Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность.
консультация по коррекционной педагогике

Пухнаревич Ольга Олеговна

Небольшой эпизод из жизни детей. Песочница. Малыши увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что-то мастерить. Один малыш берет игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчи­вается дракой и истошными криками обоих.

Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки договориться? Ответов много, и каждый из них за­служивает внимания.

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и яр­ким вспышкам агрессии. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей пра­воты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе ваш малыш отвечает вам вашими же словами и действиями.

Но прежде нам нужно разобраться в своем, родительском поведении.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье,
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки),
  • грубое, жестокое обращение с ребенком,
  • привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.,
  • просмотр боевиков, сцен насилия, как в художествен­ных, так и в мультипликационных фильмах,
  • одобрение агрессивного поведения как способа реше­ния конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в част­ности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод?!Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему? Не стоит переоценивать возможности ребенка, возлагать на него непо­сильный груз. Ведь и сами мы становимся, раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу. Мы старше него, но всегда ли мы правы, конфликтуя с малышом? Уметь уступить, когда поведение ребенка не несет угрозы ему, вам, окружающим — это один из способов избежать агрессии в ваших взаимоотношениях.

Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если ма­лыш тихо играет, занят сам собой, родители в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются домашними де­лами. На просьбу: «мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ: «попозже». А вот если ребенок начал раскиды­вать, ломать игрушки, визжать, щипаться, родители реагиру­ют мгновенно — нравоучительными беседами, окриками и, нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребенком — и вспышек гнева будет меньше.

Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит родительская непо­следовательность в воспитании чада. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — уста­лость, конфликты на работе, и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Тут и взрослому впору запу­таться, а малышу и подавно. Его ответ — агрессивные реак­ции: «нельзя, а я все равно буду!» Кроме того, вспышки гнева и агрессии у ребенка провоцирует несогласованность мамы и папы, а в случае совместного прожива­ния, и дедушки с бабушкой в вопросах воспитания. Если мама идет на поводу у ребенка и покупает ему все, что он попросит, закономерно, что малыш устраивает истерику, если отец отказы­вает ему. Помните об этом и согласовывайте свои действия.

Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности:

Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.

Адекватно оценивайте возможности ребенка. Стремитесь во время, ненавязчиво и без излишних на­ставлений оказывать малышу необходимую помощь. Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам. Умейте идти на компромисс.

Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помни­те: в сложной работе быть родителем не бывает выход­ных. Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с ко­торым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий!

Ребенок  еще слишком мал для того, чтобы вос­принимать и использовать на практике теоретические назида­ния взрослых, но все же есть способ воспитания у ребенка культуры общения. Это игра.Да-да, в игре мы можем научить ребенка многому, можно даже сказать, всему. Ведь именно через игру малыш познает окружающий мир. Игра, без преувеличения, средство социализации ребенка. Как же в игре научить ребенка общаться со сверстниками? Один из способов — это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками. Один медвежонок ударил другого, кукла отня­ла у зайчика игрушку и т. д. Разыгрывайте те ситуации, которые чаще всего вызывают вспышки агрессии у вашего ребенка. Сначала берите на себя все роли, пусть это будет спектакль, за которым ребенок будет просто наблюдать. Затем предложите ему самому стать актив­ным участником действа. Но осторожно! Не заглушите ини­циативу ребенка излишней требовательностью и назидатель­ностью. Понаблюдайте за поведением ребенка, за тем, как он играет роль, а затем, в следующий раз, взяв роль на себя, больше внимания уделите тем моментам, где ребенок ошиб­ся, не смог усвоить каких-то правил.

Еще один замечательный прием — предоставить детям воз­можность научить игрушки правильно себя вести. Пусть ре­бенок подскажет двум котикам, как быть, если игрушка всего одна, а поиграть хотят оба. Расскажет собачкам, можно ли кусать друг друга, и т. д. Малыш в этой ситуации чувствует себя взрослым, авторитетным, компетентным. Повышается его самооценка.

 

Желание и терпение помогут вам предотвратить укреп­ление агрессивности как формы поведения у вашего малыша

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Иркутска

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 184

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 184)

664082, город Иркутск, проезд Юрия Тена,8, тел.48-58-76.

эл. почта mbdouds184@yandex.ru,  адрес сайта 184.detirkutsk.ru

ОГРН 1183850004590 ИНН 3812054936 КПП 381201001


Консультация для родителей

«Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность в период самоизоляции»

Небольшой эпизод из жизни детей. Песочница. Малыши увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что-то мастерить. Один малыш берет игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчивается дракой и истошными криками обоих.

Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки договориться? Ответов много, и каждый из них заслуживает внимания.

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе ваш малыш отвечает вам вашими же словами и действиями.

Но прежде нам нужно разобраться в своем, родительском поведении.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье,
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки),
  • грубое, жестокое обращение с ребенком,
  • привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.,
  • просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах,
  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод?!Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему? Не стоит переоценивать возможности ребенка, возлагать на него непосильный груз. Ведь и сами мы становимся, раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу. Мы старше него, но всегда ли мы правы, конфликтуя с малышом? Уметь уступить, когда поведение ребенка не несет угрозы ему, вам, окружающим — это один из способов избежать агрессии в ваших взаимоотношениях.

Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят сам собой, родители в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются домашними делами. На просьбу: «мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ: «попозже». А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться, родители реагируют мгновенно — нравоучительными беседами, окриками и, нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребенком — и вспышек гнева будет меньше.

Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит родительская непоследовательность в воспитании чада. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — усталость, конфликты на работе, и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Тут и взрослому впору запутаться, а малышу и подавно. Его ответ — агрессивные реакции: «нельзя, а я все равно буду!» Кроме того, вспышки гнева и агрессии у ребенка провоцирует несогласованность мамы и папы, а в случае совместного проживания, и дедушки с бабушкой в вопросах воспитания. Если мама идет на поводу у ребенка и покупает ему все, что он попросит, закономерно, что малыш устраивает истерику, если отец отказывает ему. Помните об этом и согласовывайте свои действия.

Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности:

Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.

Адекватно оценивайте возможности ребенка. Стремитесь во время, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь. Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам. Умейте идти на компромисс.

Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе быть родителем не бывает выходных. Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий!

Ребенок  еще слишком мал для того, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, но все же есть способ воспитания у ребенка культуры общения. Это игра.Да-да, в игре мы можем научить ребенка многому, можно даже сказать, всему. Ведь именно через игру малыш познает окружающий мир. Игра, без преувеличения, средство социализации ребенка. Как же в игре научить ребенка общаться со сверстниками? Один из способов — это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками. Один медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку и т. д. Разыгрывайте те ситуации, которые чаще всего вызывают вспышки агрессии у вашего ребенка. Сначала берите на себя все роли, пусть это будет спектакль, за которым ребенок будет просто наблюдать. Затем предложите ему самому стать активным участником действа. Но осторожно! Не заглушите инициативу ребенка излишней требовательностью и назидательностью. Понаблюдайте за поведением ребенка, за тем, как он играет роль, а затем, в следующий раз, взяв роль на себя, больше внимания уделите тем моментам, где ребенок ошибся, не смог усвоить каких-то правил.

Еще один замечательный прием — предоставить детям возможность научить игрушки правильно себя вести. Пусть ребенок подскажет двум котикам, как быть, если игрушка всего одна, а поиграть хотят оба. Расскажет собачкам, можно ли кусать друг друга, и т. д. Малыш в этой ситуации чувствует себя взрослым, авторитетным, компетентным. Повышается его самооценка.

Желание и терпение помогут вам предотвратить укрепление агрессивности как формы поведения у вашего малыша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность».

Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце, и поют птицы и, глядя на улыбку и счастливое лицо которого самим...

«Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность»

«Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность»...

Консультация для родителей на тему: «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность»

Консультация для родителей на тему: «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность»Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яр­ка...

Консультация для родителей "Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность"

Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность. Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнц...

Консультация «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность».

Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце, и поют птицы и, глядя на улыбку и счастливое лицо которого...

Консультация для родителей на тему: «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность».

Консультация для родителей на тему: «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность»....