Рабочая программа по физической культуре .
рабочая программа по коррекционной педагогике

ФАДЕЕВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

1. Пояснительная записка

           Рабочая программа – это учебно-методический документ, характеризующий систему организации     образовательной деятельности педагога.

            Основанием для разработки служит – устав ГБОУ города Москвы «Школа №», Основная образовательная программа  дошкольного образования, Федеральные государственные требования к структуре основной  образовательной программы дошкольного образования, Федеральные государственные требования к условиям основной образовательной программы дошкольного образования, изменения в СанПин.

Рабочая программа разрабатывается с учетом рекомендаций авторов «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Основанием для разработки Рабочей программы служит информация о социальном заказе родителей на физическое развитие детей в соответствии с Федеральными государственными требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.

Результатом опроса родителей является желание развить в детях физические качества.

Рабочая программа разрабатывается с учетом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий. Предусмотрено удовлетворение социального заказа по физкультурно-оздоровительной направленности в формах, определённых Законом Российской Федерации «Об образовании». 

В Рабочей программе максимально учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Воспитание и обучение производится на русском языке.

В данной рабочей программе представлена модель занятий, разработанная на основе данных о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей младшей, средней, старшей, подготовительной группы.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная модель выбрана как наиболее соответствующий требованиям системного подхода и овладения детьми новыми двигательными действиями. Структурной моделью такой системы являются тематические блоки.

Годовой план-график представлен тематическими блоками, включающими основные разделы программы физического воспитания с распределением программного материала  физкультурного занятия на учебный год (сентябрь-май).

             Приоритетная деятельность ДОУ

Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Цель основной образовательной программы ДОУ

           Основная цель — совершенствование функций формирующегося

 организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики,

зрительно-пространственной координации.

          Особое внимание в Программе уделяется формирование общей культуры, развитию личности ребенка, обеспечивающих социальную успешность, сохранению и укреплению здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

        Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-

ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-

ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-

стоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской де-

ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-

тельно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образова-

тельного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позво-

ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-

тями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-

разовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-

ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании

образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие

давления предметного обучения.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы

решались и общие, и коррекционные задачи

Задачи физического развития

- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом  совершенствовании.

Коррекционные задачи

Решение коррекционных задач направленно на преодоление недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно воспитательной работой:

-достижение соответствующего возрастным особяностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировки в пространстве, координации движений и др.;

-преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

-значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формирование точности и координации движений.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает развитие зрительно двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т.е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения).

Перечень программ и технологий

Программа

«От рождения до школы» 
Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 – 304с.

Программы  специальных (коррекционых) образовательных учреждении IV вида / под редакцией  Плаксиной Л.И. Москва «Просвещение» 1997

Технологии и пособия

-Анисимова Т.Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Учитель», 2009  Издание 2010

-Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Книга для  тифлопедагогов, руководителей физического воспитания, воспитателей.- Н.Новгород, Издатель Ю.А.Николаев 2001

-Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.-333с.
-ВавиловаЕ.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. Издательство «Скрипторий2003», 2007

-300 подвижных игр для дошкольников. Культура здоровья с детства Айрис Пресс

-Миняева С. Подвижные игры дома и на улице от 2до 14 лет. Книга адресована для воспитателей, родителей, учителей. Москва Айрис Пресс 2008

-Гришин Серсо в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада Москва «Просвещение» 1985

-Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Книга для вовпитателей детского сада Москва «Просвещение» 1992

           - Бочаров Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста -М.: Аркти,2002.
- Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Пособие для педагогов и родителей. Ярославль: Гринго, 1999.
- Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. - М.: Аркти, 2004.- 144с.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат: Пособие для родителей и воспитателей. — М.: Творческий центр Сфера, 2001.
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СП6.: Речь,2007.
- Коррекция нарушений осанки у школьников! Научный редактор Г.А. Халемский. СП6. ,2001. -64с.
- И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.-2001                                                                                                                                                                                                 - Куценко Т.А., Медянова Т.Ю. 365
 веселых игр для дошкольников (2-е изд).-Ростов н/Д: Феникс,2005.-224с.
- Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6—7 лет: профилактика и лечение. — М.: ТЦ Сфера, 2004.-64с.
- Лысова В.Н., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Младший и средний возраст: Методическое пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: Издательство Аркти, 2000.
- Лысова В.Н., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший возраст: Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: Издательство Аркти, 200 1.-72с.                                                                                                                                               - Мастюкова  Е.М. физическое воспитание детей с ЦП – М.: Просвещение,1991.-159с.                                                                                                  
- Маханева М.д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников образовательных учреждений- М.: Издательство Аркти, 2000.- 107с.
- Овчинникова ТС, Потапчук ЛА. двигательный игротренинг для дошкольников.- СП6.:Речь, 2002.                                                                                                                               - Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-4 лет -М.: Гуманитарный издательский центр Владос,200 1.-112с.                                           - Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей
5-7 лет:
Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.-112с.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет.- М.: Издательство ГНОМ и Д,2009.-128с.

Рунова М.А Радость в движении.  Пособие для работников дошкольных учреждений. - .- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника»  -2004-60с.

                                               

Тематические блоки:

1. легкая атлетика (бег, бросание, метание, прыжки);

2. гимнастика (упражнения на равновесие);

3. спортивные игры (элементы футбола, баскетбола, хоккея);

Программный материал предусматривает 2 занятия в неделю в спортивном зале и одно занятие  на улице в игровой форме, как закрепление

Структура занятий

Перед началом каждой темы (с целью создания интереса и мотивации) дети знакомятся с видом спорта изучаемой темы.

Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.

Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.

Формы организации образовательной области

«Физическая культура»

Занятие тренировочного типа,  которые  направлены на развитие двигательных функциональных возможностей детей. Тренировочные занятия включают многообразие движений (циклических, ритмических, акробатических и др.) и комплекс общеразвивающих упражнений с использованием тренажеров простого и сложного устройства. В занятие данного типа входят упражнения на спортивных комплексах, где дети выполняют такие движения, как лазанье по канату, шесту, веревочной лестнице и др.

Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.

Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ  позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.

Групповой способ. Дети по указанию инструктора распределяются  на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или  в парах (с мячом).

Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.

Контрольно-проверочные занятия, целью которых является выявление состояния двигательных умений и навыков у детей в основных видах движений (бег на скорость на I0 м с хода, прыжки в длину с места, метание мешочка вдаль, бросание мяча вверх и ловля его, бросание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками и т.д)

Принципы организации занятий

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип развивающего обучения от детей требуется приложение усилий для овладения новыми движениями.

Принцип интеграции: процесс оздоровления детей в МДОУ осуществляется в тесном единстве с учебно-воспитательным процессом.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений, навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечет пути совершенствования умений и навыков, построение двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований физических нагрузок.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Методы и приемы обучения:

Наглядные:

          - наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физоборудования, зрительные ориентиры);

         - тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные:

        - объяснения, пояснения, указания;

        - подача команд, распоряжений, сигналов;

        - вопросы к детям и поиск ответов;

        - образный сюжетный рассказ, беседа;

        - словесная инструкция.

        - слушание музыкальных произведений;  

Практические:

        - выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

         - выполнение упражнений в игровой форме;

         - выполнение упражнений в соревновательной форме;

          -самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

                                                                                             

Интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательными областями

Образовательная область

Задачи

«Социально коммуникативное развитие»

Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей.

«Познавательное развитие»

В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности. В части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

Речевое развитие

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка

Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры детей.

Физкультурный зал;

          Спортивная площадка, оснащенная спортивным инвентарем, оборудованием, участки детского сада, оснащенные спортивным оборудованием;

Уголок для двигательной активности ребенка;

Информационная папка.

Технические средства обучения

Магнитофон, CD проигровотель;

CD и аудио материал;

Мультимидийная  система.

Наглядно – образный материал

Иллюстрации и репродукции (великих спортсменов, виды спорта);

Игровые атрибуты для подвижных игр;

Презентации.

.

     

        Расписание занятий по физической культуре

                        на учебный год

Перспективное планирование физкультурных развлечений и досугов

                              II младшая группа

Месяц

Мероприятие

Задача

  1

Октябрь

Досуг «Сказочная история»

Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни. Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков. Создавать радостное настроение.

2

Ноябрь

Развлечение «В гости к Мишке»

Упражнять детей в ходьбе и беге. совершенствовать навыки ползания и прыжков. продолжать расширять знания детей о природе

3

Декабрь

Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч»

Развивать физические качества. Доставлять детям чувство радости.

4

Январь

Досуг «Зимние забавы»

Развивать ловкость, выносливость. Учить заботиться об общекомандном результате. Развивать интерес к различным видам спорта.

5

Февраль

Досуг «Снег кружиться…»

Развивать физические качества. развивать вестибулярный аппарат и умение сохранять равновесие.

6

Март

Развлечение «Приглашаем детвору на веселую игру»

Развивать силу, ловкость. Воспитывать командные качества.

7

Апрель

Досуг «Веселая гимнастика»

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Формировать стремление принимать активное участие. Развивать физические качества.

Средняя группа

Месяц

Мероприятие

Задача

  1

Октябрь

Досуг «Мой веселый, звонкий мяч»

Развивать физические качества. Доставлять детям чувство радости.

2

Ноябрь

Досуг, ко Дню матери «Я и мама – самые спортивные»

Развивать ловкость, выносливость. Совершенствовать основные виды движения, создать радостное настроение.

3

Декабрь

Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч»

Развивать физические качества. Доставлять детям чувство радости.

4

Январь

Досуг «Зимние забавы»

Развивать ловкость, выносливость. Учить заботиться об общекомандном результате. Развивать интерес к различным видам спорта.

5

Февраль

Досуг «Снег кружиться…»

Развивать физические качества. развивать вестибулярный аппарат и умение сохранять равновесие.

6

Март

Развлечение «День здоровья»

Развивать силу, ловкость. Воспитывать командные качества.

7

Апрель

Развлечение «В гости к Мишке»

Упражнять детей в ходьбе и беге. совершенствовать навыки ползания и прыжков. продолжать расширять знания детей о природе

Старшая и подготовительная группа

Месяц

Мероприятие

Задача

  1

Октябрь

Развлечение «Солнечные зайчики»

Создать веселое настроение участников праздника; воспитывать чувство коллективизма; развивать у детей  координацию и ловкость движений, глазомер и умение ориентироваться.

2

Ноябрь

Досуг ко Дню матери «Я и мама – самые спортивные»

Развивать ловкость, выносливость. Совершенствовать основные виды движения, создать радостное настроение.

3

Декабрь

Досуг «Зима для ловких,сильных, смелых.»

Развивать у детей интерес к занятиям спортом; творческие способности.

4

Январь

Досуг «Зимние забавы»

Развивать ловкость, выносливость. Учить заботиться об общекомандном результате. Развивать интерес к различным видам спорта.

5

Февраль

Развлечение «Бравые солдаты»

Развивать ловкость, выносливость. Учить заботиться об общекомандном результате. Развивать интерес к различным видам спорта.

6

Март

Досуг «Дружба крепкая не разрушиться»

Закреплять базовые понятия по природоведению и географии; прививать основы ЗОЖ. Развивать ловкость, выносливость.

7

Апрель

Эстафета для сильных и смелых

Развивать силу, ловкость. Воспитывать командные качества.

Перспективное планирование работы с родителями

1.

Индивидуальные рекомендации и беседы.

в течение года

2.

Консультации на родительских собраниях:

-  «Адаптация детей в детском саду»;

- «Игры детей летом» - рекомендации родителям по физкультурно - оздоровительному развитию детей на летний период.

осень

весна

3.

Наглядная информация – консультация на стендах:

- профилактика плоскостопия;

- «Как приучить детей делать утреннюю гимнастику»;

- «Укрепляем мышцы спины пресса - формирование правильной осанки»

-« Закаливание детей – воздушные и солнечные ванны, водные процедуры»;

в течение года

сентябрь-

ноябрь

февраль

апрель

                Физкультурно - оздоровительная работа

          В дошкольной организации постоянно проводить работа по

укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенс-

твованию его функций.

            Под руководством медицинского персонала  осуществляется

комплекс закаливающих процедур с использованием природных факто-

ров: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных

условий. При проведении закаливающих мероприятий осуществляется дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуаль-

ные возможности.

            По решению администрации, медицинского персонала дошкольного

учреждения и родителей  проводятся специальные закаливаю-

щие процедуры (например, контрастное обливанием ног и прочее).

          Особое  внимание обращается на выработку у детей правильной осанки.

          В помещении обеспечивается оптимальный температурный ре-

жим, регулярное проветривание; детей приучают  находиться в помещении

в облегченной одежде.

             Пребывание  детей на воздухе обеспечивается в соответствии

с режимом дня.

Осуществляется оптимальный двигательный режим — рациональное

сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности,

в котором общая продолжительность двигательной активности

составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

           Поощряется  участие детей в совместных подвижных играх и

физических упражнениях на прогулке. Стимулируется развитие

 инициативы детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощряется самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывается интерес к физическим упражнениям, воспитанники учится пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

        Ежедневно проводиться с желающими детьми утренняя гимнастика.

        В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умс-

твенной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную

образовательную деятельность, проводится физкультми-

нутки  длительностью 1–3 минуты.

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА

В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглох-

шие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушени-

ями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического

развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического

спектра (РАС), со сложными дефектами и др.

В группах комбинированной направленности осуществляется сов-

местное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с

образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особен-

ностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбини-

рованной направленности является соблюдение кадровых условий — на-

личие в штатном расписании учителя-логопеда, учителя-дефектолога,

сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога-психолога.

Особенности организации

образовательного процесса

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

            Различают следующие категории детей с нарушением зрения:

• слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от

0,01 до 0,04);

• слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при

коррекции от 0,05 до 0,2);

• дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

            Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-

держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет к

снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых де-

тей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

           При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от

восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности

и скорости отображения. Из-за нарушения зрения дети довольно час-

то могут видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в

связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти.

          Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью оста-

точного зрения, становится более полной, если поступает в комплексе

с сенсорной и осязательной информацией. Для формирования речи

детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие

с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического

опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный,

кинестетический).

             Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в пол-

ном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто

допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении.

Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определе-

нием порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме

того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, до-

статочно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании

значений слов. Дети со зрительными нарушениями имеют особенности

усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жес-

тов, интонации. Особое значение для слепых и слабовидящих детей имеет

развитие слухоречевой памяти, так как большое количество информации

им приходится хранить в памяти.

Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижении по

помещениям ДОО, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать

основные ориентиры ДОО, группы, где проводятся занятия, путь к своему

месту. Важно выбрать оптимально освещенное рабочее место (повышенная

общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабо-

чем месте не менее 400–500 люкс), где слабовидящему ребенку максимально

видно доску и педагога. Для детей с глубоким снижением зрения, опираю-

щимся в своей работе на осязание и слух, важна слышимость во всех зонах

группы. Дети, имеющие зрительные нарушения, с разрешения педагога,

должны иметь возможность подходить к наглядному материалу и рассмат-

ривать его. На специально организованных занятиях и в режимных момен-

тах рекомендуется использовать аудиозаписи. Необходимо четко дозировать

зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы.

На занятиях следует обращать внимание на количество коммента-

риев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зри-

тельных образов. Особое внимание следует уделять точности высказыва-

ний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомога-

тельные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или

линии, полезные при чтении. Использование приложений Office Web Apps

(Майкрософт) расширяет возможности обучения и воспитания детей с

нарушенным зрением.

Условия обучения и воспитания

детей с нарушениями слуха

          Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями

слуха:

• глухие;

• слабослышащие (тугоухие).

           Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости

около уха, но при этом без специального обучения они не понимают

слова и фразы. Для глухих детей обязательно использование слухового

аппарата или кохлеарного импланта. Однако даже при использовании

этих приспособлений глухие дети испытывают трудности в восприятии

и понимании речи окружающих. Устная речь у детей самостоятельно

не развивается, что обусловливает необходимость систематической

коррекционно-развивающей работы по развитию лексической, грамма-

тической и синтаксической сторон речи, слухового восприятия и рече-

вого слуха, формированию произношения. В единстве с формированием

словесной речи идет процесс развития познавательной деятельности и

развития всех сторон личности ребенка.

          Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (лег-

кую, умеренную, значительную, тяжелую) — от незначительных трудно-

стей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности

воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок

использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях, определяется

специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие

дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минималь-

ной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью.

Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются

специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом,

включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.

            Уровень психического и речевого развития у детей с нарушениями

слухового восприятия зависит от степени снижения слуха и времени

возникновения этого нарушения, адекватности медицинской коррекции

слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической

психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспита-

ния в семье. Посещение такими детьми ДОО требует создания специаль-

ных условий, учитывающих разноуровневую подготовку детей на момент

поступления.

           Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушения-

ми слуха, педагог должен быть готов к выполнению обязательных правил:

• сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребенка;

• стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослыша-

щего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее

полной адаптации его в детском коллективе;

• соблюдать необходимые методические требования (месторасполо-

жение относительно ребенка с нарушенным слухом; требования к речи

взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех заня-

тиях и в режимных моментах; контроль понимания ребенком заданий и

инструкций до их выполнения и т. д.);

• организовать рабочее пространство ребенка с нарушением слуха (про-

верить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта;

подготовить индивидуальные дидактические пособия и т. д.);

• включать глухого/слабослышащего ребенка в обучение на занятии,

используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возмож-

ности ребенка и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп прове-

дения занятия;

• решать ряд задач коррекционной направленности в процессе заня-

тия (стимулировать слухозрительное внимание; исправлять речевые

ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расши-

рять словарный запас; оказывать специальную помощь при составлении

пересказов и т. д.).

Условия обучения и воспитания детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

           Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характе-

ристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, на-

рушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства

характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограниче-

нием их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному

нарушению осуществления движений.

            Большинство детей с нарушениями ОДА — дети с детским церебраль-

ным параличом (ДЦП). При ДЦП у ребенка могут выявляться нарушения

зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функ-

ций, расстройства устной речи (дизартрия, алалия).

          У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляет-

ся в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и

частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспро-

изводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устой-

чивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосре-

доточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается.

Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительно-

го, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы

характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности опе-

рации обобщения.

          Расстройства эмоциональной-волевой сферы у одних детей могут

проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, дви-

гательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможен-

ности, вялости.

С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями

ОДА необходимо соблюдать следующие условия:

• создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду;

• соблюдать ортопедический режим;

• осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение

квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

• соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима

нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима

дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности

на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);

• организовывать коррекционно-развивающие занятия по коррекции

нарушенных психических функций;

• осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания

и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

• оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых рас-

стройств;

• подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;

• предоставлять ребенку возможность передвигаться по ДОО тем спо-

собом, которым он может, и в доступном для него темпе;

• проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ,

обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

• формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально

развивающихся детей и их родителей;

• привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при

передвижении по ДОО, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;

• привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спор-

тивно-массовых мероприятиях.

При включении ребенка с двигательными нарушениями в образова-

тельный процесс ДОО обязательным условием является организация его

систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педаго-

гического сопровождения.

.

Принципы построения образовательного процесса

              Организация инклюзивной практики строится на следующих при-

нципах:

• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изу-

чение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогическо-

го воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов

и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образова-

тельных потребностей каждого ребенка);

• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индиви-

дуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования

является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.

             Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пас-

сивным потребителем социальных услуг;

• принцип социального взаимодействия предполагает создание усло-

вий для понимания и принятия друг другом всех участников образова-

тельного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на

гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, ро-

дителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и

социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реально-

го социума;

• принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивиду-

альных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарно-

го подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и

обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, пси-

холог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в

группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения

составляют образовательный план действий, направленный как на конк-

ретного ребенка, так и на группу в целом;

• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспи-

тания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особеннос-

тями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды,

т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обуче-

ния, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и

воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы

и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;

• принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов

будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны

им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — устано-

вить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими

ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их

взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совмес-

тных действиях, направленных на поддержку ребенка;

• принцип динамического развития образовательной модели детского

сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структур-

ные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

         Основная цель образовательного учреждения в процессе становления

инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспита-

ния и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с

разными образовательными потребностями.

Группа комбинированной направленности от 3 до 4 лет

Создание здорового образа жизни для ребенка  детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый ребенок, нормально физически развивающийся обычно бывает подвижны , жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Задачи воспитателя:

- Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;

- Учить детей активно выполнять движения вместе с воспитателем;

- Приучать детей в движении реагировать на сигнал;

 -Приучать ориентироваться в пространстве;

 -Учить выполнять пропедевтические упражнения;

 -Учить выполнять движения глазами для развития зрительно-двигательной ориентации;

-Развивать координацию движений;

-Приучать действовать в совместном темпе.

Что осваивает ребенок

1. Построение и перестроение

2. Общеразвивающие упражнения:

- исходное положение (стоя, сидя, лежа);

- приседания;

- простые движения рук с предметами и без них.

3. Основные движения:

- ходьба и бег в разных направлениях;

- упражнения в равновесии;

- бег в медленном и быстром темпах;

- подскоки на месте и с передвижением;

- Катание мяча друг другу, перебрасывание мяча через предметы;

- Ползание на четвереньках.

4. Подвижные игры

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Построение: в круг, парами, в колонну друг за другом.

Исходные положения: стоя, ноги слегка расставлены, сидя, лежа.

Положение и движение рук: Вверх, вперед, в, сгибание и разгибание рук, скрещивание рук перед грудью и разведение их в стороны, отведение рук назад, махи руками вперед – назад, хлопки пред собой и над головой.

Положение и движение ног: ноги вперед, назад, в стороны, сгибание и разгибание ног стоя и лежа, приседания держась за опору, отведение одной ноги вперед с опорой на носок или пятку.

Положение и движение туловища: наклоны вперед, в стороны, повороты вправо-влево, с боку на бок, наклоны вперед из положения, сидя и лежа, (без резких движений, индивидуально)подъемы из положения стоя на коленях, на пятках, сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, одновременное движение руками   лежа на спине.

Ходьба и равновесие: ходьба стайкой за воспитателем в заданном направлении между предметами, по дорожке, по извилистой дорожке, по шнуру, перешагивая через препятствия, подъем на возвышение и спуск с него.

Бег: за воспитателем и к нему, в разных направлениях, в медленном темпе и на скорость.

Прыжки: подскоки на месте на носках, с доставанием предметов слегка продвигаясь вперед, перепрыгивание через линии, веревку, через две линии, прыжки на двух ногах, спрыгивание с предмета.

Катание, бросание, ловля: прокатывание мяча одной и двумя руками, под дугу, друг другу, бросание мяча вперед снизу. От груди, из-за головы, ловля мяча брошенного воспитателем, перебрасывание мяча через веревку находящуюся на уровне груди ребенка, бросание предметов в цель одной и двумя руками, вдаль правой и левой рукой.

Ползание и лазание: подтягивание на скамейке лежа на животе, ползание на четвереньках (3-4м), ползание под препятствием (высота 30-40 см), перелезание через бревно, лазанье по лесенке стремянке, гимнастической стенке удобным способом, используя игровые приемы.

Двигательные умения: строиться парами друг за другом, сохранять заданное направление при выполнении упражнений, активно включаться в выполнение упражнений, ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу. Сохранять равновесие на ограниченной площади опоры, бегать, не мешая друг другу, подпрыгивать на месте продвигаясь вперед, перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляясь. Бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч, подтягиваться на скамейке лежа на груди, ползать на четвереньках, перелезать через предметы, действовать по указанию воспитателя, активно включаться в игры.

К концу года дети могут уметь:

Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться.

Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, соблюдать темп бега в соответствии с указанием воспитателя.

Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.

Ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см.

Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 2,5-4 м.

Прослеживать движения глазами, сосредотачивать взгляд на предметах, действиях.

Уметь выполнять движения, проявляя элементы творчества и фантазии.

Группа  комбинированной направленности

от 4-5 лет

Возрастной период детей от четырех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием разных форм двигательной активности, которая во многом обусловлена их достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, небольшими группами.

Дети пятого года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений; они стремятся самостоятельно выполнять различные сочетания движений, достаточно сложные упражнения. Но зачастую им не удается выполнить их качественно и до конца.

Движения детей уже в этом возрасте носят произвольный и целеустремленный характер. Дети самостоятельно различают все основные виды движений, частично умеют выделять их отдельные элементы, пытаются обсуждать результаты своих действий, сопоставляя их с образцом.

Отличительной особенностью детей четырех-пяти лет является их познавательная активность и постоянное стремление к выполнению различных действий: расставлять и убирать пособия, имитировать образы животных, птиц и т. д. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют у них ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В процессе выполнения двигательных заданий различной сложности дети пытаются прилагать волевые усилия: перепрыгивают через барьеры, пролезают под дугами, ходят по наклонному буму и т. д. У детей совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются такие физические качества, как быстрота движений, ловкость, координация, выносливость.

Задачи физической культуры:

-создание условий для разнообразной двигательной активности детей; организация свободного места для игр и упражнений; рациональный подбор физкультурного оборудования;

-обогащение детей элементарными знаниями о многообразии физических и спортивных упражнений;

-продолжать выполнять пропедевтические упражнения для дальнейшего освоения основных движений;

-обучение технике основных видов движений, добиваясь их правильного выполнения в соответствии с образцом;

-разучивание разных способов выполнения движений, совершенствуя координационные возможности детей;

-формирование навыков езды на велосипеде, катания на санках, а также действий с различными пособиями (обручем, мячом, скакалкой и др.);

-знакомство с правилами разных подвижных игр и развитие у детей умений четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность;

-закрепление навыков самостоятельного построения и перестроения в колонну, в круг, в шеренгу, парами используя яркие ориентиры;

-формирование у детей двигательных качеств и способностей (быстроты движений, ловкости, координации, гибкости, выносливости) и пространственной ориентировки в различных условиях (в физкультурном зале, на спортивной площадке, в лесу, парке);

-формирование потребности в здоровом образе жизни в семье и детском саду.

Педагогу необходимо позаботиться о создании двигательного режима, который предусматривает рациональное содержание разных форм двигательной активности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо варьировать приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования. К таким приемам относятся:

создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования и внесения новых пособий;

сочетание разных мягких модулей с целью обучения основным видам движений;

объединение разных пособий в определенные комплексы (построение полосы препятствий);

размещение дополнительных пособий (гладкие и ребристые доски, мишени, ленты и т. д.) на крупном оборудовании (на гимнастической стенке, на мини-стадионе и т. д.); различное пространственное расположение пособий;

создание разных игровых зон (для игр с мячом, обручем, шнуром и скакалкой и т. д.).

В средней группе для организованной и самостоятельной двигательной активности детей необходимо иметь физкультурный уголок, который включает короткие гимнастические палки, мячи, плоские обручи, резиновые кольца, комплект «Следы», мелкие предметы разных геометрических форм и т. д.

Организация занятий

Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре, которое должно доставлять радость ребенку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, формировать двигательные умения и навыки, удовлетворять естественную потребность в движении. Для реализации этих задач особое значение имеет характер общения детей со сверстниками и взрослыми. Дети пятого года жизни нередко нуждаются в своевременной помощи, поддержке и поощрении.

Одним из факторов, способствующих уменьшению психической напряженности детей, является музыка. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма и т. д. во вводной части и во время выполнения различных ритмических движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может являться прекрасным средством снятия возбуждения и усталости у ребенка.

 В  начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года проводятся занятия контрольно-проверочного типа (всего 8—10 занятий в год). Основная их цель — выявить отставания в развитии моторики детей и наметить пути их устранения. Ребятам предлагаются следующие контрольные задания: бег на 10 м с хода, прыжки в длину (индивидуально, по рекомендации врача) с места, метание теннисного мяча вдаль удобной рукой, упражнения на гибкость и на сохранение равновесия.

Занятия включают разные упражнения в ходьбе, беге, ползании, лазанье, бросании и ловле мяча (разного размера и веса). Важно не забывать о включении упражнений для развития мелкой моторики: вращение кистями рук, сжима-v ние и разжимание резинового кольца, перенос мелких предметов с помощью пальцев ног и т. д. Циклические движения: ходьба, бег, лазанье, ползание — благоприятны для развития координации движений. Сохранение устойчивого положения тела достигается за счет сбалансированной деятельности многочисленных групп мышц, что важно для формирования умения владеть телом и поддерживать нужную позу.

С детьми начинается разучивание техники основных видов движений (ходьбы, бега, бросания, лазанья и удерживания равновесия). Обращается внимание на правильность выполнения каждого элемента в соответствии с образцом (педагог показывает отдельные элементы, разъясняет и оказывает помощь детям). К концу учебного года воспитатель по физической культуре привлекает детей к оценке выполнения двигательных заданий — как своих, так и сверстников.

К концу года дети могут умеют:

Хорошо (соответственно заболеванию) ориентироваться в пространстве, используя всю площадь зала;

Быстро сменяют положение тела и направление.

Реагируют на  сигналы во время различных действий: кружения, легких прыжков на батуте, удерживания равновесия на балансире, бега по мягким бумам и т. д.; при этом необходима страховка со стороны педагога.

Группа комбинированной направленности от 5-6 лет

На шестом году жизни ребенок осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения.  Успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам; быть заботливыми и внимательными друг к другу).

В старшей группе еженедельно проводятся 3 физкультурных занятия (2 в спортивном зале и 1 на улице) продолжительностью 25 минут.

Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно – на основе подражания инструктору или в соответствии с его указаниями.

К концу шестого года дети могут уметь:

Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;

Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см); в обозначенное место с высоты 30 см; в длину с места (не менее 80 см); с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); через короткую и длинную скакалку;

Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5 – 9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3 – 4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м);

Перестраиваться в колонну по трое; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;

Вести мяч, отбивать от пола;

Группа комбинированной направленности от 6-7 лет

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физической развитие через решение задач:

 -развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

 -накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

 -формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании.

На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность.

             Планируемые результаты освоения программы:

Выполняют правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).

Могут прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см, мягко приземляться; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см., с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.

Могут перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4 – 5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5 – 12 м, метать предметы в движущуюся цель.

Умеют перестраиваться в 3 – 4 колонны, в 2 – 3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.

Выполняют физические упражнения из разных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

При анализе освоения программы в конце учебного года учитываются индивидуальные особенности и диагнозы воспитанников.

Формирование основ безопасности

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

         Знакомим с правилами поведения в физкультурном зале. Начинаем формировать первичные представления о безопасном поведении на

дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Знакомить детей с правилами дорожного движения.

 Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение

зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Знакомить с работой водителя.

      Формируем  навыки безопасного передвижения в помещении (осто-

рожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; откры-

вать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

        Развиваем умение обращаться за помощью к взрослым.

        Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх .

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

         Продолжаем знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрес-

ток», «остановка общественного транспорта» и элементарными прави-

лами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости

соблюдать правила дорожного движения.

        Уточняются знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

           Формируем  навыки безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомим с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказываем о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Знакомим с правилами езды на велосипеде.

Знакомим с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения

пожаров и правилах поведения при пожаре.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

           Безопасность на дорогах. Уточняются знания детей об элементах до-

роги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс-

порта, о работе светофора.

          Знакомим с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на

которых живут дети.

Продолжаем знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

         Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

         Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время

игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на

санках, коньках, лыжах и др.).

        Уточняем знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об

элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с ра-

ботой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае

необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

         Продолжаем формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

 Безопасность на дорогах.

         Систематизируются знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

         Продолжается знакомство с дорожными знаками предупреждающими,

запрещающими и информационно-указательными.

         Подводим детей к осознанию необходимости соблюдать правила

дорожного движения.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

          Закрепляем правила безопасного поведения во время игр в разное

время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на сан-

ках, коньках, лыжах и др.).

Расширяются знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы

скорой помощи. Уточняются знания о работе пожарных, правилах поведе-

ния при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости

взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

           Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний

адрес, телефон.

Комплексно-тематическое планирование НОД по физической культуре  в подготовительной группе            Сентябрь 2019

Содержание организованной образовательной деятельности

Интеграция образовательных

областей

Этапы    занятия

1 неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

«Физическое развитие»

Формирование начальных представлений

о здоровом образе жизни:

рассказывать о пользе закаливания, приучать детей к обтиранию прохладной водой.

«Социально-коммуникативное развитие»

Безопасность: формировать навыки безопасного поведения во время ползания на четвереньках и по гимнастической скамейке, перестроения в шеренгу, колонну, бега врассыпную проведении подвижной игры.

Самообслуживание: учить убирать спортивный инвентарь на место соблюдая технику безопасности.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание: побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников во время проведения игр

 «Познавательное развитие»

Ориентировка в пространстве ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (влево-вправо, вверх-вниз)

Вводная часть

Ходьба и бег по кругу, бег между предметами, на носках в чередовании с ходьбой, с изменением направления движения, высоко поднимая колени; бег врассыпную, с остановкой на сигнал

ОРУ

97

98 большой мяч

98 мяч

99 гимнаст. скамья

Основные виды движений

1. Ползание  по гимнастической скамье на животе подтягиванием на руках.

 2.Ходьба боком по гимнаст. скамье.

3. Перебрасывание мяча  друг другу в тройках.

4. Прыжки  разным способом по кружкам.

1. Прыжки с поворотом кругом.

2.Ходьба боком по гимнаст. скамье.

3. Метание в горизонтальную цель.

4. Пролезание в обруч разными способами.

1. Подлезание под шнур боком, прямо не касаясь руками пола

2. Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке, руки на поясе

3. Прыжки на правой и левой ноге между предметами.

4. Перебрасывание мяча из одной руки в другую.

1.Ходьба по гимн. скамейке, бросая мяч справа и слева от себя и ловля двумя руками.

2. Перебрасывание мяча  друг другу в тройках.

3. Прыжки  разным способом по кружкам

4. Ползание  по гимнастической скамье на животе подтягиванием на руках.

П.  игры

«Рыбки», «Удочка», «Разноцветный хоккей», «Эстафета парами», «Медведи и пчелы»

III часть

«Сделай фигуру». Упр. на восстановление дыхания. «Найди и промолчи».

Формирование

основ безопасности

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Знакомить с правилами поведения в физкультурном зале.

Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем

пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение

зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на

дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Знакомить с работой водителя.

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осто-

рожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; откры-

вать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком,

водой, снегом.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрес-

ток», «остановка общественного транспорта» и элементарными прави-

лами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости

соблюдать правила дорожного движения.

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

Знакомить с различными видами городского транспорта, особеннос-

тями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная»,

машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход»,

«Остановка общественного транспорта».

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с пра-

вилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях,

опасных для жизни и здоровья.

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования быто-

выми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

Знакомить с правилами езды на велосипеде.

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения

пожаров и правилах поведения при пожаре.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах до-

роги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс-

порта, о работе светофора.

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на

которых живут дети.

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвиже-

ния пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка

трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой

медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд за-

прещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы

безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время

игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на

санках, коньках, лыжах и др.).

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об

элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с ра-

ботой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае

необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как

гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения

человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об ус-

тройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «пло-

щадь», «бульвар», «проспект».

Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими,

запрещающими и информационно-указательными.

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила

дорожного движения.

Расширять представления детей о работе ГИБДД.

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к дет-

скому саду местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное

время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на сан-

ках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы

скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведе-

ния при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости

взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний

адрес, телефон.

«Физическое развитие»

Основная цель — совершенствование функций формирующегося ор-

ганизма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики,

зрительно-пространственной координации. Физическое развитие ле-

жит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном

учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов

детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особен-

ностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия

физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых

учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы

решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — сти-

мулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые

двигательные умения и навыки, физические качества и способности,

направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование орга-

низма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными

и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

• формирование в процессе физического воспитания пространствен-

ных и временных представлений;

• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств

материалов, а также назначения предметов;

• развитие речи посредством движения;

• формирование в процессе двигательной деятельности различных

видов познавательной деятельности;

• управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-во-

левых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двига-

тельных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу

(вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лаза-

нье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц

спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование

правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение

подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений,

формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для

детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) — ком-

плекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на

реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с

ограниченными возможностями, преодоление психологических барье-

ров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию

необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий,

реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные за-

дачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:

• формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в срав-

нении с силами здоровых сверстников;

• развивать способность к преодолению не только физических, но и

психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

• формировать компенсаторные навыки, умение использовать функ-

ции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

• развивать способность к преодолению физических нагрузок, необхо-

димых для полноценного функционирования в обществе;

• формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно,

и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и

физической работоспособности;

• формировать осознание необходимости своего личного вклада в

жизнь общества;

• формировать желание улучшать свои личностные качества.

АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые

соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют

расширению их возможностей. Цель АФК — улучшение качества жизни

детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной

задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как пу-

тем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по

возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу

жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям зани-

маться спортом.

Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с

нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается

индивидуально (совместно с инструктором ЛФК). На первичном приеме

ребенка присутствует воспитатель по физической культуре. Он анали-

зирует медицинскую документацию совместно с инструктором ЛФК

(выписки из истории болезни, рекомендации ортопеда, невролога, врачей

из стационаров и др.), беседует с родителями, наблюдает за ребенком в

свободной деятельности. Совместно с инструктором ЛФК определяется

двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдро-

мом: состояние моторной функции, рук, наличие тонических рефлексов.

Затем заполняется первичный протокол обследования ребенка, в котором

подробно описывается двигательный статус ребенка. На втором этапе

организуется комплексное обследование, результаты которого заносятся

в карту. Исходя из этого, разрабатывается индивидуальная программа по

формированию двигательных умений и навыков для каждого ребенка.

В программе определяется двигательный и ортопедический режим

(использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы,

коррекции положения рук и пальцев, для удержания головы), дозиро-

вание нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или

иных приемов. В ходе работы по физическому воспитанию учитываются

рекомендации всех специалистов. Для ребенка с ДЦП важно соблюдать

общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в

одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются

наиболее адекватные позы. В процессе работы с детьми используются

физкультминутки, физкультпаузы. В свободное время дети принима-

ют участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных

спортивных праздниках, досугах. Все мероприятия, которые будут про-

водиться с ребенком, обсуждаются на консилиуме специалистов. Целью

физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом,

является создание при помощи коррекционных физических упражне-

ний и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной

бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни,

их интеграции в обществе. При разработке программы по физическому

развитию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует

опираться на работы Р. Д. Бабенковой, М. В. Ипполитовой, В. В. Кудряшо-

ва, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюковой, О. Г. Приходько и др.

В совокупности обозначенные образовательные области обеспечи-

вают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов

деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие

методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как об-

щие, так и специфические особенности, обусловленные непосредственно

имеющимися нарушениями. Содержание базовых направлений работы в

программах воспитания и обучения сочетается со специальными коррек-

ционными областями. Например, дети с эмоциональными расстройства-

ми нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию

их деятельностной сферы, на формирование навыков взаимодействия со

взрослыми и со сверстниками. При сенсорных, двигательных нарушениях

в содержание программы включаются такие коррекционные разделы, как:

«Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушениями зрения),

«Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (для детей

с нарушениями слуха), «Развитие и коррекция общих движений, совер-

шенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев

рук» (для детей с недостатками двигательной сферы) и др.

Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ

Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в пер-

вую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и

воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе до-

школьного детства необходимо соблюдать специальные условия воспита-

ния и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жиз-

недеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном

учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцирован-

ный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие

в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педа-

гогической работы является создание адекватной возможностям ребенка

охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть

системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов

детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических

функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физ-

культурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая,

детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда (Е. А. Екжа-

нова, Е. А. Стребелева) и др.).

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предпо-

лагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная

расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения из-

менений в планирование образовательной деятельности и режим дня.

В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводи-

мого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматри-

вается широкое варьирование организационных форм коррекционно-об-

разовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный пери-

од. Адаптация — это часть приспособительских реакций ребенка, который

может испытывать трудности при вхождении в интеграционное про-

странство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается

от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс,

обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, со-

здать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обу-

чения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснаще-

ние его специальным оборудованием:

• для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, не-

обходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специаль-

ные столы, корректоры осанки (реклинаторы); предусматривается нали-

чие пандуса;

• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные

оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы

материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими

различные манипуляции.В основе гигиенических мероприятий по охране

зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;

• для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппа-

раты и других технические устройства.

Для организации и проведения коррекционных мероприятий необхо-

димо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе

материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры,

контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап-

парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы

обучения. При планировании работы важно использовать наиболее до-

ступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказа-

ли, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе

изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных

методов создает условия, способствующие эффективности процесса обу-

чения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных

методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.

Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха,

интеллектуальными нарушениями является замедленное формирование

понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобще-

ния за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих

раскрытию сущности понятий. Для более глубокого понимания значения

действий, явлений используются наглядно-практические методы; для

уточнения знаний о предметах широко используется письменная речь (таб-

лички), дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее

распространенным является словесный метод, который рекомендуется со-

четать с практическим методом при объяснении программного материала.

В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена

детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы воспитания

и обучения. При проектировании индивидуальной программы следует

опираться на ряд принципов:

• принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть инди-

видуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;

• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с

замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема про-

граммного материала по всем разделам программы и более рационально-

му использованию времени для изучения определенных тем;

• принцип линейности и концентричности. При линейном построении

программы темы следует располагать систематически, последовательно по

степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построе-

нии программы материал повторяется путем возвращения к пройденной

теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.

• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содер-

жания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изме-

нение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Для детей с ОВЗ в программу целесообразно вводить пропедевти-

ческие разделы, дающие возможность в элементарной форме восполнить

недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отде-

льных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития,

предусматривается включение инновационных технологий, оригиналь-

ных методик, предметов. Так, например, в работе с детьми, имеющими

глубокие задержки речи, интеллекта, слуха, используются невербальные

средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, кален-

дарная система (картинки — символы).

Если детям с ОВЗ из-за тяжести физических, психических наруше-

ний недоступно для усвоения большинство образовательных областей,

то разрабатываются индивидуальные программы, направленные на соци-

ализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоциональ-

ного поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых

действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду

здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному

процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации

для специалистов дошкольных учреждений, программ повышения роди-

тельской компетентности. Включение родителей в совместную деятель-

ность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение

родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основ-

ными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача

родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом,

чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа образовательной области «Физическая культура» составлена в соответствии с программой под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» Мозаика – Синтез, ...

Рабочая программа по физической культуре в ДОУ

Эта программа была создана на основе комплексно--тематического планирования в ДОУ. размещенного на сайте работников образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для дошкольников 3-4 лет

Рабочая программа по физической культуре второй младшей группы   МБДОУ «Детский сад №10  города Красноармейска Саратовской области»  (далее - Программа)  раз...

Рабочая программа по физической культуре.

Рабочая программа по физической культуре для детей дошкольного возраста. Образовательная область "Физическая культура"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре образовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуреобразовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)...

Рабочая программа по физической культуре по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа  по реализации основной общеобразовательнойпрограммыдошкольного образовательного учрежденияна 2018 – 2019  учебный годпо физической культуресоставлена на основе &laqu...