ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДОШКОЛЬНИКА С ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Горлова Юлия Евгеньевна

ИОМ разработан на один учебный год. в маршруте прослеживается динамика и планируемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ    на  2019 / 2020 у.г

1. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:

  -----------------                                                                          возраст:  5 лет.

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. воспитателя:

Ведущий педагог:

Учитель-дефектолог :

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед:

Учитель-дефектолог:

Учитель-логопед :

Учитель-дефектолог :

Заключение и рекомендации ТПМПК

№_______   дата  __________

Обучение, по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ЗПР. Логопедическая коррекция по преодолению ОНР з уровня.

Занятия с учителем-дефектологом направленные на расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие тонкой моторики, графических умений, представлений о сенсорных эталонах.

Развитие познавательной деятельности. Формирование моторных навыков, зрительно-моторной координации, формирование произвольной регуляции, развитие пространственно-временных представлений.

Основная программа обучения/ группа

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ. Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Модель/форма образования

- совместное обучение (инклюзия);

- гр. компенсирующей направленности

- прочее.

Группа компенсирующей направленности

Цель ИОМ:

Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП ДО,  развития и социальной адаптации.

Срок реализации ИОМ:

1 год

2. Заключение ППк МАДОУ «Детский сад №6»                                                                                                                                      СЕНТЯБРЬ 2019

2.1 Оценка особенностей развития ребенка с ОВЗ с целью определения индивидуальных планируемых результатов

Заключение по результатам комплексной диагностики педагога (воспитателя), педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

 При необходимости диагностика проводится после адаптационного периода (2–3 недели после начала посещения группы)

Особенности  познавательной сферы

Интерес к играм достаточно стойкий, к учебным заданиям – ситуативный, зависит от многих внешних факторов. При восприятии предмета ориентируется на внешние, чувственно воспринимаемые признаки. Умеет пользоваться стимулирующей и наводящей помощью. Лиза способна  классифицировать знакомые предметы при организующей помощи педагога. Допускает ошибки при поиске обобщающего признака. Счетные операции в пределах пяти, количественный счет без называния итогового числа. Испытывает затруднения при сравнивании двух совокупностей. Цифры путает. Восприятие сенсорных эталонов требует дальнейшего развития. Затруднена ориентировка во времени и пространстве.

Затруднено целостное восприятие наблюдаемого объекта, восприятие фрагментарное, не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотнесение.

Особенности речевого развития

(Логопедическое заключение либо результаты наблюдения педагога  за ребенком)

Речь выступает средством общения. Лиза общается простыми фразами. Нарушены все три стороны речи. В речи наблюдаются частые аграмматизмы (ошибки при согласовании, неправильно употребляет сложные предлоги и союзные конструкции). Трудности употребления словоизменений. Активный лексический запас беден. Фонематический слух не сформирован, затрудняется в выделении первого гласного звука, задание не понимает.

Нарушено произношение следующих звуков:

- (ж) – замена

- (р-рь) – отсутствие

- (с) – автоматизация

- (л-ль) – автоматизация

- (ч) – автоматизация

- (ш) - автоматизация

Темп деятельности,

утомляемость

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

Самостоятельно планировать свои действия не может. Забывает о конечном результате, отвлекается на посторонние раздражители, переключается на отвлеченные темы. Нет заинтересованности в результате своей деятельности. Темп работы неравномерный, зависит от настроения. Наблюдается тенденция к утомлению при учебной нагрузке. Наблюдается недостаточность целенаправленности деятельности.

Особенности моторного развития и графических навыков

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

 

Мелкая моторика развита слабо. Графическое задание выполняет с допущением ошибок. Самоконтроль не осуществляет. Штриховка затруднительна, не видит границ предмета.

Особенности социально-эмоционального развития

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

Наблюдается недостаток в  развитии способности к произвольному регулированию поведения. Наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы.

                 

3. Трудности освоения  образовательной программы (по образовательным областям)

Социально коммуникативное развитие

- редко проявляет инициативу в мероприятиях группы, неустойчивый интерес к образовательному процессу, легко отвлекается

-общается с взрослыми по его инициативе, собственная речевая активность снижена, владеет элементарными правилами речевого этикета. При напоминании переносит их в ситуации общения со сверстниками. При напоминании взрослого использует основные речевые формы вежливого общения («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извините»). В игре со сверстником использует, в основном, ситуативно-деловые высказывания

- имеет некоторые навыки художественно-игровой деятельности: экспериментирует  с  предметами  и  игрушками,  конструирует  (из бумаги,  природного  материала  и  др.)  атрибуты  под  руководством взрослого.

- в основном доброжелательно относится к товарищам, откликается на эмоции близких людей и друзей. Может пожалеть сверстника, обнять его, помочь, умеет делиться. Не всегда управляет своими чувствами (проявлениями огорчения).  Выражает  свои  эмоции  (радость,  восторг,  удивление,  удовольствие, огорчение, обиду, грусть и др.) с помощью речи, жестов, мимики. Имеет представления о том, что хорошо и можно, а что нельзя и плохо, но  не  всегда  действует  в  соответствии  с  ними.  Может  оценивать хорошие и плохие поступки, их анализирует с помощью взрослого. Не всегда  самостоятельно  выполняет  правила  поведения  в  детском  саду, но при  напоминании взрослого соблюдает правила элементарной вежливости и проявляет отрицательное отношение к грубости, зависти, подлости и жадности. Умеет  обращаться  с  просьбой  и  благодарить,  примиряться  и извиняться. Редко бывает  инициативна в общении на познавательные темы (задает вопросы, рассуждает). Не всегда умеет договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками

- имеет  представления  о  себе  (имя,  пол,  возраст  путает),  может кратко рассказать о себе, отвечая на вопросы. Знает членов семьи. Знает  некоторые  свои  обязанности,  но  затрудняется  в  их определении  и  делает  это  при  помощи  взрослого.  При  напоминании взрослого называет  город, улицу, на которой живет с родителями. Свою страну называет лишь с помощью взрослого.

Познавательное развитие

- может выполнять задания на обобщение и противопоставление, группировку, но только на основании 1 сенсорного признака. При этом затруднения в организации сенсорного восприятия связаны с недостаточным уровнем организации отдельных учебных действий (неумение слушать инструкцию взрослого, ориентироваться на правило и т.д.).

- познавательные интересы мало выражены (познавательно-исследовательская деятельность осуществляется при мотивировании и организации со стороны взрослого). Имеются затруднения в осознании проблемной ситуации, ее анализе и поиске вариантов решения. Результаты познания Лиза отражает в своей продуктивной деятельности фрагментарно и только с помощью.

- владение количественным счетом ниже возрастных нормативов ( в пределах 5), в порядковом счете ошибается. Математические действия совершает в наглядном плане, требуется организация и контроль со стороны взрослого. Есть затруднения в переносе способов решения в новую ситуацию. Перестает действовать при необходимости дать мотивированный ответ и объяснить логику своих действий. Затрудняется в понимании пространственных обозначений,  знает некоторые предлоги. Но сама словесно обозначить пространственные отношения не может. Затрудняется в точном употреблении предлогов. Ориентируется в частях суток, не ориентируется в последовательности дней недели.

- сформированы первичные представления о малой родине (родном городе ) и родной стране: знает название, некоторых общественных праздников и событий. Знает несколько стихов, песен о родной стране. Проявляет интерес к городским объектам, транспорту. Круг представлений о растениях и животных сужен, самостоятельно называет (3-4 примера), хотя на картинках может показать больше. Недостаточно наблюдательна, явления природы выделяет при помощи взрослого. Сравнивает хорошо знакомые объекты природы и материалов, выделяет признаки отличия с помощью, некоторые признаки сходства выделяет с помощью. Знает о сезонных изменениях в неживой природе, но недостаточно представлений о жизни растений и животных, деятельности людей. Знает и называет некоторых домашних и диких животных. Способна к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла и др.), знает некоторые обобщающие понятия: овощи, фрукты, мебель, одежда, обувь, деревья, цветы, транспорт, иногда обобщает по функциональным признакам. Кругозор требует расширения и систематизации. При подсказке и поддержке со стороны взрослого Лиза способна восполнять пробелы в общей картине мира, может устанавливать причинно-следственные связи, отражать их в продуктах детского труда и изобразительной деятельности.

Речевое развитие

- использует в речи слова обиходно-бытовой тематики, затрудняется объяснить их значение. В речи редко употребляет слова, обозначающие признаки и качества предметов, оценки состояний. С помощью взрослого использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции человека и дающие моральную оценку.

- в речи использует стандартные грамматические конструкции. Восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания при помощи взрослого не может – восстанавливает структуру фразы с ошибками. Допускает ошибки при построении сложных (сложносочиненных и сложносочиненных) предложений. Использует в речи существительные в родительном падеже с ошибочным окончанием. В речи сохраняются аграмматизмы.

- диалогическая речь находится в состоянии формирования. Умеет рассказать о своих действиях в процессе деятельности. Лиза может, благодаря вопросам взрослого, рассказать о своей деятельности. Монологическая речь страдает. Есть трудности при пересказе: несоблюдение логики, структурная неоформленность предложений. При составлении рассказов по картинкам с трудом создает замысел, высказывания строит по вопросам взрослого.  

Художественно-эстетическое развитие

- проявляет стабильный интерес к музыке и испытывает потребность в общении с ней, выделяя особенно любимые виды музыкальной деятельности. Проявляет способность эмоционального сопереживания миру музыкальных образов, чувств и настроений, но иногда затрудняется в осознании их связи со средствами музыкальной выразительности. Дает (себе и другим) неточные характеристики исполнения музыки, частично используя знания о ней. Желание солировать испытывает редко, но чутко реагирует на атмосферу радости от процесса коллективного общения с музыкой

Физическое развитие

-отмечается  замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Лиза  затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия. Моторика не координирована.

4. Создание специальных условий

4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы  

(перспективные задачи)

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

-расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности. расширять объем словаря существительных и глаголов, расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Упражнять в образовании и использовании в речи относительных и притяжательных прилагательных.

- формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох, развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность.

- закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности, активизировать движение речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

- совершенствовать умение различать на слух гласные звуки, закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

- сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов различной звукослоговой структуры.

Индивидуальная работа

Групповая работа

2 раза в неделю по 10-15 минут

2 раза в неделю по 20-25 минут

Учитель-дефектолог

- совершенствовать умение обследовать предметы различными способами. Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.

- развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.

- развивать зрительное внимание и память  в работе с разрезными картинками (4-8 частей, все виды разрезов) по всем изучаемым лексическим темам

-упражнять в способности к переключению внимания

- развивать концентрацию, произвольность и объем внимания

- развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или несколькими признаками (цвет, форма, размер, материал).

- тренировать в использовании знаково-символического моделирования

- формировать умение планировать разные виды познавательной деятельности

- упражнять в выполнении заданий по набору несложных, но не очень интересных действий, с доведением работы до завершения.

- формировать представления о временных отрезках (времена года, дни недели, части суток), умения ориентироваться в них

- развивать зрительно-моторную координацию

Индивидуальная работа

1 раз в неделю по 15 минут

5. ОСВОЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Образовательные области

Индивидуальные планируемые результаты, вызывающие наибольшие трудности

Результативность

Середина года

Конец года

Социально-коммуникативное развитие

Научится:

-владеть установкой положительного отношения к миру;

-обладать развитым воображением;

-способна к волевым усилиям;

-обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

- следовать нормам и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

-соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Познавательное развитие

Научится:

-  ориентироваться в содержании программных эталонов по количеству, величине, форме, ориентируется в пространстве и времени;

-владеет способами познавательно–исследовательской деятельности;

-активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

- владеть культурными способами действия;

- положительной установки в отношении к миру.

Речевое развитие

Научится:

-  участвовать в беседе;

- аргументировать и доброжелательно оценивать ответ;

- составлять  по образцу рассказы по сюжетной картинке;

-определять место звука в слове;

- владеть устной речью;

-  использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- владеть  речевым высказыванием;

- присутствуют предпосылки грамотности;

Художественно-эстетическое развитие

Научиться:

- проявлять любознательность к музыке,

- владеть культурными способами деятельности;

-проявлять интерес к двигательной активности, ритмическому творчеству;

- обладать начальными сведениями об оркестре и его инструментах;

-в рисовании-   научится владеть культурными способами выполнения деятельности;

-в лепке - обладать развитым воображением;

-в аппликации -  развита крупная и мелкая моторика, изобразительные умения;

- познакомится  с различными видами изобразительной деятельности, проявляет интерес и творческую инициативу

Физическое развитие

Научится:

-владеть основными движениями;

-проявлять инициативу и самостоятельность в спортивных видах деятельности;

-пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий;

- способна к волевым усилиям;

*Результативность - оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 - планируемые результаты не достигнуты;

1 - достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2 - достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.

6. Коррекционно-развивающая  помощь:

Педагоги, осуществляющие коррекционно-развивающую работу

Индивидуальные планируемые результаты

Результативность

Исполнители

Формы работы

Середина года

Конец года

учитель-дефектолог

Научиться:

- обследовать предметы различными способами.

- группировать и классифицировать предметы по одному или несколькими признаками (цвет, форма, размер, материал).

-  использовать  знаково-символическое моделирование

-  планировать разные виды познавательной деятельности

- сравнивать две группы предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара.

- получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества.

-сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Уравнивать группы предметов, сопровождая действия словами: прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше.

- составлять группы предметов по цвету, величине, форме;

- сравнивать предметы, используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине;

- составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.

- увеличится объем  слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков.

-  сформируется зрительное внимание и память  при работе с разрезными картинками (4-8 частей, все виды разрезов) по всем изучаемым лексическим темам

- способна  к переключению внимания

- увеличится  концентрация, произвольность и объем внимания

.

Учитель-дефектолог

Индивидуальная/

групповая коррекционная работа.

учитель-логопед

Научится:

- владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

-выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.

-образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

-согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.

- составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

-различать  гласные и согласные звуки, и  их отличительные признаки.  

-различать на слух гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданные гласные и согласные звуки.

Учитель-логопед

Индивидуальная/

групповая коррекционная работа.

7.Работа с родителями

Направленность

Планируемые результаты на период

Исполнитель

Формы работы

Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка.

Повысить осведомлённость родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка.

Учитель-дефектолог

Индивидуальные консультации родителей (регулярно).

Индивидуальное консультирование по темам:

«Реализация ИОМ  в домашних условиях».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации ИОМ, единства требований к воспитаннику  в семье и в образовательной организации.

Тесное взаимодействие с родителями в процессе разработки ИОМ, обучения ребёнка, создания коррекционно-развивающей среды.

Учитель-дефектолог Педагоги группы

Участие родителей в разработке ИОМ;

Консультирование родителей по вопросам обучения ребёнка в домашних условиях, выбор единых подходов и приёмов работы.

Организация регулярного обмена инф-ей о ребёнке, о ходе реализации ИОМ и результатах её освоения

Регулярный обмен информацией о ребёнке, о ходе реализации ИОМ и результатах её освоения

Учитель-дефектолог

Педагоги группы

Информирование электронными средствами, личные встречи, беседы.

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Участие родителей в мастер-классах, экскурсиях, спартакиадах, в открытых просмотрах.  

Педагоги группы

Привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий группы.

Дата составления ИОМ: __________________________________________

Председатель ППк:_________________________________________________

Воспитатели группы:_____________________________________________________

Специалисты психолого-педагогического сопровождения:

Учитель-логопед: _________________________________________________________

Учитель-дефектолог:_______________________________________________________

          С индивидуальным образовательным маршрутом помощи моему ребенку ознакомлен и согласен принимать необходимое участие в ее реализации

                 (ФИО родителя / законного представителя) ___________________________________________________                             «___» _______20___г.

АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (на конец учебного года):

Анализ эффективности планируемых результатов освоения образовательных  областей:

Анализ оценки достижения планируемых результатов по области «Познание» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области  «Речевое развитие»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области  «Социально коммуникативное развитие» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области «Физическое развитие»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ эффективности планируемых результатов коррекционно-развивающей области:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ППк МАДОУ «Детский сад №6»:

На момент окончания действия  ИОМ у ребенка наблюдается   _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

В статье рассматривается определение индивидуального образовательного маршрута, этапы построения и структурные компаненты....

Примеры индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

В работе представлены примеры составленных индивидуальных маршрутов дошкольников испытывающих разные виды трудностей в развитии....

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Один из вариантов инд. обр. маршрута дошкольника....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

План работы районной проблемной группы педагогов ДОУ...

Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами

Вариант лана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....