РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ для детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ
для детей старшего дошкольного возраста
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
В предлагаемом материале ставятся следующие задачи и, соответственно, выделены следующие разделы:
Развитие общей и мелкой моторики.
Сенсорное развитие.
Занятия в предлагаемой статье составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. В каждое занятие включены задачи обоих разделов.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребенка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия и др.), на развитие свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, времени и пр.), на повышение функционального уровня систем организма (тренировка дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование осанки).
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.
Эффективность занятий определяется по следующим показателям:
общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений и др.), развитие организованности, дисциплины;
совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия;
развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
Первая группа упражнений направлена на повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала.
Дыхательные упражнения.
четырехфазные дыхательные упражнения (3-5 раз), содержащие равные по времени «вдох-задержка-выдох-задержка»;
соединение дыхания и движения.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно, что успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем отмечается увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение; под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:
хлопки (ладонями, кулаками);
самомассаж головы;
самомассаж ушных раковин;
самомассаж стоп;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).
Данные упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают психику.
Оптимизация тонуса и обучение релаксации.
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекционной работы. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.
Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для детей с гипертонусом характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность.
На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
Работа с локальными мышечными движениями:
потягивания;
перекаты головы;
упражнения для плечевых суставов;
разминка и расслабление рук;
повороты в стороны;
упражнения для ног.
Эти упражнения позволяют лучше почувствовать разминаемую часть тела и потренироваться в управлении ею. При выполнении этих упражнений последовательно сверху вниз разминаются определенные группы мышц.
Повышение устойчивости.
Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т.е. «чувства опоры». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с опорой, в данной ситуации с полом; необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени; голова; позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.
Работа с патологическими ригидными телесными установками:
отработка глазодвигательных упражнений;
тренировка нижней челюсти;
тренировка губных мышц;
тренировка мышц языка.
Вторая группа упражнений направлена на коррекцию следующих недостатков:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координаций;
- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
- несформированность пространственных представлений.
1. Развитие чувства ритма.
2. Развитие перцептивных и мнестических возможностей:
развитие зрительной, тактильной и слуховой чувствительности;
перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез и запоминание:
- перевод из тактильной в зрительную модальность;
- перевод из тактильной в речевую модальность;
- перевод из зрительной в тактильную модальность;
- перевод из зрительной в речевую модальность (развитие памяти упражнения связаны с запоминанием и последующим воспроизведением последовательности элементов в определенном порядке).
Формирование пространственных представлений:
формирование пространственной дифференциации самого себя, представления о схеме тела (каждое направление: вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо) – связывается с определенными движениями и закрепляется через них);
работа с кубиками, разрезными картинками, пазлами;
работа с графическими схемами (двигательный и графический диктанты).
Динамическая организация двигательного акта (связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений).
Развитие ловкости:
бег;
прыжки;
упражнения с мячом;
Развитие внимания (упражнения строятся по следующему принципу: задаются условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на подаваемый сигнал соответствующей реакцией).
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойства предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.
Поэтому такое большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Также решаются задачи развития восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.
Игры, задания, используемые для развития каждого вида восприятия, даются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий, с постепенным усложнением. Сначала даются игры с реальными предметами, потом – с моделями предметов и в завершение – игры и задания на зрительное различие или узнавание свойства предметов.
Выбор заданий определяется уровнем сенсорного развития детей.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ:
Тема: «Определение формы предметов»
Тема: «Геометрические фигуры»
Тема: «Величина. Сравнение предметов по высоте»
Тема: «Величина. Сравнение предметов по длине»
Тема: «Ориентировка на плоскости»
Тема: «Ориентировка в пространстве. Кто что видит».
Тема: «Конструирование из геометрических фигур. Составление фигуры – силуэта зайца (сидящего на задних лапах)».
Тема: ««Конструирование из геометрических фигур. Составление фигуры – силуэта зайца (бегущего)».
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ОРИЕНТИРОВКА НА ПЛОСКОСТИ»
Программное содержание:
- развитие общей и мелкой моторики;
- обучение установлению и воспроизведению отношений взаимного расположения геометрических фигур на плоскости – вверху (над), внизу (под), слева, справа;
- активизация в речи слов, обозначающих пространственное расположение предметов.
Оборудование:
- две таблицы с геометрическими фигурами – одна фигура нарисована посередине, и вокруг нее (вверху, внизу, слева и справа) по одной фигуре;
- лист бумаги и модели геометрических фигур (прямоугольник, овал, квадрат, круг, треугольник);
- разрезные картинки.
Ход занятия:
I. Упражнения по развитию моторики:
Дыхательное упражнение.
Стимулирующее упражнение.
Потягивание.
Перекаты головы.
Упражнения для плечевых суставов.
Разминка и расслабление рук (вращение рук в плечевом, локтевом, лучезапястном суставе – вперед и назад, встряхивание рук, как будто с них стряхивают воду).
II. Работа по теме:
«Зрительный диктант»: внимательно рассмотреть таблицу, запомнить расположение геометрических фигур и разместить свои фигуры на листе точно так же (чтобы все правильно запомнить, нужно рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала отметить фигуру, расположенную в середине, затем вверху и внизу, слева и справа).
Вопрос к детям: «Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?»
После этого таблицу поворачивают обратной стороной к детям.
Выполнив задание, ребята рассказывают, как они поместили фигуры, сверяют свои результаты с образцом, исправляют ошибки.
Если упражнение выполнено успешно, можно провести аналогичную работу со второй таблицей.
III. Физкультминутка:
Руки вверх – в кулачок, разожми и на бочок…
Руки в стороны - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вперед - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки назад - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вниз - в кулачок, разожми и на бочок…
Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами или руками.
IV. Работа в тетради:
Расположить на листе модели геометрических фигур, обвести их и заштриховать (в середине листа – круг, справа от него – квадрат, слева от круга – прямоугольник, вверху – овал, внизу – треугольник).
V. Составление разрезных картинок:
Рассмотреть образцы.
- Что изображено на картинке?
- Что расположено слева, справа, внизу, вверху, в середине?
Составить такую картинку, описать её.
VI. Подведение итогов занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensomotoriki.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ
для детей старшего дошкольного возраста
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
В предлагаемом материале ставятся следующие задачи и, соответственно, выделены следующие разделы:
Развитие общей и мелкой моторики.
Сенсорное развитие.
Занятия в предлагаемой статье составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. В каждое занятие включены задачи обоих разделов.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребенка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия и др.), на развитие свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, времени и пр.), на повышение функционального уровня систем организма (тренировка дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование осанки).
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.
Эффективность занятий определяется по следующим показателям:
общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений и др.), развитие организованности, дисциплины;
совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия;
развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
Первая группа упражнений направлена на повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала.
Дыхательные упражнения.
четырехфазные дыхательные упражнения (3-5 раз), содержащие равные по времени «вдох-задержка-выдох-задержка»;
соединение дыхания и движения.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно, что успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем отмечается увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение; под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:
хлопки (ладонями, кулаками);
самомассаж головы;
самомассаж ушных раковин;
самомассаж стоп;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).
Данные упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают психику.
Оптимизация тонуса и обучение релаксации.
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекционной работы. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.
Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для детей с гипертонусом характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность.
На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
Работа с локальными мышечными движениями:
потягивания;
перекаты головы;
упражнения для плечевых суставов;
разминка и расслабление рук;
повороты в стороны;
упражнения для ног.
Эти упражнения позволяют лучше почувствовать разминаемую часть тела и потренироваться в управлении ею. При выполнении этих упражнений последовательно сверху вниз разминаются определенные группы мышц.
Повышение устойчивости.
Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т.е. «чувства опоры». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с опорой, в данной ситуации с полом; необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени; голова; позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.
Работа с патологическими ригидными телесными установками:
отработка глазодвигательных упражнений;
тренировка нижней челюсти;
тренировка губных мышц;
тренировка мышц языка.
Вторая группа упражнений направлена на коррекцию следующих недостатков:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координаций;
- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
- несформированность пространственных представлений.
1. Развитие чувства ритма.
2. Развитие перцептивных и мнестических возможностей:
развитие зрительной, тактильной и слуховой чувствительности;
перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез и запоминание:
- перевод из тактильной в зрительную модальность;
- перевод из тактильной в речевую модальность;
- перевод из зрительной в тактильную модальность;
- перевод из зрительной в речевую модальность (развитие памяти упражнения связаны с запоминанием и последующим воспроизведением последовательности элементов в определенном порядке).
Формирование пространственных представлений:
формирование пространственной дифференциации самого себя, представления о схеме тела (каждое направление: вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо) – связывается с определенными движениями и закрепляется через них);
работа с кубиками, разрезными картинками, пазлами;
работа с графическими схемами (двигательный и графический диктанты).
Динамическая организация двигательного акта (связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений).
Развитие ловкости:
бег;
прыжки;
упражнения с мячом;
Развитие внимания (упражнения строятся по следующему принципу: задаются условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на подаваемый сигнал соответствующей реакцией).
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойства предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.
Поэтому такое большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Также решаются задачи развития восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.
Игры, задания, используемые для развития каждого вида восприятия, даются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий, с постепенным усложнением. Сначала даются игры с реальными предметами, потом – с моделями предметов и в завершение – игры и задания на зрительное различие или узнавание свойства предметов.
Выбор заданий определяется уровнем сенсорного развития детей.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ:
Тема: «Определение формы предметов»
Тема: «Геометрические фигуры»
Тема: «Величина. Сравнение предметов по высоте»
Тема: «Величина. Сравнение предметов по длине»
Тема: «Ориентировка на плоскости»
Тема: «Ориентировка в пространстве. Кто что видит».
Тема: «Конструирование из геометрических фигур. Составление фигуры – силуэта зайца (сидящего на задних лапах)».
Тема: ««Конструирование из геометрических фигур. Составление фигуры – силуэта зайца (бегущего)».
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ОРИЕНТИРОВКА НА ПЛОСКОСТИ»
Программное содержание:
- развитие общей и мелкой моторики;
- обучение установлению и воспроизведению отношений взаимного расположения геометрических фигур на плоскости – вверху (над), внизу (под), слева, справа;
- активизация в речи слов, обозначающих пространственное расположение предметов.
Оборудование:
- две таблицы с геометрическими фигурами – одна фигура нарисована посередине, и вокруг нее (вверху, внизу, слева и справа) по одной фигуре;
- лист бумаги и модели геометрических фигур (прямоугольник, овал, квадрат, круг, треугольник);
- разрезные картинки.
Ход занятия:
I. Упражнения по развитию моторики:
Дыхательное упражнение.
Стимулирующее упражнение.
Потягивание.
Перекаты головы.
Упражнения для плечевых суставов.
Разминка и расслабление рук (вращение рук в плечевом, локтевом, лучезапястном суставе – вперед и назад, встряхивание рук, как будто с них стряхивают воду).
II. Работа по теме:
«Зрительный диктант»: внимательно рассмотреть таблицу, запомнить расположение геометрических фигур и разместить свои фигуры на листе точно так же (чтобы все правильно запомнить, нужно рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала отметить фигуру, расположенную в середине, затем вверху и внизу, слева и справа).
Вопрос к детям: «Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?»
После этого таблицу поворачивают обратной стороной к детям.
Выполнив задание, ребята рассказывают, как они поместили фигуры, сверяют свои результаты с образцом, исправляют ошибки.
Если упражнение выполнено успешно, можно провести аналогичную работу со второй таблицей.
III. Физкультминутка:
Руки вверх – в кулачок, разожми и на бочок…
Руки в стороны - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вперед - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки назад - в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вниз - в кулачок, разожми и на бочок…
Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами или руками.
IV. Работа в тетради:
Расположить на листе модели геометрических фигур, обвести их и заштриховать (в середине листа – круг, справа от него – квадрат, слева от круга – прямоугольник, вверху – овал, внизу – треугольник).
V. Составление разрезных картинок:
Рассмотреть образцы.
- Что изображено на картинке?
- Что расположено слева, справа, внизу, вверху, в середине?
Составить такую картинку, описать её.
VI. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Коррекционная работа по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического"...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ для детей старшего дошкольного возраста
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...