Проект "Готовим руку к письму"
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Представлен материал по подготовке руки дошкольника с ОВЗ (нарушением зрения) к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovim_ruku_k_pismu.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Готовим руку к письму»

для дошкольников с ОВЗ (нарушением зрения).

Долгосрочный проект, направленный на все возрастные группы (средняя, старшая, подготовительная)

20016-2017; 2017-2018; 20018-2019 учебные года.

Тип проекта: информационно- исследовательский.

Возраст детей 4-7 лет.

Количество детей 18 человек.

Пояснительная записка.

Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего или плохо видящего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.

Актуальность.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, развивается мелкая моторика рук, умение строить свою деятельность.

Цель проекта:

Подготовить руку дошкольника с нарушением зрения к письму.

Задачи проекта:

-формировать умение правильно обследовать объекты, выделяя и словесно обозначая их характеристики- умение правильно пользоваться компенсаторными возможностями;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность;

- упражнять в правильном захвате пальцами пинцета, карандаша, фломастера.

 

Ожидаемые результаты.

- готовность руки ребенка с нарушением зрения к письму;

-укрепление мелкой и крупной мускулатуры рук дошкольника;

-воспитать интерес и стремление ребенка к овладению письмом.

Реализация проекта:

1этап: подготовительный

- изучение материала по теме;

- подготовка материала для работы с детьми.

2 этап: практический:

Следуя выше сказанному мы понимаем, что осязание и мелкая моторика · помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет; навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя; на равных со зрячими участвовать в играх; · способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Работа строится поэтапно:

- игры на развитие осязания;

- развитие мелкой моторики;

          - зрительно- моторной координации.

Подготовительный этап: формирование представлений о строении и возможностях рук.

Цель: Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев

 «Замок».

«Пальчики здороваются».

 «Пианист»

 «Ввернем лампочку».

«Посчитаем пальчики». Пальцы по одному загибаются к ладони. Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Движения можно сопровождать проговариванием рифмовки, во время проговаривания первых пяти строчек дети сжимают пальцы в кулак и разжимают их:

«На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же сосчитать:  Раз, два, три, четыре, пять.»

 При проговаривании последней строчки дети поочередно загибают пальцы к ладони.

 «Пальчики бегут наперегонки». Дети постукивают поочередно каждым пальцем по столу, двигая при этом кисти рук от нижнего края стола к верхнему, как бы имитируя бег наперегонки. «Пальчики просыпаются». Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Пальцы по одному поочередно поднимаются вверх, остальные пальцы при этом прижаты к поверхности стола

 Упражнения на самомассаж рук: «Поглаживание». «Молоточек».

«Пальчики играют в прятки. «Карандаш». «Как зовут пальчики?»

Основные этапы:

  1. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов.

Цель: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шершавая – колючая, мягкая – твердая, липкий - пластичный).

«Липкие материалы»: обследовать предложенные материалы (съедобные попробовать на вкус); определить, какой из материалов самый липкий, какой пластичный; слепить колбаску, бублик .

  1. Развитие способности к различению структуры поверхностей

Цель: учить различать структуру поверхности предметов. «Клавишная доска». Оборудование: Доска (24x12 см),  разделенная на 9 равных полос, попеременно отлакированных или обтянутых шершавой бумагой

- прикоснись сначала ко всем шершавым, потом ко всем гладким поверхностям;

-обследуй по очереди каждую полоску и скажи, какая она на ощупь;

- найди в комнате что-нибудь шершавое( гладкое).

3.Развитие способности к различению веса

Цель: развитие способности различать предметы по весу.

«Тяжелые таблички

4.Выделение сенсорных эталонов формы.

 Цель: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры «Чудесный мешочек».

5.Формирование представлений о человеке.

Цель: учить обследовать человека, выделяя форму, строение тела, характерные признаки и особенности тела. «На что похоже) «Угадай, кто это?» Задание: Попробуй узнать своих друзей (родных), дотрагиваясь до макушки их головы.

 6. Развитие мелкой моторики

 Цель: развивать мелкую моторику. «Сухие материалы», «Золушка» и другие.

7. Развитие зрительно- моторной координации

Цель: умение контролировать зрительно движение руки. «Лабиринты», «Обведи по точкам», «Продолжи рисунок»

Литература.

Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей // Под ред. Л. И. Солнцевой - М.: ВОС, 1990. 2. Монтессори-материал // Под ред. Е. Хилтунена - М.: «Мастер», 1992; Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по подготовке руки к письму

Советы по подготовке руки дошкольника к письму Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе п...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...