ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья по коррекционной педагогике

Симбирцева Ольга Васильевна

Обобщение опыта работы по теме "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2018.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение детей  с  ОВЗ,

в условиях дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 р.п. Сосновка.

  1. Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.         Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

К особым образовательным потребностям, характерным для детей с ОВЗ (ФФНР и ОНР) относятся:

•        Обследование детей (средний и старший дошкольный возраст), нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

•        Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

•        Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

•        Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

•        Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей ин-формационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

•        Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

 Результаты коррекционной деятельности направлены   на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе:

•        Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

•        Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

•        Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

•        Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

•        Развитие навыков связной речи дошкольников.

•        Развитие успешности в общении.

Введение новых образовательных стандартов предусматривает обеспечение равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу.

  1. С целью выявления детей с речевой патологией на протяжении всего учебного года проводилось первичное логопедическое обследование вновь прибывших детей 3-6 лет.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на учет, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду и при необходимости родителям даем рекомендация для прохождения ЦПМП комиссии.

В связи с этим в нашем  МДОУ ежегодно дети 5-6 проходят обследование Тамбовской областной психолого-медико- педагогической, по результатом которой получают заключение –статус ОВЗ.

  По  заключениям  ЦПМПК  от 23.05.2017 на логопункт  ДУ  на 01.09.2017г.  зачислено 23 ребёнка,  нуждающихся в логопедических занятиях и 01.10.2017г. поступил ещё 1ребенок.

  1. По результатам углубленного логопедического обследования всех компонентов речи детей, зачисленных на логопедические занятия, на каждого ребенка, заполняется речевая карта, в которую были внесены сведения по общепринятой логопедической практикой схеме:

состояние артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;

состояние звукопроизношения;

состояние слухового внимания, фонематических процессов;

состояние лексического запаса и грамматического строя речи на уровне слогового состава, словосочетания и фраз;

состояние связной речи;

состояние просодической стороны речи (темпа, ритма, выразительности, голоса).

  1. Содержание коррекционно-логопедический работы осуществляется «Рабочей программой по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта».

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с ОНР 2 и 3 уровня речевого развития, зачисленных в логопедическую группу .

Логопедическая работа планируется с учетом полученной информации о развитии ребенка, определяется уровень его интеллектуального, речевого развития, особенностями поведения, характера, интересов и увлечений. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

 По результатам логопедического обследования, в соответствии с выявленными нарушениями речи и учетом психолого-педагогических особенностей ребенка, разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты,  составляю индивидуально-подгрупповые планы коррекционно-развивающей работы на учебный год, составляю график работы и циклограмму деятельности.

В  декабрь-январе  был проведен логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи каждого ребенка, посещающего логопедические занятия.

Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционной логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:

Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

Все специалисты занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Чтобы познакомить родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями педпроцесса, приглашаю их на занятия. Показываю уровень успеваемости и речевого развития ребенка, отвечаю на возникшие вопросы, разъясняю работу на определенном этапе. В течение года провела консультации для родителей по вопросам развития фонематического слуха, о работе над звуковым анализом, о работе по накоплению словаря, о культуре речи, знакомлю с этапами работы над постановкой звуков и их дифференциацией. Оформила папки-передвижки: «Малышам о звуках», «Как организовать логопедические занятия дома», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Поговорим о заикании», «Игры с песком», «Дышим он, и я, и ты», «Компьютер спешит на помощь», «Игры по дороге домой», «Игры на кухне», и буклеты по мелкой моторике, по слоговой структуре, по профилактике дисграфии.

В логопедическом кабинете созданы  условия, для развития всех  сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.

Следовательно, составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения - это необходимое звено в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в  общеобразовательный процесс.

Анализируя данные речевого развития детей по результатам  на конец года отмечается положительная динамика у 100% детей:

у 42% ( 7 детей) — полная коррекция устной речи (эти дети выпускаются с логопункта);

у 58% (10 детей) — частичная коррекция речи со значительным улучшением  устной речи ;

1

Ф.и.ребенка

Состояние словаря

Грамматический

строй

Состояние фонематического анализа и ситеза

Слоговая структура

Состояние связной речи

Уровень речевого развития на конец года

2

Высокий уровень

14-70%

13-65%

13-65%

13-65%

16-80%

68%

3

Средний уровень

5-25%

6-30%

6-30%

6-30%

3-15%

27%

4

Низкий

уровень

1-5%

1-5%

1-5%

1-5%

1-5%

5%

Учитель-логопед МБДОУ детского сада №2 Симбирцева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все по­зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо­гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за­нимательным. ...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Особенности поведения детей в период адаптации.   Формы работы по организации процесса адапта...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...

статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...