Методические рекомендации для родителей по теме : "Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи и помощи со стороны родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rek_dlya_rod_i_ped-_kor_rabota_i_lechenie.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи и помощи со стороны родителей. В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула даёт хорошие результаты в повышение возможностей зрительных функций.
Родителям рекомендуется дома соблюдать распорядок дня, проводить с детьми различные физминутки для глаз, игры и упражнения учитывая возможности зрения своих детей. Предлагаю в домашних условиях использовать такие игры и упражнения:
Упражнение 1. Пальминг.
Цель: расслабление и отдых глаз.
Ребёнок должен положить ладони рук одну на другую несколько крест- накрест, так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. Поднять руки в таком положении и мягко опустить их вниз вдоль лица на переносицу так, чтобы место пересечения оснований мизинцев напоминало дужку очков. Окончательно подобрать положение ладоней, позволяющее свободно открываться и закрываться глазам, а также исключающее возможность проникновения света. Обратите внимание на то, чтобы выполнение упражнения не сопровождалось каким- либо мышечным напряжением. Для этого в домашних условиях очень удобна полужёсткая подушечка, которая подкладывается под локти при положении сидя или лёжа на животе. Если же ребёнок сидит за столом, то ему необходимо согнуться в пояснице, отодвинув немного стул от стола так, чтобы позвоночник и шея находились на одной прямой. Помните, что основная задача- избежать излишнего напряжения. Вторым, и наиболее трудным, этапом выполнения является психическое расслабление. Цель этого этапа- достигнуть совершенного чёрного поля перед глазами. Во время выполнения упражнения поговорите с ребёнком, напомните ему что-нибудь приятное, можно вспомнить чёрные объекты (чёрное пианино, чёрная пантера Багира и т.д.).Правильность и законченность выполненного упражнения характеризуется абсолютно идеальным вспоминанием цвета любого объекта, наличием перед закрытыми и приоткрытыми ладонями глазами совершенно чёрного поля, а также немедленным улучшением зрения при открытии глаз, т.е. повышением остроты зрения и снижением симптомов зрительного дискомфорта. Следует ещё раз подчеркнуть необходимость при выполнении упражнения не столько физического, сколько психического расслабления при отсутствии напряжения и излишней концентрации внимания. Именно поэтому для достижения эффекта вам потребуется найти для себя оптимальный путь к расслаблению зрения.
Упражнение 2. Взгляд вдаль.
Пусть ребёнок подойдёт к окну и посмотрит на улицу, позволив глазам видеть яркий естественный свет, деревья строения. Глаза сразу же расслабляются. Медленно перевести взгляд по краю нечётко видимого предмета, обследуя его контуры. Не надо пристально всматриваться в эти контуры, взгляд просто перемещается в течение нескольких секунд. Проделав это упражнение, следует внимательно всмотреться в самую мелкую деталь, какую удастся рассмотреть, и попытаться разглядеть ещё более мелкие детали, по убывающей, вплоть до невидимых. Не нужно напрягать зрение, прищуриваться. Научите ребёнка рассматривать объекты спокойно, расслаблено, пассивно наблюдая и постепенно переводя взгляд на всё более мелкие детали.
Игры с мячом для детей при расходящимся косоглазии:
-Прокатывание мяча в ворота.
-Прокатывание мяча вокруг кеглей.
-Скати мя с возвышенности (наклонная доска, горка).
-Забрось мяч в ведёрко, лунку (перпендикулярно).
-Отбивание мяча об пол ( стоя, ходить по комнате, прыгая) со стихами.
-Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места).
-Докати мяч до флажка.
-Сбей кеглю (прокатывая).
-«Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).
-Футбол.
Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии:
-Бросание и ловля мяча ( друг другу).
-Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками).
-Бросание о стенку и ловля отскочившего мяча.
-Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).
-Забрасывание мяча в кольцо.
-Игра с мячом через сетку.
-Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный предмет).
-Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).
-Чей мяч выше подлетит.
-Кто дальше бросит мяч.
-Бросание мяча через обруч.
-Кто первый принесёт мяч (бросать можно и вверх и вдаль).
-Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).
-Бадминтон.
Упражнения и игры для развития стереоскопического и глубинного зрения.
Цель: закрепить бинокулярное зрение, выработать стереоскопическое видение.
-Попади в ворота.
-Сбей кеглю.
-Набрось кольцо.
-Надень шарики на стержень.
-Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).
-Городки.
-Баскетбол.
-Волейбол.
Упражнения и игры, повышающие рефлекс фиксации и остроту зрения.
Цель: способствовать повышению остроты зрения, фиксации, цветоразличению.
-Игры с настенной мозаикой.
- Найди фигуру (классификация геометрических фигур по форме, цвету, размеру).
-Найди опорные точки.
-Пройди по лабиринту.
-Выполни движения по схеме-рисунку.
-Выполни задание на микроплоскости - перенеси в большое пространство.
Упражнения и игры используемые в процессе физического воспитания.
Цель: непрерывное слежение глазами за движениями предметов.
-Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево; слева - направо; снизу – вверх; сверху – вниз).
-Забрасывание мяча в кольцо.
-Метание мяча в цель (используются индивидуальные ручные кольцебросы).
-Настольный баскетбол.
-Настольный теннис.
-«Следи за маятником».
-«Подбрось кольцо и поймай».
Упражнения для развития зрения и зрительного восприятия
( выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов).
Цель : учить сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.
-«Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру) .
-«Найди различия в предметах, рисунках».
-«Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру).
-«Что от тебя ближе, что дальше».
-«Кто скорее нанизает шары».
-«Составь из частей целое».
-«Наряди куклу в бусы».
-«Собери башенку».
-«Собери пирамидку».
-«Составь матрёшку».
-«Разрезное лото».
Упражнения для детей с косоглазием в период плеоптического лечения ( с использованием электрифицированных игрушек).
Цель: активизация зрения.
- «Где зажёгся фонарик?»;
-«Где горит огонёк?»;
-«Сосчитай, сколько раз зажёгся»;
-«Сколько лампочек горит на панели?»;
-«Проследи за огоньками»;
-«Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа»;
Упражнения на развитие глазомера.
- «Найди линейку такой же длины»;
- «Подбери одинаковые по форме»;
- «Нарисуй квадрат, прямоугольник такой же величины»;
-«Составь из частей целый предмет»;
-«Размести на схеме соответствующие фигуры»;
-«Раздели квадрат, круг, прямоугольник на две, четыре части».
ЛИТЕРАТУРА:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
- Дивненко Г.А.Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения.- Мурманск: МГПИ,2002.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – Москва: издательство «ГороД», -1998.
- Рубан Э.Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях: реальные методы и упражнения. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей на тему: "Пути стимулирования речевых проявлений у детей первых лет жизни"
Первые годы жизни — стартовая площадка для раскрытия возможностей малыша, что буквально с рождения нужно заниматься с ребенком, развивая его мышление и речь. ...
Методические рекомендации для родителей по темам: "Грибы", "Ягоды".
Методические рекомендации родителям по закреплению лексических тем: "Грибы", "Ягоды"....
Методические рекомендации для родителей по теме: «Помогаем маме и развиваем пальчики». (Для детей двух-трех лет.)
консультация для родителей...
Методические рекомендации для родителей по теме "Осень"
Интересные минуты общения с ребенком в свободное вечернее время....
Методические рекомендации для родителей на тему: "ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА"
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Дети с удовольствием переливают воду из одной емкости в другую. Обеспечите им условие для этого занятие....
Методические рекомендации для родителей на тему: "Как поддерживать активность и воспитывать самостоятельность у детей раннего возраста"
Данные рекомендации психолога адресованы родителям тех детей, которые еще только осваивают навыки самостоятельности (ранний возраст). Родителям даны практические рекомендации, а также предложены...
Методические рекомендации для родителей на тему: "О чем разговаривать с дошкольником"
Появление и развитие речи резко увеличивает возможности малыша. Расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми , но и малознакомыми людьми; с помощью ре...