика плоскостопия. Самомассаж. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам. Упражнения для расслабления мышц | Упражнения и самомассаж в движении с использованием кегель. Упражнения на месте с использованием плоских колец – стоя, сидя и лежа. Полоса препятствий с использованием кегель, плоских колец, каната. Упражнения на балансирах. Игры для профилактики плоскостопия. Релаксация. | Массажные дорожки, кегли, плоские кольца, канат, балансиры, расслабляющая музыка |
8. | Профилактика плоскостопия. Обучение растягиванию мышц, укрепление «мышечного корсета». Упражнения для расслабления мышц. | Упражнения в движении со скакалками, упражнения стоя, сидя и лежа с использованием скакалок. Упражнения сидя на стульчиках для стопы с использованием нестандартного оборудования (платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов). Игры для профилактики плоскостопия. Релаксация. | Скакалки, стульчики, платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов |
9. | Профилактика плоскостопия. Самомассаж. Укрепление мышц образующих свод стопы, рук, спины, живота. Упражнения для расслабления мышц. | Упражнения и самомассаж в движении с мячиками-ежиками. Упражнения для стопы сидя на скамейках с использованием мячиков-ежиков. Упражнения с использованием скамейки для укрепления мышц рук, спины и живота. Упражнения на балансирах. Игры для профилактики плоскостопия. Релаксация. | Мячики-ежики, скамейки, балансиры, расслабляющая музыка. |
10. | Профилактика плоскостопия, выполнение упражнений на растяжку, укрепление «мышечного корсета». Упражнения для расслабления мышц. | Упражнения и самомассаж в движении с акцентом на правильное дыхание, дыхательные упражнения. Упражнения с использованием фитболов. Игры для профилактики плоскостопия. Релаксация. | Массажные дорожки и коврики, фитболы, расслабляющая музыка. |
11. | Профилактика плоскостопия. Самомассаж. Укрепление мышц образующих свод стопы, рук, спины, живота. Упражнения для расслабления мышц | Упражнения и самомассаж в движении. Упражнения для стопы на гимнастических матах. Различные виды бега и прыжков с продвижением на матах. Упражнения на балансирах. Игры для профилактики плоскостопия. Релаксация. | гимнастические маты, балансиры, расслабляющая музыка |
12. | Профилактика плоскостопия. Самомассаж. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам. Упражнения для расслабления мышц Исследование физического развития и здоровья детей. | Упражнения в движении со скакалками, упражнения стоя, сидя и лежа с использованием скакалок. Упражнения сидя на стульчиках для стопы с использованием нестандартного оборудования (платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов). Игры для профилактики плоскостопия. Релаксация. Проведение диагностики и тестирование занимающихся | скакалки, стульчики, платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов Таблицы и карты диагностики, плантограф, участие медсестры. |
Список литературы
- Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях ОДА): пособие для инструкторов физической культуры, воспитателей и родителей, М., Просвещение, 2005.
- Коновалова Н.Г. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе, Издательский центр «Учитель», Волгорад.
- Красикова И. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Санкт-Петербург: Издательский центр «Учитель и ученик», 2004.
- Литвинова О.М, Лесина С.В. Комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей, Издательский центр «Учитель», Волгоград.
- Моргунова О.Н. профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Практическое пособие, Издательский центр «Учитель», 2013.
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №1.
Цель: профилактика плоскостопия, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи: Исследование физического развития и здоровья детей. Знания о правильной постановке стоп. Обучение упражнениям для профилактики плоскостопия.
Оборудование и инвентарь: Таблицы и карты диагностики, плантограф, участие медсестры
Мешочки с песком, мячики-ежики, ребристая доска, расслабляющая музыка.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, объяснение задач.
Физ. инструктор: Ребята, перед вами на полу находится физкультурное оборудование, при помощи которого мы будем выполнять различные задания, необходимые для здоровья наших ног. Приготовились! В обход по залу шагом марш! - обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течении 3 минут)
-Проверим нашу осанку. Ходьба с мешочком с песком на голове.
-Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята, - ходьба на носках, руки вверх.
-Вот и прошли этот участок, - обычная ходьба.
-Болото, идти опасно. Идем строго по следу, - ходьба по мешочкам с песком.
-Впереди каменистая гряда, - ходьба по ребристой доске.
-Утята гуляют возле ручья - ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
-Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо, - ходьба в полуприседе.
-Это, наверное, медведь идет, идем тихо-тихо, - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
- Бегом марш! Обычный бег. (3 минуты)
- шагом марш! Ходьба с восстановлением дыхания. 30 секунд.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- И.п. сидя на стуле. Приподнимание пяток от пола вместе и поочередно. 4-5 повторений
- И.п. сидя на стуле, руки в упоре сзади. Стопами делаются движения массажными мячами вперед – назад. 4-5 повторений.
- И.п. тоже. Стопами делаются круговые движения массажными мячами. 4-5 повторений каждой стопой.
- И.п. лежа на спине. Ноги вместе, руки под головой, локти прижаты к полу. Сгибание и разгибание стоп вместе и попеременно с большой амплитудой. 4-5 повторений каждой ногой.
- И.п. тоже. «Велосипед». Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленях, одновременно сгибая и разгибая стопы как при езде на велосипеде. 4-5 повторений.
- И.п. тоже. Скользить стопой одной ноги по другой до колена и вниз, плотно обхватывая ногу. 4-5 повторений.
- И.п. тоже. Развести прямые ноги в стороны, согнуть в коленях, не отрывая пяток от пола и соединить подошвы и обратно. 4-5 повторений.
ОВД: Ходьба по доске с приподнятым краем. Поточный метод. 3 минуты.
Подвижная игра «Пузырь» 3 минуты.
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да нет лопайся. Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь.
Заключительная часть:
Дыхательная гимнастика «Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так».
Релаксация. Предложить детям лечь на пол, закрыть глаза и расслабить мышцы всего тела. Задание выполняется под тихую, спокойную музыку. 4-5 раз.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №2.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Обучение правильному дыханию при выполнении упражнений, восстановительное дыхание, укрепление «мышечного корсета».
Оборудование и инвентарь: канат, скакалка, обручи, расслабляющая музыка, массажные дорожки, мячи.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки у стены.
Физ.инструктор. Ребята, сегодня мы с вами продолжим выполнять упражнения, для укрепления наших стоп, а также выполним упражнения с мячом. Инструктор раздает каждому ребенку мяч. Приготовились! В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба.
Пошли на носках, руки с мячом подняли вверх. Так я увижу вас, ребята, - ходьба на носках, руки вверх, мяч держат двумя руками.
- Обычная ходьба.
- Ходьба по канату, руки в стороны, мяч в правой руке.
- Ходьба на пятках, руки за спиной, мяч держим двумя руками.
- Ходьба в полуприседе, мяч в левой руке.
- Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе, мяч в правой руке.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- И.п. – стоя, ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч вверх над головой, потянуться, опустить мяч вниз, вернуться в и.п.
- И.п. - стоя, ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. Поднять руки в стороны, поднять руки вверх, переложить мяч в левую руку, опустить руки в стороны, вернуться в и.п.
- И.п. стоя, мяч на полу. Поставить правую ногу на мяч, сделать курговые движения в правую и левую сторону. То же левой ногой.
- И.п. сидя ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди. Наклониться, коснуться мячом пола (между пяток ног), выпрямиться, вернуться в и.п.
- И.п. лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. Согнуть ноги в коленях, подтянув к животу, и коснуться мячом колен, выпрямить колени, убрать руки за голову, вернуться в и.п.
- И.п. стоя, ноги на ширине стопы, мяч на полу. Наклониться взять мяч в руки, выпрямиться, наклониться положить мяч на пол, вернуться в и.п.
- И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, мяч на полу, руки на поясе. Прыжки вокруг мяча в обе стороны в чередовании с небольшой паузой.
ОВД: Метание мяча в обруч. Поточный метод. 3 минуты.
Подвижная игра «Рыбак и рыбки». 2 минуты.
Играющие становятся в круг – они рыбки. Водящий с удочкой (скакалкой) в середине круга – рыбак. Он начинает крутить скакалку под ногами играющих. Спасаясь от удочки, играющие подпрыгивают или перешагивают ее. выигрывает тот, кто лучше всех прыгает, не задевая удочку. Кто ошибается, становится рыбаком.
Заключительная часть:
Ходьба по массажным коврикам друг за другом. Следить за правильной осанкой. 1-2 минуты.
Упражнение для расслабления рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением. «Олени».
Инструктор6 Ребята, представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя (поднимает руки над головой скрещенные с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнение:
А сегодня мы – олени,
Ветер рвется нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
И теперь немного лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают все их пальчики.
Повторение 4-5 раз.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №3.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Самомассаж. Укрепление мышц образующих свод стопы, рук, спины, живота. Упражнения для расслабления мышц.
Оборудование и инвентарь: массажные дорожки, мешочки с песком, наклонная доска.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки у стены.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
-Впереди высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. - ходьба на носках, руки вверх.
-Вот и прошли этот участок, - обычная ходьба.
-Болото, идти опасно. Идем строго по следу, - ходьба по мешочкам с песком.
- На пути ручеек, идем по мостику. Ходьба по доске с приподнятым краем.
- Впереди неровная дорога, идем аккуратно. Ходьба по массажным дорожкам.
- Идем как медвежата. Ходьба на внешней стороне стопы.
- Бегом марш! Легкий бег в среднем темпе. 1 минуту.
- Шагом марш! Ходьба с восстановлением дыхания.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- И.п. – о.с., мешок на голове. Подниматься и опускаться на носки, пятки. (4-5 раз)
- И.п. – ноги на ширине ступни, мешочек в обеих руках внизу. Поднять мешочек вверх, опустить, вернуться в исходное положение. (4-5раз)
- И.п. – о.с., руки на пояс, мешок на голове. Полуприседания. (4-5 раз)
- И.п. о.с. руки на плечах. 1- правую ногу вперед, на носок; 2 – поднять, согнутую в колене; 3 – как1; 4 – и.п. (4-5 раз на каждую ногу)
- И.п. – ноги на ширине плеч, мешочек в обеих руках у груди. Наклониться, коснуться мешочком пола, выпрямиться, вернуться в исходное положение. (4-5раз)
- И.п. – ноги на ширине плеч, мешочек в обеих руках. Присед мешочек положить на пол, встать, присед взять мешочек в руки, вернуться в и.п. (4-5 раз)
- И.п. – ноги слегка расставлены, мешочек в согнутых руках на груди. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси вправо и влево.
ОВД: Прыжки с продвижением вперед. Поточный способ. 3 минуты.
Игра «Ловишки с ленточками». Играющие располагаются свободно по площадке. Каждый прикрепляет сзади к поясу или вороту цветную ленточку. В центре круга становится ловишка. По сигналу: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются. Ловишка бегает за играющими. Стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки врнменно отходит в сторону. Игра останавливается. Когда ловишка вытянет несколько ленточек, они подсчитываются и возвращаются детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
Заключительная часть:
Упражнение для расслабления мышц живота «Шарик». (2-3 минуты) Воспитатель (показывает и объясняет). Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно – будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:
Вот как шарик надуваем
И рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко,
Вольно, глубоко.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №4.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Укрепление мышц образующих свод стопы, рук, спины, живота. Снятие мышечного напряжения.
Оборудование и инвентарь: скакалки, стульчики, платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов (можно каштаны, грецкие орехи), балансиры.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки у стены.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- На носках, руки подняли вверх. Скакалка натянута над головой - ходьба на носках, руки вверх.
- Обычная ходьба.
- На пятках, скакалка сложена вчетверо за плечи.
- Впереди неровная дорога, идем аккуратно. Ходьба по массажным дорожкам.
- Ходьба на внешней стороне стопы, руки вперед, скакалка натянута между рук.
- Ходьба по скакалке приставным шагом правым и левым боком.
- Бегом марш! Легкий бег в среднем темпе. 1 минуту.
- Шагом марш! Ходьба с восстановлением дыхания.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- И.п. – стоя на скакалке, руки в стороны. 1-4 переступать вправо. 5-8 влево. (4-5 раз)
- И.п. – о.с., скакалка сложена вдвое. 1 – наклон вперед, 2 – приподнимая носки продеть скакалку через стопы, 3 – приподнимая пятки, присесть, скакалку назад, 4 – встать. Руки дугами кверху-вниз. 7- 8 то же. (4-5 раз).
- И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверху, скакалка натянута между рук. 1 – наклон туловища вправо, 2 – и.п., 3-4 то же влево. (4-5 раз)
- Покачивание скакалки перед собой с перепрыгиванием через нее. 10 раз. (для упрощения упражнения. Можно положить скакалку на пол и перепрыгивать через нее)
- И.п. сидя на полу, скакалка вчетверо, ноги вперед вместе. 1 – 2 наклон вперед, скакалку набросить на носки ног, носки поднять вверх. 3 – 4 и.п., носки ног оттянуть. (4-5 раз)
- И.п. лежа на животе, руки вперед, скакалка сложена вдвое, концы в обеих руках. 1 – поворот туловища налево, приподнимаясь над полом; 2 – и.п., 3-4 тоже вправо. (4-5 раз).
- И.п. – скакалка лежит на полу, стоя, скакалка между ног. Прыжки – ноги врозь, скрестно. (4 – 5 раз).
Корригирующие упражнения.
- И.П. стоя, руки на поясе, разложенный платочек на полу перед ногой. Захватить платочек одной ногой, помахать им, положить. То же другой ногой. (4 – 5 раз)
- И.П. стоя перед обручем, руки на поясе. Собирать как можно больше каштанов и платочков из обруча, чередуя правую и левую ноги. (4 – 5 раз)
- И.п. сидя на стульчике. Перекатывание от пятки к носку и обратно каштана или грецкого ореха. (4 – 5 раз на каждую стопу)
- И.п. то же. Катание каштана или грецкого ореха по кругу одной и другой ногой. (4 – 5 раз).
- И.п. то же. Катание скорлупки от киндер сюрприза восьмеркой. (4 – 5 раз
- И.п. стоя на полусферах (массажной поверхностью вниз) удержать равновесие.
Подвижная игра «Дотронься до…». (2-3 минуты) По команде ведущего: «Дотронься до…» играющие должны быстро сориентроваться и дотронуться до того, что назовет ведущий. Можно называть цвета, формы, части тела и т.д.
Заключительная часть:
Дыхательная гимнастика «Вот какие мы большие» 1 минута.
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Инструктор показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
Повторить 3-4 раза.
Ходьба по массажным коврикам. 2 минуты.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №5.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Развивать силу. Снимать мышечное напряжение.
Оборудование и инвентарь: Массажные дорожки, гантели, массажные коврики, фитболы.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки у стены.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- ходьба на носках, руки вверх.
- ходьба на пятках, руки за голову.
- ходьба перекатом с пятки на носок.
- ходьба приставным шагом правым боком, левым боком.
- легкий бег (1 минута).
- ходьба с восстановлением дыхания. (Дети берут по 2 гантели)
Перестроение в колонну по 2 через центр зала.
Основная часть:
- И.п. – ноги на ширине ступни, гантели в обеих руках внизу. Вынести гантели через стороны вперёд, опустить гантели вниз, вернуться в исходное п. (4-5 раз).
- И.п. – ноги на ширине ступни, гантели внизу. Поднять гантели через стороны вверх, опустить, гантели через стороны вниз, вернуться в и.п. (4 – 5 раз).
- И.п. – ноги на ширине плеч гантели в обеих руках за спиной. Наклониться, положить гантели на пол, выпрямиться, наклониться, взять гантели, вернуться в исходное положение. (4-5 раз).
- И.п. – ноги на ширине ступни, гантели в обеих руках внизу. Присесть, гантели вынести вперёд, встать вернуться в исходное положение. (4-5 раз).
- И.п. – стоя на коленях. Гантели внизу. Повернуться вправо (влево) положить гантелю, повернуться вправо (влево) взять гантелю, вернуться в и.п. (4 – 5 раз).
- И.п. – лежа на спине, ноги прямые, гантели в обеих руках за головой. Согнуть ноги в коленях, коснуться гантелями колен, вернуться в и.п.
- И.п. – стоя ноги слегка расставлены, гантели у плеч. Прыжки на двух ногах, с поворотом вокруг своей оси вправо (влево). (4 – 5 раз).
Комплекс упражнений на фитболах.
- «Перекаты» И. п.: сидя на мяче, стопы на полу.
перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (4 – 5 раз)
- «Часики». И. п.: Сидя на мяче, руки на поясе.1-наклон вправо (влево); 2-и. п. (4-5 раз).
- «Буратино». И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах. 1-поворот головы вправо; 2-3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4- и. п. (4-5 раз).
- «Незнайка». И. п.: сидя на мяче, руки опустить. 1-2 – подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 3- и. п. (7 раз)
- «Ленивец»И. п.: сидя на пятках перед мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок на ладони. Покачивание на мяче вперед – назад (4-5 раз)
- «Силач». И. п.: сидя на пятках, держать мяч руками. 1 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2-и. п. (4-5 раз).
- «Покажи пяточки» И. п.: лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и на ладони. 1- поднять прямые ноги; 2 и. п. (4-5 раз).
Подвижная игра «Лохматый пес». (2-3 минуты). Играющие выбирают пса. Он стоит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес,
В лапки свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим –
Что же будет?
Дети подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей.
Заключительная часть:
Упражнение для расслабления мышц. Дети ложатся на пол, закрывают глаза и слушают инструктора. Инструктор спокойным тихим голосом проговаривает стихотворение в медленном темпе.
Хватит спинку качать,
Надо лечь и отдыхать.
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть кривая.
После этого необходимо встать, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, задержать немного и выдохнуть.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №6.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Обучать выполнению упражнений на растяжку, укрепление «мышечного корсета».
Оборудование и инвентарь: скамейки, дуги, большие и малые кубы, маты, канат, массажные мячи.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- ходьба на носках, руки вверх.
- ходьба на пятках, руки за голову.
- ходьба по наклонной доске с приподнятым краем.
- преодоление полосы препятствий (подлезть под дугу, пройти по мостику, перешагнуть через кубики разного размера)
- ходьба по массажным дорожкам.
- легкий бег (1 минута).
- ходьба с восстановлением дыхания.
Перестроение в колонну по 2 через центр зала.
Основная часть:
- «Покажи ручки». И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки убрать за спину. «Где наши ручки?», «Вот!» - вынести руки вперёд, и.п. Пов:4-5 раз.
- «Хлопок». И.п.: ноги слегка расставить, руки опущены. Руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, сказать «Хлоп!», и.п. Пов:4-6 раз.
- «Маленькие - большие». И.п.: то же, руки внизу. Подняться на носки, руки вверх, потянуться,- «Вот какие мы большие»; присесть, положить руки на колени, - «Вот какие мы маленькие» Пов:4-6 раз.
- «Покажи колени». И.п.: стоя, руки на поясе. «Где колени?» наклониться вперёд, коснуться колен руками «Вот!», и.п. Пов:4-5 раз.
- «Чьи ножки?». И.п.: сидя, ноги прямо, упор рук сзади. «Чьи ножки?», «Мои» согнуть ноги в коленях, обхватить руками, и.п. Пов:4-5 раз.
- «Гуси». И.п.: сидя, ноги врозь, упор рук сзади. Наклон вперёд, достать носочков, сказать «ш-ш-ш», и.п. Пов:4-6 раз.
- « Как умеют прыгать ножки». Прыжки на двух ногах, чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.
Комплекс упражнений на балансирах.
Упражнение 1. «Капитан»
И. п. : стойка перед балансиром, ноги на ширине плеч, руки свободно.
1-4 встать на балансир, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, правую (левую) руку согнуть в локте поднести ко лбу («капитан смотрит вдаль», выполнять перекаты перенося тяжесть тела с одной ноги на другую
5 – И. п. (8 раз, следить за осанкой: плечи опущены)
Упражнение 2. «Абордаж»
И. п. : стойка перед балансиром боком, ноги вместе, руки свободно.
1-4 встать на балансир боком, ноги расставить по краям балансира, колени слегка согнуты, правая рука над головой изображает размахивание саблей, левая рука на поясе, выполнять перекаты перенося тяжесть тела с одной ноги на другую
5 – И. п. ( 8 раз)
Упражнение 3. «Сундук»
И. п. : стойка перед балансиром, ноги вместе, руки на поясе
1 – 3 наклон вперед, правую руку опустить в центр балансира, удерживать положение некоторое время, стараться не касаться краями балансира пола, ноги держать прямо
4 – И. п.
Выполнить тоже левой рукой. (по 2 раза каждой рукой, во время наклона, следить за тем, чтобы колени были прямыми)
Упражнение 4. «Планка».
И. п. : упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, руки согнуты в локтях, ладони расставлены по краям балансира
1 – 3- выпрямить руки, удерживать положение равновесия;
4 – И. п. (20 сек, следить за тем чтобы, спина была ровной, без провисов.)
Упражнение 5. «Сильный пират».
И. п. : упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, руки согнуты в локтях, ладони расставлены по краям балансира;
1 – выпрямить руки, удерживать положение равновесия;
2 – согнуть руки в локтях, удерживать баланс. (4 раза, руки сгибать как можно ниже, при этом удерживать баланс руками)
Подвижная игра «Здравствуй, догони!» (2-3 минуты). Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости. Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.
Заключительная часть:
Упражнение на расслабление «Лентяи». Воспитатель говорит о том, что сегодня мы постараемся подражать многим животным и сказочным персонажам, но вот лентяй и лежебока – барсук - так и не появился. Давайте послушаеи про него стихотворение В. Викторова и поподражаем ему тоже (дети ложатся):
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь народ лесной
Лишь барсук –
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной,
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
(Дети изображают ленивого барсука).
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №7.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: развивать выносливость, обучать упражнениям на расслабление мышц.
Оборудование и инвентарь: Массажные дорожки, кегли, плоские кольца, канат, балансиры, расслабляющая музыка.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- ходьба на носках, руки с кеглями вверх.
- ходьба на пятках, руки с кеглями в стороны.
- ходьба по наклонной доске с приподнятым краем.
- преодоление полосы препятствий (пройти по канату, пройти по колечкам)
- ходьба по массажным дорожкам.
- легкий бег (1 минута).
- ходьба с восстановлением дыхания.
Перестроение в колонну по 2 через центр зала.
Основная часть:
1. И. п. — ноги на ширине ступни, кольцо в правой руке. Поднять руки через стороны вверх, передать кольцо в левую руку. Опустить руки через стороны вниз. Поднять руки через стороны вверх, передать кольцо в правую руку. Опустить руки через стороны вниз (4—5 раз).
2. И. п. — ноги на ширине ступни, кольцо в согнутых руках у груди. Присесть, кольцо вынести вперед, руки прямые. Встать, вернуться в исходное положение (4—5 раз).
3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, кольцо в обеих руках внизу. Наклониться вперед, положить кольцо на пол, подняться. Наклониться вперед, взять кольцо в руки, вернуться в и.п. (4 – 5 раз).
4.И.п. – стойка ноги врозь, кольцо в правой руке, левая на поясе. Наклон влево, руку с кольцом вверх за голову, вернуться в и.п. То же вправо. (4 – 5 раз).
5. И. п. — стойка на коленях, кольцо в правой руке. Поворот вправо, положить кольцо у носка правой ноги, выпрямиться. Поворот вправо, взять кольцо, выпрямиться, кольцо в левую руку. То же влево (по 3 раза).
6.И.п. – лежа на спине, руки согнуты в локтях у груди с кольцом. Поднять руки вверх, потянуться за кольцом, вернуться в и.п. (4 – 5 раз).
7. И. п. — ноги слегка расставлены, руки произвольно, кольцо на полу у ног. Прыжки на двух ногах вокруг кольца в обе стороны; между серией прыжков небольшая пауза (по 2 раза).
Комплекс упражнений на балансирах.
Упражнение 1. «Карамба»
И. п. : упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, прямые руки в упоре по краям балансира;
1- 3 - удерживая равновесие руками на балансире, поднять вверх правую (левую) ногу;
4- и. п. (по 2 раза каждой ногой, следить за тем, чтобы дети удерживали баланс руками, во время подъема ноги)
Упражнение 2. «Мачта»
И. п. : сидя на балансире, ноги выпрямлены вперед, руки упор сзади за балансиром
1 – 3 - поднять прямые ноги вверх, стараться удерживать положение равновесия
4- И. п. (4 раза, ноги держать прямо оттягивая носки от себя)
Упражнение 3. «Штурвал»
И. п. : сидя за балансиром, ноги уперев пятками в края балансира, руки на поясе
1 – 4 – удерживать равновесие ногами на балансире. (15 сек, следить за осанкой, тянуть макушку к полу, плечи опущены)
Упражнение 4. «Человек за бортом»
И. п. : лечь спиной на балансир, ноги выпрямлены, руки выпрямлены вдоль туловища, балансир наклонен по форме тела
1- 3 – поднять таз вверх, упереться пятками в пол, удерживать баланс спиной;
4 – и. п. (8 раз,отсчет вести по движениям рук)
Упражнение 5. «Поплавок»
И. п. : лечь спиной на балансир, руками, согнутыми в локтях, упереться в пол, ноги выпрямлены.
1 – 4 – удерживать баланс спиной на балансире, подтянув согнутые ноги к себе. (20 сек)
Подвижная игра «Море волнуется». (2 – 3 минуты) Выбирается капитан корабля. Остальные играющие – его команда. У каждого своя должность. Капитан собирает всю команду на корабль (скамейку), перечисляя всех игроков (матросы, кок, боцман, юнга, помощник капитана, радист и т.д.). когда все игроки собрались, капитан выкрикивает: «Море волнуется!». Дети двигаются по залу, изображая волны. По команде: «Море стихло!» нужно быстро занять свое место на скамейке (стоя). Тот, кто занимает место на скамейке последним, из игры выбывает. Меняется капитан, игра продолжается.
Заключительная часть:
Релаксация «Сон на берегу моря». Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Инструктор спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет 1-2-3 дети «просыпаются» и встают.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №8.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Обучать растягиванию мышц, укрепление «мышечного корсета».
Оборудование и инвентарь: Скакалки, стульчики, платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- На носках, руки подняли вверх. Скакалка натянута над головой - ходьба на носках, руки вверх.
- Обычная ходьба.
- На пятках, скакалка сложена вчетверо за плечи.
- Впереди неровная дорога, идем аккуратно. Ходьба по массажным дорожкам.
- Ходьба на внешней стороне стопы, руки вперед, скакалка натянута между рук.
- Ходьба по скакалке приставным шагом правым и левым боком.
- Бегом марш! Легкий бег в среднем темпе. 1 минуту.
- Шагом марш! Ходьба с восстановлением дыхания.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- И.п. – стоя на скакалке, руки в стороны. 1-4 переступать вправо. 5-8 влево. (4-5 раз)
- И.п. – о.с., скакалка сложена вдвое. 1 – наклон вперед, 2 – приподнимая носки продеть скакалку через стопы, 3 – приподнимая пятки, присесть, скакалку назад, 4 – встать. Руки дугами кверху-вниз. 7- 8 то же. (4-5 раз).
- И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверху, скакалка натянута между рук. 1 – наклон туловища вправо, 2 – и.п., 3-4 то же влево. (4-5 раз)
- Покачивание скакалки перед собой с перепрыгиванием через нее. 10 раз. (для упрощения упражнения. Можно положить скакалку на пол и перепрыгивать через нее)
- И.п. сидя на полу, скакалка вчетверо, ноги вперед вместе. 1 – 2 наклон вперед, скакалку набросить на носки ног, носки поднять вверх. 3 – 4 и.п., носки ног оттянуть. (4-5 раз)
- И.п. лежа на животе, руки вперед, скакалка сложена вдвое, концы в обеих руках. 1 – поворот туловища налево, приподнимаясь над полом; 2 – и.п., 3-4 тоже вправо. (4-5 раз).
- И.п. – скакалка лежит на полу, стоя, скакалка между ног. Прыжки – ноги врозь, скрестно. (4 – 5 раз).
Корригирующие упражнения.
- И.П. стоя, руки на поясе, разложенный платочек на полу перед ногой. Захватить платочек одной ногой, помахать им, положить. То же другой ногой. (4 – 5 раз)
- И.П. стоя перед обручем, руки на поясе. Собирать как можно больше каштанов и платочков из обруча, чередуя правую и левую ноги. (4 – 5 раз)
- И.п. сидя на стульчике. Перекатывание от пятки к носку и обратно каштана или грецкого ореха. (4 – 5 раз на каждую стопу)
- И.п. то же. Катание каштана или грецкого ореха по кругу одной и другой ногой. (4 – 5 раз).
- И.п. то же. Катание скорлупки от киндер сюрприза восьмеркой. (4 – 5 раз
- И.п. стоя на полусферах (массажной поверхностью вниз) удержать равновесие.
Подвижная игра «По своим местам». (2 – 3 минуты) Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в разных направлениях, повторяя за инструктором слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселей:
Тра-та-та, тра-та-та!
На сигнал: «Остановись!» снова становятся в колонну по росту.
Правила: идти ритмично, четко произносить слова, строиться быстро и правильно.
Заключительная часть:
Психогимнастический этюд «Туристы». (2-3 минуты).
Предложить детям представить себя в лесу. Небольшим рассказом оживить воображение детей: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки - малиновые». Дети пошли в лес по лесной тропинке, которая должна вывести их на солнечную поляну.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №9.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Укреплять мышцы образующих свод стопы, рук, спины, живота. Упражнять в расслаблении мышц.
Оборудование и инвентарь: Мячики-ежики, скамейки, балансиры, расслабляющая музыка.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- На носках, руки с мячом подняли вверх. Ходьба на носках, руки вверх, мяч держат двумя руками.
- Обычная ходьба.
- Ходьба по канату, руки в стороны, мяч в правой руке.
- Ходьба на пятках, руки за спиной, мяч держим двумя руками.
- Ходьба в полуприседе, мяч в левой руке.
- Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе, мяч в правой руке.
- Легкий бег.
- Ходьба с восстановлением дыхания.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- И.п. сидя на стуле. Приподнимание пяток от пола вместе и поочередно. 4-5 повторений
- И.п. сидя на стуле, руки в упоре сзади. Стопами делаются движения массажными мячами вперед – назад. 4-5 повторений.
- И.п. тоже. Стопами делаются круговые движения массажными мячами. 4-5 повторений каждой стопой.
- И.п. лежа на спине. Ноги вместе, руки под головой, локти прижаты к полу. Сгибание и разгибание стоп вместе и попеременно с большой амплитудой. 4-5 повторений каждой ногой.
- И.п. тоже. «Велосипед». Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленях, одновременно сгибая и разгибая стопы как при езде на велосипеде. 4-5 повторений.
- И.п. тоже. Скользить стопой одной ноги по другой до колена и вниз, плотно обхватывая ногу. 4-5 повторений.
- И.п. тоже. Развести прямые ноги в стороны, согнуть в коленях, не отрывая пяток от пола и соединить подошвы и обратно. 4-5 повторений.
Комплекс упражнений на балансирах.
Упражнение 1. «Капитан» И. п. : стойка перед балансиром, ноги на ширине плеч, руки свободно. 1-4 встать на балансир, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, правую (левую) руку согнуть в локте поднести ко лбу («капитан смотрит вдаль», выполнять перекаты перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. 5 – И. п. (8 раз, следить за осанкой: плечи опущены)
Упражнение 2. «Абордаж» И. п. : стойка перед балансиром боком, ноги вместе, руки свободно.
1-4 встать на балансир боком, ноги расставить по краям балансира, колени слегка согнуты, правая рука над головой изображает размахивание саблей, левая рука на поясе, выполнять перекаты перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. 5 – И. п. ( 8 раз)
Упражнение 3. «Сундук» И. п. : стойка перед балансиром, ноги вместе, руки на пояс
1– 3 наклон вперед, правую руку опустить в центр балансира, удерживать положение некоторое время, стараться не касаться краями балансира пола, ноги держать прямо. 4 – И. п. Выполнить тоже левой рукой. (по 2 раза каждой рукой, во время наклона, следить за тем, чтобы колени были прямыми)
Упражнение 4. «Планка».
И. п. : упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, руки согнуты в локтях, ладони расставлены по краям балансира
1 – 3- выпрямить руки, удерживать положение равновесия;
- – И. п. (20 сек, следить за тем чтобы, спина была ровной, без провисов.)
Упражнение 5. «Сильный пират».
И. п. : упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, руки согнуты в локтях, ладони расставлены по краям балансира;
1 – выпрямить руки, удерживать положение равновесия; 2 – согнуть руки в локтях, удерживать баланс. (4 раза, руки сгибать как можно ниже, при этом удерживать баланс руками)
Подвижная игра «Дни недели». Играющие стоят на одной стороне площадки. В середине зала на высоте 20 – 25 см натянута резинка (веревка). Водящий произносит название дней недели не по порядку. Дети бегут, перешагивают через резинку только в тот момент, когда слышат названия рабочих дней (т.е. с понедельника по пятницу), а услышав название выходных дней – стоят на месте. Правила: перешагивать, не задевая резинку, внимательно слушать и быстро реагировать на сигнал ведущего.
Заключительная часть:
Упражнение для расслабления мышц шеи «Любопытная Варвара». Воспитатель показывает и объясняет. Поверните голову до упора влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите прямо, мышцы расслаблены. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и рассла-а-блена.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №10.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: укреплять «мышечный корсет». Упражнять в расслаблении мышц.
Оборудование и инвентарь: Массажные дорожки и коврики, фитболы, расслабляющая музыка.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- На носках, руки подняли вверх. Ходьба на носках, руки вверх .
- Ходьба с перекатом с пятки на носок.
- Ходьба по канату, руки в стороны.
- Ходьба на пятках, руки за спиной.
- Ходьба по массажным дорожкам и кочкам.
- Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
- Легкий бег.
- Ходьба с восстановлением дыхания.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- «Покажи ручки». И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки убрать за спину. «Где наши ручки?», «Вот!» - вынести руки вперёд, и.п. Пов:4-5 раз.
- «Хлопок». И.п.: ноги слегка расставить, руки опущены. Руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, сказать «Хлоп!», и.п. Пов:4-6 раз.
- «Маленькие - большие». И.п.: то же, руки внизу. Подняться на носки, руки вверх, потянуться,- «Вот какие мы большие»; присесть, положить руки на колени, - «Вот какие мы маленькие» Пов:4-6 раз.
- «Покажи колени». И.п.: стоя, руки на поясе. «Где колени?» наклониться вперёд, коснуться колен руками «Вот!», и.п. Пов:4-5 раз.
- «Чьи ножки?». И.п.: сидя, ноги прямо, упор рук сзади. «Чьи ножки?», «Мои» согнуть ноги в коленях, обхватить руками, и.п. Пов:4-5 раз.
- «Гуси». И.п.: сидя, ноги врозь, упор рук сзади. Наклон вперёд, достать носочков, сказать «ш-ш-ш», и.п. Пов:4-6 раз.
- « Как умеют прыгать ножки». Прыжки на двух ногах, чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.
Комплекс упражнений на фитболах.
- «Перекаты» И. п.: сидя на мяче, стопы на полу.
перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (4 – 5 раз)
- «Часики». И. п.: Сидя на мяче, руки на поясе.1-наклон вправо (влево); 2-и. п. (4-5 раз).
- «Буратино». И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах. 1-поворот головы вправо; 2-3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4- и. п. (4-5 раз).
- «Незнайка». И. п.: сидя на мяче, руки опустить. 1-2 – подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 3- и. п. (7 раз)
- «Ленивец»И. п.: сидя на пятках перед мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок на ладони. Покачивание на мяче вперед – назад (4-5 раз)
- «Силач». И. п.: сидя на пятках, держать мяч руками. 1 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2-и. п. (4-5 раз).
- «Покажи пяточки» И. п.: лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и на ладони. 1- поднять прямые ноги; 2 и. п. (4-5 раз).
Подвижная игра «Загони льдинку» (2 – 3 минуты). Дети стоят по кругу на расстоянии 5 – 6 метров от центра. В центре небольшой круг. У носка каждого игрока лежит льдинка (любой небольшой плоский предмет: шайба, баночка и др.). по сигналу воспитателя , подпрыгивая все стараются загнать свою «льдинку» в круг. Отмечается тот, кто сумеет сделать это первым. Игра повторяется. Правила: гнать «льдинку», толкая ее вперед носком ноги, на которой выполняется прыжок.
Заключительная часть:
Упражнение для расслабления мышц. Дети ложатся на пол, закрывают глаза и слушают инструктора. Инструктор спокойным тихим голосом проговаривает стихотворение в медленном темпе.
Хватит спинку качать,
Надо лечь и отдыхать.
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть кривая.
После этого необходимо встать, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, задержать немного и выдохнуть.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №11.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Укреплять мышцы образующие свод стопы, рук, спины, живота. Упражнять в расслаблении мышц.
Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, балансиры, расслабляющая музыка.
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- На носках, руки подняли вверх. Ходьба на носках по матам, руки вверх .
- Ходьба с перекатом с пятки на носок. Ходьба по матам.
- Ходьба на пятках, руки за спиной. (по матам)
- Ходьба по массажным дорожкам и кочкам.
- Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
- Прыжки с продвижением вперед на двух ногах по гимнастическим матам.
- прыжки с продвижением вперед на правой (левой) ноге по гимнастическим матам.
- Легкий бег.
- Ходьба с восстановлением дыхания.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- И.п. – сидя на скамье, ноги согнуты в коленях, стопы на мате. Приподнимание пяток от пола вместе и поочередно. 10-12 раз.
- И.п. – то же. Упражнение то же, но приподнимать носки ног.
- «Червяки». И.п. – то же. Одновременно продвигать ступни вперед до полного выпрямления коленей, делая энергичные сгибательные и разгибательные движения пальцами. То же назад до сгибания коленей. 3 раза.
- И.п. – лежа на спине, ноги вместе, руки под головой, локти прижаты к полу. Сгибание и разгибание стоп вместе и попеременно с большой амплитудой.
- «Велосипед». И.п. – то же. Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленях, одновременно сгибая и разгибая стопы как при езде на велосипеде. 15-20 сек.
- И.п. - то же. 1-развести прямые ноги в стороны. 2-согнуть в коленях, не отрывая пяток от пола и соединяя подошвы.
- И.п. – то же. Скользить стопой одной ноги по другой до колена и вниз, плотно обхватывая ногу.
Комплекс упражнений на балансирах.
Упражнение 1. «Капитан» И. п. : стойка перед балансиром, ноги на ширине плеч, руки свободно. 1-4 встать на балансир, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, правую (левую) руку согнуть в локте поднести ко лбу («капитан смотрит вдаль», выполнять перекаты перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. 5 – И. п. (8 раз, следить за осанкой: плечи опущены)
Упражнение 2. «Абордаж» И. п. : стойка перед балансиром боком, ноги вместе, руки свободно.
1-4 встать на балансир боком, ноги расставить по краям балансира, колени слегка согнуты, правая рука над головой изображает размахивание саблей, левая рука на поясе, выполнять перекаты перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. 5 – И. п. ( 8 раз)
Упражнение 3. «Сундук» И. п. : стойка перед балансиром, ноги вместе, руки на пояс
1– 3 наклон вперед, правую руку опустить в центр балансира, удерживать положение некоторое время, стараться не касаться краями балансира пола, ноги держать прямо. 4 – И. п. Выполнить тоже левой рукой. (по 2 раза каждой рукой, во время наклона, следить за тем, чтобы колени были прямыми)
Упражнение 4. «Планка».
И. п. : упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, руки согнуты в локтях, ладони расставлены по краям балансира
1 – 3- выпрямить руки, удерживать положение равновесия;
- – И. п. (20 сек, следить за тем чтобы, спина была ровной, без провисов.)
Упражнение 5. «Сильный пират».
И. п. : упор лежа на животе, ноги выпрямлены назад, руки согнуты в локтях, ладони расставлены по краям балансира;
1 – выпрямить руки, удерживать положение равновесия; 2 – согнуть руки в локтях, удерживать баланс. (4 раза, руки сгибать как можно ниже, при этом удерживать баланс руками)
Подвижная игра «Здравствуй, догони!» (2-3 минуты). Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости. Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.
Заключительная часть:
Упражнение для расслабления мышц живота «Шарик». (2-3 минуты) Воспитатель (показывает и объясняет). Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно – будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:
Вот как шарик надуваем
И рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко,
Вольно, глубоко.
Физкультурно-оздоровительное занятие по профилактике плоскостопия №12.
Цель: профилактика плоскостопия.
Задачи: Развивать выносливость к умеренным нагрузкам. Упражнять в расслаблении мышц
Исследование физического развития и здоровья детей.
Оборудование и инвентарь: скакалки, стульчики, платочки, «скорлупки» от киндер-сюрпризов
Таблицы и карты диагностики, плантограф, участие медсестры..
Ход занятия
Подготовительная часть: Построение, сообщение задач, проверка осанки.
Физ. Инструктор: В обход по залу шагом марш! Обычная ходьба. (Все виды ходьбы выполняются в течение 3 минут)
- На носках, руки подняли вверх. Скакалка натянута над головой - ходьба на носках, руки вверх.
- Обычная ходьба.
- На пятках, скакалка сложена вчетверо за плечи.
- Впереди неровная дорога, идем аккуратно. Ходьба по массажным дорожкам.
- Ходьба на внешней стороне стопы, руки вперед, скакалка натянута между рук.
- Ходьба по скакалке приставным шагом правым и левым боком.
- Бегом марш! Легкий бег в среднем темпе. 1 минуту.
- Шагом марш! Ходьба с восстановлением дыхания.
Физ. инструктор: - Ребята, а теперь перестраиваемся в две колонны (перестроение).
Основная часть:
- И.п. – стоя на скакалке, руки в стороны. 1-4 переступать вправо. 5-8 влево. (4-5 раз)
- И.п. – о.с., скакалка сложена вдвое. 1 – наклон вперед, 2 – приподнимая носки продеть скакалку через стопы, 3 – приподнимая пятки, присесть, скакалку назад, 4 – встать. Руки дугами кверху-вниз. 7- 8 то же. (4-5 раз).
- И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверху, скакалка натянута между рук. 1 – наклон туловища вправо, 2 – и.п., 3-4 то же влево. (4-5 раз)
- Покачивание скакалки перед собой с перепрыгиванием через нее. 10 раз. (для упрощения упражнения. Можно положить скакалку на пол и перепрыгивать через нее)
- И.п. сидя на полу, скакалка вчетверо, ноги вперед вместе. 1 – 2 наклон вперед, скакалку набросить на носки ног, носки поднять вверх. 3 – 4 и.п., носки ног оттянуть. (4-5 раз)
- И.п. лежа на животе, руки вперед, скакалка сложена вдвое, концы в обеих руках. 1 – поворот туловища налево, приподнимаясь над полом; 2 – и.п., 3-4 тоже вправо. (4-5 раз).
- И.п. – скакалка лежит на полу, стоя, скакалка между ног. Прыжки – ноги врозь, скрестно. (4 – 5 раз).
Корригирующие упражнения.
- И.П. стоя, руки на поясе, разложенный платочек на полу перед ногой. Захватить платочек одной ногой, помахать им, положить. То же другой ногой. (4 – 5 раз)
- И.П. стоя перед обручем, руки на поясе. Собирать как можно больше каштанов и платочков из обруча, чередуя правую и левую ноги. (4 – 5 раз)
- И.п. сидя на стульчике. Перекатывание от пятки к носку и обратно каштана или грецкого ореха. (4 – 5 раз на каждую стопу)
- И.п. то же. Катание каштана или грецкого ореха по кругу одной и другой ногой. (4 – 5 раз).
- И.п. то же. Катание скорлупки от киндер сюрприза восьмеркой. (4 – 5 раз
- И.п. стоя на полусферах (массажной поверхностью вниз) удержать равновесие.
Подвижная игра «Рыбак и рыбки» (2-3 минуты) Играющие становятся в круг – они рыбки. Водящий с удочкой (скакалкой) в середине круга – рыбак. Он начинает крутить скакалку под ногами играющих. Спасаясь от удочки, играющие подпрыгивают или перешагивают ее. выигрывает тот, кто лучше всех прыгает, не задевая удочку. Кто ошибается, становится рыбаком.
Заключительная часть:
Дыхательная гимнастика «Вот какие мы большие» 1 минута.
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Инструктор показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
Повторить 3-4 раза.
Ходьба по массажным коврикам. 2 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический перспективный годовой план программы по профилактике плоскостопия «Здоровые ножки»
В данном тематическом планировании отражены темы и виды упражнений по профилактике плоскостопия...
Рабочая программа "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки для детей 4-7 лет"
программа разработана для детей 3-7 лет на год...
Программа дополнительной образовательной услуги проведения занятий по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей среднего дошкольного возраста
Программа представляет собой систему работы, которая направлена на профилактику плоскостопия и нарушения осанки; укрепления здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата де...
Программа "Статус" - профилактика и коррекция осанки и плоскостопия
Система «Статус» разработана специалистами фирмы «Амалтея» и предназначен для проведения занятий методом ФБУ-ЭМГ с целью профилактики и коррекции нарушений осанки и плоск...
Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...
Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...
Дополнительная программа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей 5-7 лет.
Основным содержанием программы являются общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения и игры направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. В реализации п...