Консультация «Физкультура и логопедия»
консультация по коррекционной педагогике
Данный материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физической культуре, родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_fizkultura_i_logopediya.docx | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ФИЗКУЛЬТУРА И ЛОГОПЕДИЯ»
Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это значительно повышает эффективность занятий как по развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной и мимической), так и по развитию речи.
Очень хорошие предпосылки для коррекции речевых нарушений дают такие методические приёмы, как озвучивание (или звукоподражание) и оречевление движений. Это когда, выполняя то или иное игровое движение, ребёнок издаёт определённые звуки, имитирующие изображаемый им образ: ГУДИТ, КАК ПАРОВОЗ; ШУМИТ, КАК ВЕТЕР; РЫЧИТ КАК ТИГР ИЛИ СОБАКА; ШИПИТ, КАК ГУСЬ; СВИСТИТ, КАК КИПЯЩИЙ ЧАЙНИК И Т. П.
Данный подход нашёл очень широкое и многолетнее применение в авторском педагогическом Центре Н. Н. Ефименко. Практически все занятия у него с детьми звучащие. Где же, как не на занятии по физической культуре, на фоне мышечной активности и положительного эмоционального фона, проявлять себя детям в плане звукоподражания! Оречевление отличается от более простого озвучивания (комбинаций отдельно произносимого звука или звукосочетания) тем, что в нём применяются уже слова, словосочетания и предложения различной конструкции.
Если летящий самолет, в высоком небе можно озвучить при помощи одного протяжного звука «У-У-У», то уборку медвежонком берлоги при помощи веника, уже применяется слово «ВЖИК-ВЖИК-ВЖИК». Или, например, когда отважные дети – «зайцы» крадутся по поляне и подбадривают себя приговорками типа: «НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК, СЕРЫЙ ВОЛК, СЕРЫЙ ВОЛК! » На таких занятиях дети учатся произносить звукоподражательные слова и фразы с различной интонацией.
Закрепляя изучаемый звук в различных вариантах (изолированное произношение звука) в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках и в текстах, разумно использовать сочетания звуков, слов, движения и мимики. Такой комплексный подход к «оживлению» воображаемого образа создаёт полноту восприятия и эффективно влияет на коррекцию речевого развития детей.
Например, во время изучения и закрепления звука [С] в игровых, в сказочных сюжетах можно использовать такие образы: «Качаем носом колесо», слушаем, как «Шипит сердитый гусь», как «Сдувается воздушный шарик», «Дуем вместе с холодным ветром», «Поём песенку водички» и др.
Во время автоматизации звука [С’] обыгрываются такие образы: «Маленький насосик», «спили сосенку» (пила пилит и мягко свистит: с’-с’-с’)
Для автоматизации звуков [ З] и [З’] составляем сказку «Про комара, Пчелу, Пилу и Комарика» … Большой комар летит и звонко звенит своим твёрдым голосом: З-з-з-, маленький комарик летит и мягким голосом звенит: з’-з’-з’)
Во время закрепления звука [Ш] на занятиях присутствуют: «Змея», «Песенка ветра», «Морской прибой», «Шум деревьев», «Песенка ручейка», «Воздушный шарик», «Спящая кукла», «Останавливающийся поезд» и д. р.
Во время закрепления звука [Ж], дети вместе с пчёлками собирают мёд, жужжат, как майский жук, отправляются в путешествие на самолёте.
А «Кузнечик - музыкант», «Крымские цикады» и «Весёлый паровозик» умеют петь звук [Ч].
Для постановки очень сложного звука [Р] обычно требуется много времени, терпения, и здесь совсем не обойтись без двигательно-игровых образов: отрабатываем вибрацию звука [Р] в звукосочетаниях тр-р-р… и др-р-р… : «полёт майского жука:, тр-р-р, «Над речкой жужжит стрекоза»: тр-р-р; «Мотоцикл»: др-р-р; «Котик-Мурлыка»: др-р-р; «Вертолёт»: тр-р-р, др-р-р; «Трактор»: тр-р-р, др-р-р; «Машина»: тр-р-р, др-р-р; «Заведи мотоцикл»: тр-р-р; «Тигр»: р-р-р; «Сердитый Барс»: р-р-р; «Рёв мотора»: р-р-р; «Рычание волка»: р-р-р; «Заведи мотор большого самолёта»: р-р-р… и др.
Тот же самый подход можно использовать и дома, играя со своим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»
консультация для родителей "Физкультура и логопедия"...
«Физкультура и логопедия»
Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это значительно повышает эффективность занятий как по развитию моторики (общей...
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия» Инструктор по физ. культуре – Иванова Л.В...
Консультация для родителей "Физкультура и логопедия"
Взаимодействие со специалистами ДОУ...
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия» Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это...
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»
Ряд учѐных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это значительно повышает эффективность занятий как по развитию моторики (общей, мелкой, арт...
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»...