Рекомендации для родителей имеющих детей с речевыми проблемами.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Оксана Николаевна Панюшкина

В материале представлены рекомендации родителям:

- на что стоит обратить внимание при несформированности речи у детей

- влияние речи на другие высшие психические фкнкции

- параметры речевой готовности к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей детей имеющих проблемы в речевом развитии.

Составитель: учитель-логопед Панюшкина О.Н.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

К моменту поступления ребенка в школу он должен овладеть:

  • правильным звуковым оформлением слов, четкое и ясное их произношение
  • иметь определенный словарный запас
  • иметь грамматически правильно оформленную речь
  • строить различные по конструкции предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы
  • свободно пользоваться монологической речью; овладеть способностью рассказать пережитые события, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

Все это позволяет ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом. Однако, если дошкольник имел какие-либо отклонения в развитии, даже временного характера, в том числе задержку речевого развития, это может отразиться на его дальнейшем обучение в школе.

Говоря о нарушениях речи у детей, как правило, приходится говорить и о нарушениях других, более сложных функций: возрастном недоразвитии речи, или ее несформированности функционального или физиологического происхождения.

Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития.

При обследовании у таких детей отмечаются следующие виды недостаточности:

  • эмоциональной,
  • моторной,
  • сенсорной,
  • голосовой,
  • психической

функций.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Что касается самой речи, то страдают не только звуки, но и механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат. На первый взгляд у таких детей имеется лишь фонетическое (звуковое) неблагополучие. На самом же деле у них отмечается неблагополучие общего развития.

Общее недоразвитие речи ребенка представляет собой несформированность всех сторон речи:

  • звуковой;
  • лексической (словарный запас);
  • грамматической (умение пользоваться грамматическими категориями);
  • связной речи (монологической и диалогической).

На этом неприятности не кончаются, потому что общее недоразвитие речи сопровождается рядом неречевых нарушений – нарушений психологической базы. К ним относятся недостаточно развитые

  • все виды восприятия,
  • все виды памяти,
  • мышления,
  • движения пальцев,
  • ориентировка в пространстве.

У каждого ребенка они проявляются в разной степени.

Недостаточность слухового восприятия ведет к неправильному восприятию услышанного, а затем и к неправильному воспроизведению. Ребенок может пропускать буквы на письме, заменять их по непонятной причине.

Недостаточность зрительного восприятия ведет к неправильному распознаванию различной информации, в том числе и графических знаков – букв и их элементов через зрительный анализатор.

Уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать пространственно-временные представления. Тогда ребенок не будет путать пространственное расположение элементов букв.

Недостатки внимания могут проявиться в виде рассеянности, ошибок при списывании, ребенок вряд ли сможет вам рассказать, о чем шла речь на уроке.

Трудности возникают при пересказе, если у ребенка недостаточно развиты память и мышление.

Внимание, память, мышление можно и нужно развивать как можно раньше, придавая обучению игровой характер.

 

Вывод: имея представление о закономерностях возрастной детской психологии и формировании речевой стороны речи у детей дошкольного возраста, родители своевременно должны обратить внимание на задержку развития речи, особенно если таковая имеется у ребенка в возрасте 4-х – 5-ти лет.

Итак, наличие нарушений речи у дошкольника обусловлено несколькими причинами:

  1. наличие механических нарушений артикуляционного аппарата, (подъязычные короткие уздечки, неправильное строение челюсти, нарушения мягкого неба и т.д.)
  2. нарушения речевых центров и проводящих к ним путей в коре головного мозга,

а также состояние окружающей микросреды ребенка. (Взрослые, общаясь с малышом, должны следить за своей речью: а именно – за четкими словесными инструкциями, правильным произношением, особенно тех звуков, которые не может произнести ребенок, внятностью и четкостью слов и фраз.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...

Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста с нарушением слуха

Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста  с нарушением слуха, дают возможность добиваться положительных результатов в развитие ребёнка....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушением слуха

Рекомендации  для родителей. Что делать родителям, если их ребенок родился с нарушением слуха....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи...

Рекомендации родителям, имеющих детей с речевой патологией.

Рекомендации родителям, имеющих детей с речевой патологией.Как правило, на первый план для родителей выходят речевые трудности. Часто от родителей можно слышать: «мой ребенок не говорит&raq...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с задержкой речевого развития.

Освещение общих подходов и ориентиров для родителей, дети которых имеют ЗРР....

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями...