Примерная рабочая программа "Формирование УУД у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
методическая разработка
В материале представлена разработанная программа по формированию универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uud.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад №19 «Земляничка»
Примерная
рабочая программа развития УУД
«Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «
Разработчики:
учитель-дефектолог
Лысова Н.В.
МАДОУ детского сада №19
«Земляничка»
городской округ город Бор
2021 год
Содержание:
Введение
- Цель и задачи программы
- Особенности программы
- Характеристика универсальных учебных действий
- Формирование универсальных учебных действий по направлениям развития и образования детей
- Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению у детей с проблемами развития
- Виды заданий для формирования универсальных учебных действий:
- Способы формирования УУД у детей с ЗПР
- Предметно –пространственная развивающая среда, как условие формирования УУД дошкольников
- Портрет выпускника ДОУ
Литература
Введение
Цель коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного учреждения – это формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать высшие психические функции: предпосылки мышления, память, внимание, разные виды восприятия, развить зрительную, слуховую, моторную функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Так же необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка детей к обучению в школе.
Поступление в школу детей – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей, а особенно это касается детей с ЗПР. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Таким образом, задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Программа составлена на основе требований ФГОС, примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Реализация программы осуществляется комплексно через разные виды образовательной деятельности (ООД, совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей), преемственность от дошкольного к начальному общему образованию.
- Цель и задачи программы
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения универсальных учебных действий.
Задачи программы:
- определить состав и характеристику универсальных учебных действий детей дошкольного возраста с ЗПР ;
- выявить содержание универсальных учебных действия, определить условия и виды заданий для формирования универсальных учебных действ; в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
- установить образ выпускника ребенка со снижением интеллекта.
- Особенности программы
В программе формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР представлены:
- характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий дошкольников;
- предпосылки формирования УУД у детей с проблемами развития;
- особенности формирование универсальных учебных действий по направлениям развития и образования детей;
- условия, при которых возникают и развиваются УУД;
- виды заданий для формирования универсальных учебных действий;
- особенности предметно –пространственной развивающей среды, как условие формирования УУД дошкольников;
- портрет выпускника ДОУ с ЗПР.
- Характеристика универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные УУД
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, что я могу, что я знаю, каким я хочу стать, каким я буду и т.п.);
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД у детей с ЗПР являются:
- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой Родине, уважение к старшим и т.п.)
Регулятивные УУД
Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Предпосылками регулятивных УУД являются:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение работать по инструкции взрослого;
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД
- Ориентировка в пространстве и времени;
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
- Умение работать по заданному алгоритму;
- Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Информационные
- Умение работать по книге;
- Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- Умение работать по иллюстрациям.
- Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
Логические
- Классификация
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Обобщение
- Сериация
- Исключение лишнего
- Подбор подходящего
- Установление причинно-следственных связей
- Использование знаково-символических средств
- Моделирование
Предпосылками познавательных УУД являются:
- навыки сформированности сенсорных эталонов;
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение выделять существенные признаки объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
- умение ориентироваться в книге; умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью; умение находить нужную страницу; умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
- умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
- Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
- Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- умение слушать собеседника;
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение предлагать помощь и сотрудничество.
4.Формирование универсальных учебных действий
по направлениям развития и образования детей
Направления развития детей | Развитие УУД |
Познавательное развитие | Работа над ознакомлением с окружающим, познание связей и причин природных явлений, формирование представлений о малой Родине, работа над разными проектами и пр. позволяет работать над получением познавательных результатов образования. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных УД. Совместная деятельность детей при работе над познанием окружающего, проектами в группе способствуют формированию коммуникативных умений. |
Речевое развитие | Развитие речи как средство языка невозможно без развития коммуникативных умений. Работа с детской литературой, иллюстрациями книг, работа с образцами книжной культуры позволяет обогатить сферу представления, способствует развитию любознательности и пр. А это в свою очередь познавательных учебных действий. |
Социально-коммуникативное развитие | Освоение норм поведения и ценностей общества является необходимым условием совместного проживания человека в обществе. Освоение и принятие норм и правил ребенком способствует развитию личностных качеств и формирования личности в целом. Самообслуживание, участие в элементарном труде, в социально значимых трудовых поручениях развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд позволяет лучше узнать индивидуальные особенности детей, развить определенные способности. |
Физическое развитие | Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия. |
Художественно-эстетическое развитие | Работа с ребенком по художественно-эстетическому направлению способствует развитию всех видов УУД. Работа ребенка с разными видами искусства, освоение продуктивных видов детской деятельности позволяет формировать познавательные универсальные учебные действия. Выражение отношения к продуктам человеческого творчества, оценивание работ - позволяет формировать личностные и коммуникативные учебные действия. Планирование своей деятельности и достижение результата позволяет формировать регулятивные учебные действия . |
- Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению у детей с проблемами развития
- Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Один и тот же материал должен предоставляться ребенку с разных сторон, и разными методами.
- Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
- Ребенок должен понимать важность преподносимого материала.
- Задания, предлагаемые детям, должны строиться с учетом зоны ЗБР, т.е. должны быть трудными, но посильными.
- Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
- Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка со снижением интеллекта, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей в дальнейшем.
- Виды заданий для формирования универсальных учебных действий:
УУД | Задания | Характеристика |
Личностные УУД | Участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах Подведение промежуточных итогов и итогов занятия Творческие задания Самооценка Тетради достижений | - во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения; – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта; – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала; – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей (с помощью взрослого); – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в тетради наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое. |
Познавательные УУД | Классификация Анализ Синтез Сравнение Обобщение Сериация Сернация Исключение лишнего Подбор подходящего Прохождение лабиринтов Работа с разного вида таблицами Знаки и символы Решение логических задач Установление причинно-следственных связей |
|
Регулятивные УУД | «Преднамеренные ошибки» Поиск нужного материала (картинок) Взаимоконтроль Заучивание материала наизусть Контрольный опрос |
|
Коммуникативные УУД | Составь рассказ, опиши предмет Составление диалога (работа в парах) «Выскажи свое мнение о…» Обсуждение, рассуждение, спор «Объясни…» «Ответь на вопросы» Групповая работа |
|
Основными средствами формирования универсальных учебных действий детей с ЗПР являются вариативные по формулировке учебные задания, которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Такие как: объясни, проверь, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, наблюдай, сделай вывод и т.д. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
- Способы формирования УУД у детей
- Опора на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, используя игры с правилами, игровые ситуации;
- Включение дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование и др.;
- Максимальное использование метода поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи;
- Создание атмосферы успеха;
- Тренировка мыслительных операций – классификации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сериации, сернации и др.;
- Развитие коммуникативных способностей детей, вербальной и невербальной речи;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие навыков самоконтроля;
- Акцентирование внимания на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях;
- Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;
- Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
- Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;
- Личные контакты с детьми;
- Принятие его таким, какой он есть, доброжелательное и уважительное отношение к его личности.
- Поощрение и похвала.
- Предметно –пространственная развивающая среда, как условие формирования УУД дошкольников
В детском саду для детей с ЗПР – это гармоничное соотношение материалов, окружающих детей, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и позволяющая в комплексе формировать УУД.
№ | УУД | Содержание ППРС |
1 | личностные УУД | Оборудованный спортивный уголок в группе в соответствии с требованиями, физкультурный зал и спортивная площадка с «Дорожкой здоровья» и пр. |
2 | регулятивные УУД | Наличие в группе уголков социально-эмоционального развития; наличие кабинета педагога-психолога и пр. |
3 | познавательные УУД | Наличие кабинета учителя-дефектолога и учителя – логопеда, оформленных в соответствии с требованиями, цветники на участках; площадка для изучения правил дорожного движения и др.; |
4 | коммуникативные универсальные действия | Наличие музыкального зала, оформленного в соответствии с требованиями; театральный уголок в группе с различными видами театров и др. |
- Портрет выпускника ДОУ
- Ребенок, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности (регулятивные УУД);
2- Ребенок положительно относится к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты (личностные, регулятивные УУД);
3- Ребенок с развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам (регулятивные УУД););
4 - Ребенок с хорошо развитий устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности (коммуникативные УУД);
5 - Ребенок с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими (личностные УУД);
6- ребенок способный к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены (личностные УУД);
7- Ребенок любознательный, умеющий задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересующийся причинно-следственными связями, пытающийся самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (познавательные УУД).
Литература:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: 2010.
Формирование универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в рамках сопровождения. Т.Л.Тимофеева. - М., 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....