"Загадка как средство развития детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для воспитателей "Загадка как средство развития детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_kak_sredstvo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 34.02 КБ |
zagadka_kaksredstvo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 80.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадка как средство развития детей дошкольного возраста
Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Загадка - один из самых древних фольклорных жанров. Название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. А.И.Гурский пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира».
Загадка, несомненно, является эффективным средством коррекции и развития психических процессов детей. Кроме того, использование загадок в разных видах образовательной деятельности, «оживляет» ее, дает дополнительную мотивацию, вызывает интерес.
Главными функциями загадки являются:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, развлекательная, игровая функции.
Существует множество классификаций загадок.
Можно выделить тематические загадки:
«Природа и человек» (о растениях, животных, овощах, фруктах)
«Хозяйство и материальный быт» (о посуде, мебели, одежде)
«Общественный и семейный быт» (о профессиях, транспорте, школе, орудиях труда)
«Культура» (о сказках, музыкальных инструментах, героях художественных произведений)
«Загадки-шутки, загадки-задачи»
Также можно разделить загадки по способу построения. Я предлагаю вам самим попробовать определить вид загадки (раздать слушателям заранее заготовленные загадки разных видов)
- загадки описательного характера («Красное, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки» Яблоко).
- загадки-вопросы («Кто зимой холодной ходит злой, голодный» Волк)
- загадки-сравнения («Кругла как мяч, желта как репа» Луна)
-загадки-действия («Упадет-поскачет, ударят - не плачет» Мяч)
-загадки-противопоставления («Не лает, не кусает, а в дом не пускает» Замок. «Не дерево, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает» Книга)
-загадки-метафоры («Конь стальной, хвост льняной» Иголка с ниткой)
Мы широко используем загадки в образовательной деятельности с дошкольниками. При выборе загадок мы учитываем возрастные особенности детей, уровень развития, жизненный опыт дошкольников. И, конечно, загадки, должны быть доступны для понимания.
Используя загадки, нужно принимать во внимание трудность логической задачи, то есть, какую умственную операцию предстоит совершить ребенку. Ведь для того чтобы отгадать загадку, ребенку необходимо выполнить несколько мыслительных операций:
- произвести анализ, то есть выделить признаки неизвестного предмета;
- произвести синтез, то есть установить связи между этими признаками;
- абстрагироваться, то есть отбросить все лишние признаки;
- логически изложить доказательства, то есть рассуждать;
- наконец, обобщить все признаки и установленные связи, сделать вывод, то есть отгадать загадку.
Кроме того, загадки должны быть занимательны, правдивы, грамотны, интересны.
Обучение отгадыванию загадок. В младшей группе мы начинаем на примере знакомых загадок. Раскладываю перед детьми несколько знакомых предметов или картинок, описывая предмет, особенно выделяю те признаки предмета, которые есть в загадке, например: ножницы железные, острые, у них 2 конца, 2 кольца, они соединены между собой гвоздиком. Затем рассматриваем и другие картинки, а в конце загадываем загадку: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик». На втором этапе детям сообщаем тему загадки, например, «загадка об игрушке», «о явлении природы», «о человеке». Вначале детям даем образец рассуждения при отгадывании загадки. Например: «Длинная, сладкая, оранжевая, гладкая, зайчики едят и нам велят».- Что едят зайчики? Капустку, морковку, травку. - А что из того, что едят зайчики сладкое, гладкое, оранжевое. Когда освоен алгоритм рассуждения, можно загадывать загадки из разных тем. Но, в любом случае загадки должны быть о знакомых малышам предметах и явлениях. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку, как вы догадались.
Постепенно усложняя задачу, со старшими дошкольниками можно использовать загадки-метафоры, так как у детей уже начинает развиваться воображение. Старшие дети не просто отгадывают загадку, а уже сами могут рассуждать, объяснять, почему именно такая отгадка.
Обучение составлению загадок.
Придумывание загадок самими детьми сложная для детей деятельность, которая должна основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок. Обучение детей придумыванию загадок возможно в старшем дошкольном возрасте. На первых этапах обучения придумыванию загадок обязательно использование наглядного материала, предметов, картинок, схем. Первоначально дети придумывают загадки по аналогии с образцом данным воспитателем, в дальнейшем можно предложить детям простой алгоритм для составления загадок: назвать основные признаки предмета (цвет, форма, качества, части, назначение).
Используя принцип «от простого к сложному» сначала учим детей составлять описательные загадки. Например, изучив лексическую тему «Дикие животные», когда дети усвоили особенности внешнего вида животных, их повадки, среду обитания и пр., они могут составить описательные загадки о диких животных.
Далее учим составлять загадку противоречие. Я предлагаю вам попробовать придумать загадку самим.
Для этого используем таблицу:
Какой? | Что бывает таким же? | |
Цвет | ||
Форма (Материал) | ||
Действие (Назначение) |
Записываем найденные характеристики и выбираем всего три признака. В результате получаем: желтое, круглое, светит.
Читаем загадки, вставляя между словами связку «Но не». Получается: «Желтое, но не репа, круглое, но не мяч, светит, но не лампочка».
Поэтапность работы с загадками – это обучение детей отгадыванию загадок, затем обучение загадыванию загадок. Но важно поддержать интерес к загадкам у детей и этому способствует ведущая деятельность детей – игра. Я хочу вам представить несколько игр с загадками, которые мы используем в своей работе:
Игра «Лото-загадки»
Цель: закрепить знания детей по лексической теме, развивать умение отгадывать загадку с опорой на наглядность.
Ход игры: участникам раздаются игровые поля с картинками, у ведущего набор аналогичных картинок с загадками. Ведущий читает загадку. А игроки должны ее отгадать и найти изображение на игровом поле. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки своего игрового поля. У нас есть такое лото на разные темы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Подводный мир», «Космос», «Зима» и т.д.
Игра «Кубик загадок»
Цель: развивать воображение, память, умение обобщать, обогащать словарный запас детей и побуждать их использовать в речи полные предложения, продолжать обучать детей отгадывать загадки.
Ход игры: Оборудование: куб загадок, представляющий собой пластмассовый кубик, на гранях которого изображены картинки на любую тему; картотека загадок о тех предметах, которые изображены на картинках (по нескольку загадок об одном и том же предмете).
Правила игры:
Вариант 1: «Отгадай загадку» С помощью считалки выбирается главный игрок, который подбрасывает кубик вверх. После того как кубик упадет и ляжет на ребро, посмотреть какое изображение окажется сверху. Этим определяется тема загадки для главного игрока. Воспитатель (любой взрослый) зачитывает загадку, главный игрок должен ее отгадать. Если возникают трудности, то зачитывает вторую загадку о том же самом предмете (вариативность). Угадав загадку, игрок имеет право подкинуть куб еще раз. При успешном отгадывании, подкидывает куб до трех раз, далее игрок должен сам сделать выбор, кому быть главным игроком, следующим. Если же не удаётся отгадать загадку, то предлагается ее отгадать другим участникам (детям). Тот, кто отгадает и становится главным игроком, подкидывает куб, определяя тем самым тематику загадок.
Вариант 2: «Загадай загадку» С помощью считалки выбирается главный игрок, который подбрасывает кубик вверх. После того как кубик упадет и ляжет на ребро, посмотреть какое изображение окажется сверху. Этим определяется тема загадки для главного игрока. Воспитатель (любой взрослый) предлагает вспомнить загадку по заданной кубом теме и загадать ее другим участникам. Если не вспоминается загадка, то игроку нужно самому сочинить загадку, подбирая слова-описания предмета. Тот ребенок, который первым отгадает загадку, становится главным игроком. Например, куб лег на ребро и сверху изображены овощи, это означает, что главный игрок должен вспомнить и загадать любую загадку об овоще
Игра «Отгадай загадку – раскрась отгадку»
Цель: развивать память, слух, воображение, мелкую моторику рук;
Ход игры: В этой игре объединяются два любимых детских занятия. Использую несколько вариантов этой игры.
Первый – детям выдаю раскраски с сюжетной картинкой, загадываю загадки. Ребёнок ищет на рисунке отгадку и раскрашивает её.
Второй – на листе нарисовано несколько предметов на одну тему: овощи, фрукты, игрушки и т.п. Каждый ребёнок получает по такому листочку. Загадываю загадку, дети раскрашивают отгадку.
Третий - подбираю раскраски на одну тему: птицы, животные, сказочные животные и т.п. Отгадка на каждую загадку на отдельном листе. Количество раскрасок и загадок соответствует количеству детей. Каждый ребёнок отгадывает по одной загадке. Тот, кто отгадал свою загадку, получает раскраску с отгадкой.
Игра «Алфавит»
Цель: Закреплять знания букв алфавита, развивать слуховое восприятие.
Ход игры: Для этой игры берем карточки с буквами и книгу с загадками по алфавиту. Дети по очереди вытаскивают букву, а ведущий загадывает загадки с отгадками на эту букву.
Игра «Картинки-загадки»
Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о предмете, развивать мыслительные операции при отгадывании загадки.
Ход игры: Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
Эстафета «Загадка»
Цель: Учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу;
воспитывать здоровый дух соперничества;
упражнять в отгадывании загадок.
Ход игры: Дети делятся на две-три команды, выстраиваются для эстафеты. У противоположной стены на столы раскладываю карточки с предметами отгадками. Загадываю загадку. Дети должны добежать, взять карточку с отгадкой и вернуться к команде. Победителя определяю по количеству карточек с правильным ответом.
Конечно же, это ещё не все игры и развлечения с загадками, которые я использую в своей работе. Я предложила вашему вниманию только те, которые наиболее полюбились детям.
В заключении хочется сказать, что загадывание и отгадывание загадок - любимое занятие многих детей. Загадки знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Загадка всегда реагировала на все новое, что появлялось в окружающем человека мире. Поэтому она и сохраняется по сей день, как один из популярных жанров литературного творчества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки» Толковый словарь Даля
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Функции загадки
- загадки описательного характера - загадки-вопросы - з агадки - сравнения -загадки - действия -загадки-противопоставления Классификация загадок п о способу построения: - природа и человек (о растениях, животных, овощах, фруктах) - хозяйство и материальный быт (о посуде, мебели, одежде,) - общественный и семейный быт (о профессиях, транспорте, школе, орудиях труда) - культура ( о сказках, музыкальных инструментах, героях художественных произведений ) - загадки-шутки, загадки-задачи п о темам:
- доступность загадок для детей; - учет представлений детей о том или ином предмете или явлении; - ясность логической задачи и умственной операции, которую предстоит совершить ребенку; - понятность художественного образа и речевой формы загадки; - занимательность, правдивость, грамотность, художественная полноценность Требования к загадкам
Какой? Что бывает таким же? Цвет Форма (материал) Действие (Назначение)
Игры с загадками Игра «Лото-загадки» Игра «Кубик загадок» Игра «Отгадай загадку – раскрась отгадку» Игра «Алфавит» Игра «Картинки-загадки» Эстафета «Загадка»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития детей дошкольного возраста
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...
Аппликация в технике оригами-мозаика как средство развития детей дошкольного возраста
Оригамные мозаики — самый простой, красивый и увлекательный путь освоения искусства оригами. В основе мозаики всегда самые простые элементы, с изготовлением которых справится и начинающий. Для выполне...
Возможные примеры игр как средства развития детей дошкольного возраста.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в процессе которой развиваются сенсорные способности, активизируются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление....
«Роль загадки в умственном развитии детей дошкольного возраста»
Одним из средств умственного развитя детей дошкольного возраста может являться "загадка". С помощью "Загадки" процесс воспитания и обучения можно сделать увлекательным и инте...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...