Театрализованные игры и игры драматизации в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Материал содержит информацию о важности театральных игр и игр дрматизаций в развитии речи детй старшего дошколного возраста с ОНР. Описаны методики диагностики речи детей. Подобраны и описаны театральные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ped_chteniy_2019.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры и игры драматизации в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Епимахова П.А.
МБДОУ № 59
Проблема обращения к логопеду встает перед каждой мамой в период активного становления речи ребенка. Ситуация осложняется тем, что возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом. В речи детей существуют разные проблемы. Это односложность речи, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, недостаточный словарный запас, бедность диалогической речи, неспособность построить монолог, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие культуры речи, плохая дикция.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагога, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального художественно – эстетического воспитания. Театрализованную деятельность Л.В. Артемова делит на две основные группы: театрализованные игры и игры – драматизации. Театрализованные игры напрямую влияют на развитие связной речи. Они стимулируют речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально – насыщенная, выразительная речь. Игры – драматизации целостно воздействуют на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развиваются ведущие психические процессы; способствуют самопознанию и самовыражению личности; создают условия для социализации, усиливая адаптационные способности; корректируют коммуникативные качества, помогают осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Исследование, проведенное Г.А. Волковой, показывает, что игры – драматизации способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога и монолога, совершенствуют звуковую сторону речи и др.[ , 57].
В основе методики исследования монологической связной речи у детей
старшего дошкольного возраста лежат методики Лалаевой Р.И., Воробьевой
В.К, Лебедевой И.Н, Глухова В.П. которые были переработаны и
предложены детям в качестве материалов для обследования монологической
связной речи.
Следует отметить, что у детей состояние связной речи характеризуется
наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических
конструкций. Дети не умеют распространять предложения, самостоятельно
конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Связная речь у детей сформирована недостаточно для данного
возраста.
Основными специфическими методами работы по организации игр –
драматизаций с целью развития речи детей являются:
• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми
сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);
• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный
образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление
ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих
ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Работа по развитию связной монологической речи проводиться на
подгрупповых логопедических занятиях, которые включают в себя
театральные игры, упражнения, а также инсценировки и драматизации.
На занятиях используются различные виды театра – на фланелеграфе,
настольный театр, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки.
Дети ведут роль игрушечного персонажа. Они действуют за него,
изображают его интонацией и мимикой.
Коррекционно-логопедическая работа включает 5 этапов, в
зависимости от поставленных задач.
I этап. Предложения из нескольких слов.
Задача: учить детей грамматически правильно строить предложения из 3 – 5
слов, формировать простейшие навыки связной речи.
На данном этапе игра-драматизация основывается на отдельных действий
человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека.
II этап. Сложное предложение из нескольких слов.
Задача: учить детей составлять простые предложения разных типов из 3 -5
слов по демонстрационным действиям.
Использование игр-драматизаций, в которых отражена цепочки
последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя .
III этап. Расширение объёма предложения. Сложное предложение.
Задача: учить детей строить сложносочинённые и сложноподчинённые
предложения, согласовывать местоимение и прилагательное с
существительным.
На данном этапе используем игры-драматизации образов хорошо
знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику,
храбрый петушок шагает по дорожке), игры-драматизации под музыку,
однотемные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и
прибауток, которые читает воспитатель.
IV этап. Обучение рассказыванию.
Задача: учить составлять рассказы - описания, рассказы по серии сюжетных
картинок.
Данный этап может включать следующие игры-драматизации: «Лисёнок
потерял маму», «Шаловливый котёнок» и. т. д., где дети выступают в роли
героев, изображённых на картинках.
V этап. Пересказ художественных текстов.
Задача: учить связно и последовательно излагать художественное
произведение (сказка или рассказ).
Этап включает в себя игры-драматизации по текстам коротких сказок,
рассказов и стихов, инсценирование фрагментов сказок о животных
(«Теремок», «Кот, петух и лиса»), однотемная игра-драматизация с
несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.
При реализации данного проекта по развитию связной монологическо
речи детей перед логопедом стоит цель научить через игру-драматизацию,
перед воспитателем – упражнять, а перед родителями – практиковать
приобретённые умения в свободной игровой деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что
игра — драматизация станет средством развития связного монологического
высказывания.
Игры-драматизации помогут быстрее и эффективнее овладеть связной
речью, так как в них ребенок стремится познать собственные возможности в
перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого.
Анализ литературы (психологической, педагогической,
логопедической) по рассматриваемой проблеме позволил сделать вывод, о
том, что связная монологическая речь детей 5-6 лет с ОНР (2 уровень)
является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и
последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и
синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают
значительные трудности в программировании связного высказывания, в
синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе
материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
Формирование у детей навыков построения связных развернутых
высказываний требует развитие речевых и познавательных возможностей
одновременно.
В основе методики исследования были использованы методики
Лалаевой Р.И., Воробьевой В.К, Лебедевой И.Н, Глухова В.П. которые были
переработаны и предложены детям в качестве материалов для обследования
монологической связной речи.
Таким образом, формирование умений и навыков монологической речи
требует обязательного развития таких качеств, как связность и целостность,
которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной
направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной
организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована
на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в
каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.
Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
общеизвестен - это игра.
В качестве средства коррекции и развития связной монологической
речи детей 5-6 лет с ОНР 2-го уровня была использована театрализованная
деятельность – источник всестороннего развития ребенка и его творческих
способностей. Оптимальным методом речевого развития дошкольников
является ее вид - игра-драматизация.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,
который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в
этом случае играет сам, используя свои средства выразительности —
интонацию, мимику, пантомимику.
Библиографический список
1. Акулова, О.В. Театрализованные игры / О.В. Акулова // Дошкольное
воспитание. - 2005. - № 4. – С. 24.
2. Баряева, Л.Б., Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе / Л. Б. Баряева, И.Г. Вечканова // Специальное
образование. - 2012. – № 2. – С. 20-29.
3. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб.
пособие для студентов высших уч. заведений / О.А. Бизикова. –
Нижневартовск: Нижневартовский гос. Университет, 2014. – 235 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е
изд. / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2012. - 255 с.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи: учеб.пособие / В. К. Воробьёва Учеб.пособие. - М.:
АСТ: Астрель: Транзиткнига. 2006. – 158 с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. - М.:
АРКТИ. 2014. -168 с.
7. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной
деятельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2005. - №2. –
8. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация. Воспитание детей в игре / Т. И.
Ерофеева. - М., 2008. - 382 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.
Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2011. - 320 с.
10. Зимина, И. Н. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. Н.
Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.41-47.
11. Комарова, Н.В. Развивающие игры как средство развития личности / Н.В.
Комарова, Л.А. Рыбакина, С.Ф. Фаткуллина // Теория и практика
образования в современном мире. - СПб.: Реноме, 2012. - С.190-192.
12. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение
рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / И. Н.
Лебедева. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
13. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев – М.:
Красанд, 2010. – 216 с.
14. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми
дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. – М.:
НИИ Школьных технологий: В. Секачев, 2011. - 136 с.
15. Милованова, Н. К. Драматизация и постановка познавательной задачи /
Н.К. Милованова // Концепт. – 2013. - № 12. – С.39.
16. Нищева, Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная
образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное
и дополненное в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Н. В.
Нищева. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2015. – 199 с. -– URL:
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Nisheva.pdf
17. Полозова, О.В. Значение театрализованных игр (кукольного театра) в
развитии коммуникативной деятельности детей с системными
нарушениями речи / О. В. Полозова // Дошкольное воспитание. – 2011. -№ 12. – С. 101-106.
18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
19.11.2013 N 30384) [Электоронный ресурс] / Доступ из справ.-правовой
системы «КонсультантПлюс» -– URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f260482
7f926f8d5cce7251c500a26cd/.
20. Программы для дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция
нарушений речи / Сост. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. - М.:
Просвещение, 2010.
21. Сидорова, С.Н. Игры-драматизации на основе сказок в содержании
занятий по синтезу искусств / С.Н. Сидорова, Т.А. Козыренко // Проблемы
и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 85-88.
22. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду / О. С. Ушакова. - М.: Сфера, 2017. - 96 с.
23. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный
ресурс] / Сайт Президента России. – URL:
http://kremlin.ru/acts/bank/36698.
24. Филатова, Ю.О. Современные тенденции в логопедической диагностике
и коррекции – тематика Международной конференции по логопедии / Д.
Плюта-Войцеховска, Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 1. – С.
88-91.
25. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного
возраста: моногр. / Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.
26. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс,
2008. – 224 с.