Кто такие дефектологи?
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Кто такие учителя-дефектологи?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к справочникам.
Дефектология (лат.defektus -недостаток) - это наука, находящаяся на стыке медицины и педагогики и изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания (Л.С. Выготский «Основы дефектологии»).
Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.
Учителя-дефектологи (они же специальные педагоги) занимаются развитием, воспитанием и обучением деток с практически любыми проблемами развития - как в физической сфере, так и психологической. Различные направления работы дефектологов нацелены на детей с врожденными и приобретенными нарушениями слуха и зрения, патологией речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями и так далее.
Основной задачей дефектологов является не столько развитие речи, сколько психологическая и социальная помощь ребенку с особенностями развития, а также развитие его интеллектуальных способностей.
Так, например, учитель-дефектолог, работающий с детками, имеющими сниженный слух, стремится, в первую очередь, помочь ребенку максимально приспособиться к жизни в обществе. При работе с детьми с недостаточно сформированным интеллектуальным развитием дефектологу необходимо, в первую очередь, привить ребенку элементарные навыки самообслуживания.
Существует несколько дефектологических специальностей:
- Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха;
- Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития;
- Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения;
- Логопед – специалист, работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.
На консультации дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.
Когда следует обратиться к дефектологу?
Помощь дефектолога необходима не только деткам с нарушенным слухом и зрением либо малышам с различными нарушениями интеллекта, даже обычному ребенку может понадобиться квалифицированная консультация.
Обязательно следует показать дефектологу ребенка с перенесенной родовой травмой центральной нервной системы (ПЭП в анамнезе). Причем сделать это нужно не тогда, когда малыш уже пытается говорить, а уже впервые полгода жизни. Специалист может посоветовать специальные развивающие упражнения, подсказать, на что следует обратить внимание конкретно у этого ребенка.
Опытный дефектолог может также подсказать родителям, как развить интеллектуальные способности ребенка и расширить его словарный запас, улучшить произношение и владение собственной речью. Под правильным руководством дефектолога дети учатся лучше выражать свои мысли, развивают способность к восприятию новой информации, лучше обучаются.
Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком:
- формирование математических представлений (количественных, пространственных, временных).
- обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.
- обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии. Специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук, ритмическую способность.
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.
Тест: Дано ли Вам быть дефектологом?
- Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние на окружающих оказывают ваши поступки?
а) очень редко;
б) довольно часто;
в) очень часто.
- В детстве вы больше хотели иметь дома:
а) лошадь;
б) рыбку;
в) собаку.
3. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных, вы:
а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;
б) остаетесь самим собой и спокойно наблюдаете за происходящим;
в) пытаетесь внести свои правила общения и повлиять на окружающих.
- Как вы ведете себя в сложной ситуации?
а) внутренне кипите;
б) сохраняете полное спокойствие;
в) выходите из себя.
5. Когда вы смотрите фильм ужасов, вы:
а) боитесь;
б) скучаете;
в) получаете искреннее удовольствие.
6. Представьте, что реинкарнация действительно возможна. Кем бы вы хотели родиться в следующей жизни?
а) тигром;
в) медведем.
7. В автомобильной пробке вас больше всего раздражает:
а) что транспорт едет так медленно и все ваши планы рушатся;
б) все машины подъехали ко мне так близко!
в) за что я плачу дорожные налоги?!
Начислите себе 3 балла за ответы 1в, 2б, 3в, 4а, 5а, 6б, 7а;
2 балла за ответы 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в, 7в;
1 балл за ответы 1а, 2а, 3б, 4в, 5в, 6а, 7б;
18-21 балл - вы дефектолог от бога. Вам удается не только точно определить проблему своего пациента, но и точно выяснить оптимальные механизмы компенсации его недостатков. Каждый необычный ребенок, каждый человек с отклонениями от нормы для вас уникален, исключителен. Вы в состоянии сделать гения из ребенка с нестандартным типом мышления. Вам следует поставить памятник при жизни!
11-17 баллов - ваше ангельское терпение, чуткость и знание законов функционирования и развития психики, позволяют достичь отличных результатов. Задержка психического развития или дефекты речи и слуха несомненно слабее технологий и методов коррекции, находящихся в вашем арсенале. Вы правильно выбрали себе профессию!
10 баллов и ниже - работа с людьми, а тем более с такими сложными детьми - очень большая эмоциональная нагрузка для вас. Вам следует найти для себя что-нибудь поспокойнее. В конце концов, в мире есть масса возможностей подобрать себе дело по вкусу
Тест опубликован в журнале «Карьера» №7, июль 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...