ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья по коррекционной педагогике
Обобщение опыта работы по теме "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2018.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ,
в условиях дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 р.п. Сосновка.
- Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
К особым образовательным потребностям, характерным для детей с ОВЗ (ФФНР и ОНР) относятся:
• Обследование детей (средний и старший дошкольный возраст), нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
• Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
• Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
• Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей ин-формационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
• Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Результаты коррекционной деятельности направлены на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе:
• Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
• Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
• Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
• Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
• Развитие навыков связной речи дошкольников.
• Развитие успешности в общении.
Введение новых образовательных стандартов предусматривает обеспечение равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу.
- С целью выявления детей с речевой патологией на протяжении всего учебного года проводилось первичное логопедическое обследование вновь прибывших детей 3-6 лет.
Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на учет, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду и при необходимости родителям даем рекомендация для прохождения ЦПМП комиссии.
В связи с этим в нашем МДОУ ежегодно дети 5-6 проходят обследование Тамбовской областной психолого-медико- педагогической, по результатом которой получают заключение –статус ОВЗ.
По заключениям ЦПМПК от 23.05.2017 на логопункт ДУ на 01.09.2017г. зачислено 23 ребёнка, нуждающихся в логопедических занятиях и 01.10.2017г. поступил ещё 1ребенок.
- По результатам углубленного логопедического обследования всех компонентов речи детей, зачисленных на логопедические занятия, на каждого ребенка, заполняется речевая карта, в которую были внесены сведения по общепринятой логопедической практикой схеме:
состояние артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
состояние звукопроизношения;
состояние слухового внимания, фонематических процессов;
состояние лексического запаса и грамматического строя речи на уровне слогового состава, словосочетания и фраз;
состояние связной речи;
состояние просодической стороны речи (темпа, ритма, выразительности, голоса).
- Содержание коррекционно-логопедический работы осуществляется «Рабочей программой по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта».
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с ОНР 2 и 3 уровня речевого развития, зачисленных в логопедическую группу .
Логопедическая работа планируется с учетом полученной информации о развитии ребенка, определяется уровень его интеллектуального, речевого развития, особенностями поведения, характера, интересов и увлечений. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
По результатам логопедического обследования, в соответствии с выявленными нарушениями речи и учетом психолого-педагогических особенностей ребенка, разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты, составляю индивидуально-подгрупповые планы коррекционно-развивающей работы на учебный год, составляю график работы и циклограмму деятельности.
В декабрь-январе был проведен логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи каждого ребенка, посещающего логопедические занятия.
Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционной логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.
Все специалисты занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Чтобы познакомить родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями педпроцесса, приглашаю их на занятия. Показываю уровень успеваемости и речевого развития ребенка, отвечаю на возникшие вопросы, разъясняю работу на определенном этапе. В течение года провела консультации для родителей по вопросам развития фонематического слуха, о работе над звуковым анализом, о работе по накоплению словаря, о культуре речи, знакомлю с этапами работы над постановкой звуков и их дифференциацией. Оформила папки-передвижки: «Малышам о звуках», «Как организовать логопедические занятия дома», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Поговорим о заикании», «Игры с песком», «Дышим он, и я, и ты», «Компьютер спешит на помощь», «Игры по дороге домой», «Игры на кухне», и буклеты по мелкой моторике, по слоговой структуре, по профилактике дисграфии.
В логопедическом кабинете созданы условия, для развития всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.
Следовательно, составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения - это необходимое звено в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс.
Анализируя данные речевого развития детей по результатам на конец года отмечается положительная динамика у 100% детей:
у 42% ( 7 детей) — полная коррекция устной речи (эти дети выпускаются с логопункта);
у 58% (10 детей) — частичная коррекция речи со значительным улучшением устной речи ;
1 | Ф.и.ребенка | Состояние словаря | Грамматический строй | Состояние фонематического анализа и ситеза | Слоговая структура | Состояние связной речи | Уровень речевого развития на конец года |
2 | Высокий уровень | 14-70% | 13-65% | 13-65% | 13-65% | 16-80% | 68% |
3 | Средний уровень | 5-25% | 6-30% | 6-30% | 6-30% | 3-15% | 27% |
4 | Низкий уровень | 1-5% | 1-5% | 1-5% | 1-5% | 1-5% | 5% |
Учитель-логопед МБДОУ детского сада №2 Симбирцева О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. ...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Особенности поведения детей в период адаптации. Формы работы по организации процесса адапта...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...
статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...