Сандплей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Применения метода песочной терапии в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sandpley.pptx | 994.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“…дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка ”. К.Д. Ушинский Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях с детьми старшего дошкольного возраста. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучия эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом.
Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. Методы и приёмы: Дискуссии Беседы Игры – коммуникации Проективные игры Познавательные игры Рисование цветным песком Музыкальное сопровождение Основные принципы игр на песке. 1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход. 2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. 3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «не деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности , способность к самоконтролю. Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. С этой целью в ДОУ вводится педагогическая технология «Клубный час». Одной из предложенных тем является Sand play (игра с песком). Нашу программу мы назвали «В гостях у песочной феи». Цели занятий: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии . Снижение психофизического напряжения. Образовательные задачи: Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми. Учить выстраивать композиции на песке по образцу. Закрепить представления об окружающем мире. Развивающие задачи: Развивать психические процессы (внимание, память, мышление ). Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику. Развивать умение действовать по инструкции.
Воспитательные задачи: Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. Методы и приёмы: Дискуссии Беседы Игры – коммуникации Проективные игры Познавательные игры Рисование цветным песком Музыкальное сопровождение
Оборудование : Песочница , в ней песок (сухой и влажный ) кукла – Песочная фея, кисточки , пульверизаторы, магнитофон. Л итература: Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 61 с. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010 – 74с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сандплей-терапия (игры с песком)
Сандплей-терапия (игры с песком)...