Родителям о развитии речи неговорящих детей
консультация по коррекционной педагогике

рекомендации для родителей по развитию импрессивной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Импрессивная речь24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Сегодня я хотела бы попросить уделить вас минутку вашего драгоценного времени и прочитать до конца мое послание и если будет интересно и возникнут вопросы, обязательно задавайте!

Каждого родителя волнует развитие его ребенка в целом и его речевое развитие в частности.

А что такое речь вообще? Всю речевую деятельность можно условно разделить на 2 составляющих, которые тесно между собой связаны: это импрессивная и экспрессивная речь. Импрессивная речь  - понимание смысла услышанных или прочитанных слов, фраз, текста. А экспрессивная – это сам процесс речевого высказывания.

Давайте копнем чуть глубже и зададимся вопросом, а с чего же нужно начинать развитие речи? Особенно остро это следует учитывать с неговорящими детьми и детьми, которые не используют речь по её прямому назначению – как коммуникативной функцией, т.е. как средством общения с окружающими.

Для того, чтобы речь ребенка не сводилась в конечном итоге к элементарному повторению звуков, слов, фраз и т.д. без понимания сказанного им самим, первой ступенью в речевом развитии должно стать формирование и развитие импрессивной речи. А импрессивная речь – это ведь и есть то самое понимание речи. И если будет развиваться  и расширяться понимание речи, следовательно, это будет огромным плюсом в познавательном, интеллектуальном развитии.

Как же это развивать? Что же нужно знать и понимать взрослый развивая ребенка?

1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

 Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

2. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

 Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, звук, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

 Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с детьми вполне оправданно и полезно.

 Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора

5. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми должен быть адекватен его индивидуальным возможностям. Опыт работы показывает следующую тенденцию: взрослые склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

6.Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что ребенок устал, либо продолжить и расширить ее, если у малыша есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

7.Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики взрослого). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры. Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания игры — «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят), «Курочка и цыплята прощаются — до свидания!» и т.п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

8.Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

Гибкость

Описанные занятия следует подбирать и использовать с индивидуальных возможностей каждого ребенка и его интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

9.Перенос знаний

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий — они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

10.Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, — молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Развивать понимание речи можно и нужно не только на занятиях, но в любом общении с ребенком. На первый взгляд такая работа не выглядит педагогической, родителям может показаться, что никакой обучающей функции она не имеет. Это большое заблуждение, ведь как раз из малого складывается целое.

 Например, одевая его, вы проговариваете: «Что мы достали? – Сапоги. Что это такое? – Сапоги. Что сейчас мы обули? – Сапоги. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.»

Игра  “Умный пальчик”

Взрослый  просит показать ребенка пальчиком реальные предметы или игрушки. Потом усложняют, нужно попросить показать сначала на предметной картинке (там где изображен один предмет), потом  на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д. 

Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.

1. Взрослый  просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

2. Усложнение. Учитель просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

3. Дальнейшее усложнение. Учитель просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул.

Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, “Давай Миша (игрушка) тебе поможет”. Взрослый дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание “Мишкиными лапами”.

В игре также можно использовать игрушки или серии картинок с изображением животных.

Цель такой игры: Речевые подражания голосам животных.

На следующем этапе взрослый использует специальные приемы и игровые ситуации, способствующие активизации речи ребенка. Например, “Волшебная коробочка”, “Волшебный сундучок”, “Волшебный мешочек”. Неожиданное появление новой игрушки из “Волшебной коробочки” побуждает ребенка к речевой активности.

При знакомстве с художественной литературой для лучшего понимание простых коротких текстов, сказок, потешек можно применить набор настольных деревянных театров. Настольный деревянный театр для ребенка прост в обращении, удобен для манипуляций фигурками.

Например: сказка “Репка”.

Взрослый: Посадил дед Репку. Посмотри, кто это? - Это дед. Покажи, где дед?

Ребенок показывает (для начала, если ребенок не пользуется указательным жестом, взрослый показывает его рукой)

Взрослый: Правильно, это дед. Покажи, где у деда глаза?

Ребенок показывает…

Взрослый: Где у деда нос? И т.д.

Взрослый: Выросла Репка большая-пребольшая. Покажи, какая большая (показывает руками) и т.д.

Взрослый обыгрывает всю сказку, а ребенок помогает, передвигает разные фигурки (собачку, кошечку и т.д.)

Это только некоторые из возможных игр, которые обязательно нужно использовать с детьми. Такие казалось бы нехитрые упражнения играют огромную роль в развитии детей. И еще, огромная просьба, никогда не сравнивайте детей, они все индивидуальны  и не предъявляйте ребенку завышенных требований, всегда лучше быть приятно удивленным, чем разочарованным. Дети очень остро чувствуют ваше эмоциональное состояние!

Спасибо за внимание!

Если возникли вопросы, буду рада помочь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.П. Голубева Развитие речи неговорящих детей

Развитие произносительной стороны речи находится в тес­ной взаимосвязи с развитием понимания речи, С работой над развитием представлений, восприятий, чтением, письмом. Расширение кругозора...

Советы логопеда по развитию речи неговорящих детей

Практические рекмендации для родителй по развитию речи неговорящих детей....

Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...

Развитие речи неговорящих детей. В помощь родителям.

Ребенку нужно научиться: Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы.  Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хор...

Развитие речи неговорящих детей.

Развитие речи неговорящих детей....

"Развитие речи неговорящих детей"

Ребенку нужно научиться:Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы.  Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хор...

Развитие речи неговорящих детей.

Развивать речь ребенка  младшего дошкольного возраста можно повторяя с ним звукокомплексы в простой игре, используя игрушки или картинки, или просто сопровождать звуками свои действия с предметам...