Театрализованные игры и игры драматизации в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Материал  содержит информацию  о  важности  театральных игр  и игр  дрматизаций  в  развитии речи  детй старшего дошколного возраста  с ОНР. Описаны  методики диагностики  речи детей. Подобраны  и  описаны  театральные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ped_chteniy_2019.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные  игры  и  игры  драматизации  в  развитии  связной  речи  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  ОНР

                                                                                                               Епимахова  П.А.

               МБДОУ № 59

Проблема  обращения  к  логопеду  встает  перед  каждой  мамой  в  период  активного  становления  речи  ребенка. Ситуация  осложняется  тем, что  возрастные  проблемы  с  речью  встречаются  практически  у  каждого  ребенка  и  требуют  консультации  со  специалистом. В  речи  детей  существуют  разные  проблемы.  Это  односложность  речи, неспособность  грамматически  правильно  построить  распространенное  предложение,  недостаточный  словарный  запас, бедность  диалогической  речи, неспособность  построить  монолог, отсутствие  логического  обоснования  своих  утверждений  и  выводов, отсутствие  культуры  речи, плохая  дикция.

Связная  речь,  являясь  самостоятельным  видом  речемыслительной  деятельности, вместе  с  тем  выполняет  важную  роль  в  процессе  воспитания  и  обучения  детей. Формирование  умений  и  навыков  связной  речи  у  дошкольников – это  одна  из  важнейших  задач  педагога, поскольку  от  степени  их  сформированности зависит  дальнейшее  развитие  личности  ребенка  и  приобретение  им  учебных  знаний.

Театральная  деятельность  очень  важна  в  развитии  речи  детей. Она  позволяет  решать  многие  педагогические  задачи, касающиеся  формирования  выразительности  речи  ребенка, интеллектуального  художественно – эстетического  воспитания. Театрализованную  деятельность  Л.В. Артемова  делит  на  две  основные  группы: театрализованные  игры  и  игры – драматизации. Театрализованные  игры  напрямую  влияют  на  развитие  связной  речи. Они  стимулируют  речь  за  счет  расширения  словарного  запаса, ребенок  усваивает  богатства  родного  языка, его  выразительные  средства, совершенствует  артикуляционный  аппарат, формируется  диалогическая, эмоционально – насыщенная, выразительная  речь. Игры – драматизации  целостно  воздействуют  на  личность  ребенка: его  раскрепощение, самостоятельное  творчество, развиваются  ведущие  психические  процессы; способствуют  самопознанию  и  самовыражению  личности;  создают  условия  для  социализации, усиливая  адаптационные  способности; корректируют  коммуникативные  качества, помогают  осознанию  чувства  удовлетворения, радости, успешности.

Исследование, проведенное  Г.А. Волковой, показывает, что  игры – драматизации  способствуют  активизации  разных  сторон  их  речи – словаря, грамматического строя,  диалога  и  монолога, совершенствуют  звуковую  сторону  речи  и  др.[  ,  57].

В основе методики исследования монологической связной речи у детей

старшего дошкольного возраста лежат методики Лалаевой Р.И., Воробьевой

В.К,  Лебедевой  И.Н,  Глухова  В.П.  которые  были  переработаны  и

предложены детям в качестве материалов для обследования монологической

связной речи.

Следует отметить, что у детей состояние связной речи характеризуется

наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических

конструкций.  Дети  не  умеют  распространять  предложения,  самостоятельно

конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Связная  речь  у  детей  сформирована  недостаточно  для  данного

возраста.

Основными специфическими  методами  работы  по  организации  игр  –

драматизаций с целью развития речи детей являются:

•  метод  моделирования  ситуаций (предполагает  создание  вместе  с  детьми

сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

•  метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный

образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

•  метод  ассоциаций (дает  возможность  будить  воображение  и  мышление

ребенка  путем  ассоциативных  сравнений  и  затем  на  основе  возникающих

ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Работа  по  развитию  связной  монологической  речи  проводиться  на

подгрупповых  логопедических  занятиях,  которые  включают  в  себя

театральные игры, упражнения, а также инсценировки и драматизации.

На занятиях используются различные  виды театра  –  на фланелеграфе,

настольный театр, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки.

Дети  ведут  роль  игрушечного  персонажа.  Они  действуют  за  него,

изображают его интонацией и мимикой.

Коррекционно-логопедическая  работа  включает  5  этапов,  в

зависимости от поставленных задач.

I этап. Предложения из нескольких слов.

Задача:  учить детей грамматически правильно строить предложения из 3  –  5

слов, формировать простейшие навыки связной речи.

На  данном  этапе  игра-драматизация  основывается  на  отдельных  действий

человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека.

II этап. Сложное предложение из нескольких слов.

Задача:  учить  детей  составлять  простые  предложения  разных  типов  из  3 -5

слов по демонстрационным действиям.

Использование  игр-драматизаций,  в  которых  отражена  цепочки

последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя .

III этап. Расширение объёма предложения. Сложное предложение.

Задача:  учить  детей  строить  сложносочинённые  и  сложноподчинённые

предложения,  согласовывать  местоимение  и  прилагательное  с

существительным.

На  данном  этапе  используем  игры-драматизации  образов  хорошо

знакомых  сказочных  персонажей  (неуклюжий  медведь  идет  к  домику,

храбрый  петушок  шагает  по  дорожке),  игры-драматизации  под  музыку,

однотемные  игры-импровизации  с  одним  персонажем  по  текстам  стихов  и

прибауток, которые читает воспитатель.

IV этап. Обучение рассказыванию.

Задача:  учить составлять рассказы  -  описания, рассказы по серии сюжетных

картинок.

Данный  этап  может  включать  следующие  игры-драматизации:  «Лисёнок

потерял  маму»,  «Шаловливый  котёнок»  и.  т.  д.,  где дети  выступают  в  роли

героев, изображённых на картинках.

V этап. Пересказ художественных текстов.

Задача:  учить  связно  и  последовательно  излагать  художественное

произведение (сказка или рассказ).

Этап  включает  в  себя  игры-драматизации  по  текстам  коротких  сказок,

рассказов  и  стихов,  инсценирование  фрагментов  сказок  о  животных

(«Теремок»,  «Кот,  петух  и  лиса»),  однотемная  игра-драматизация  с

несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.

При реализации данного проекта  по развитию связной монологическо

речи  детей  перед  логопедом  стоит  цель  научить  через  игру-драматизацию,

перед  воспитателем  –  упражнять,  а  перед  родителями  –  практиковать

приобретённые умения в свободной игровой деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что

игра  —  драматизация  станет  средством  развития  связного  монологического

высказывания.

Игры-драматизации помогут быстрее и  эффективнее овладеть  связной

речью,  так  как  в  них  ребенок  стремится  познать  собственные  возможности  в

перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого.

Анализ  литературы  (психологической,  педагогической,

логопедической)  по  рассматриваемой  проблеме  позволил  сделать  вывод,  о

том,  что  связная  монологическая  речь  детей  5-6  лет  с  ОНР  (2  уровень)

является  несовершенной.  У  них  недостаточно  развито  умение  связно  и

последовательно  излагать  свои  мысли.  Дети  владеют  набором  слов  и

синтаксических  конструкций  в  ограниченном  объеме,  а  также  испытывают

значительные  трудности  в  программировании  связного  высказывания,  в

синтезировании  отдельных  его  элементов  в  структурное  целое  и  в  отборе

материала, соответствующего той или иной цели высказывания.

Формирование  у  детей  навыков  построения  связных  развернутых

высказываний  требует  развитие  речевых  и  познавательных  возможностей

одновременно.

В  основе  методики  исследования  были  использованы  методики

Лалаевой Р.И., Воробьевой В.К, Лебедевой И.Н, Глухова В.П. которые были

переработаны и предложены детям в качестве материалов для обследования

монологической  связной  речи.

Таким образом, формирование умений и навыков монологической речи

требует обязательного развития таких качеств, как связность и целостность,

которые  тесно  связаны  между  собой  и  характеризуются  коммуникативной

направленностью,  логикой  изложения,  структурой,  а  также  определенной

организацией  языковых  средств.  Связность  речи  может  быть  сформирована

на  основе  представлений  о  структуре  высказывания  и  ее  особенностях  в

каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.

Ведущий  вид  деятельности  ребенка  дошкольного  возраста

общеизвестен - это игра.

В  качестве  средства  коррекции  и  развития  связной  монологической

речи  детей  5-6  лет  с  ОНР  2-го  уровня  была  использована  театрализованная

деятельность  –  источник  всестороннего  развития  ребенка  и  его  творческих

способностей.  Оптимальным  методом  речевого  развития  дошкольников

является ее вид - игра-драматизация.

Драматизации основаны  на  собственных  действиях  исполнителя  роли,

который  использует  куклы  или  персонажи,  надетые  на  пальцы.  Ребенок  в

этом  случае  играет  сам,  используя  свои  средства  выразительности  —

интонацию, мимику, пантомимику.

                                 

                                      Библиографический список

1.  Акулова,  О.В.    Театрализованные  игры  /  О.В.  Акулова  //  Дошкольное

воспитание. - 2005. - № 4. – С. 24.

2.  Баряева,  Л.Б.,  Вечканова,  И.Г.  Театрализованные  игры  в  коррекционно-развивающей  работе  /  Л.  Б.  Баряева,  И.Г.  Вечканова  //  Специальное

образование. - 2012. – № 2. – С. 20-29.

3.  Бизикова,  О.А.  Развитие  монологической  речи  у  дошкольников:  учеб.

пособие  для  студентов  высших  уч.  заведений  /  О.А.  Бизикова.  –

Нижневартовск: Нижневартовский гос. Университет, 2014. – 235 с.

4.  Бородич,  А. М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е

изд. / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2012. - 255 с.

5.  Воробьева,  В.  К.  Методика  развития  связной  речи  у  детей  с  системным

недоразвитием речи: учеб.пособие / В. К.  Воробьёва Учеб.пособие.  -  М.:

АСТ: Астрель: Транзиткнига. 2006. – 158 с.

6. Глухов,  В.П.  Формирование  связной  речи  детей  дошкольного  возраста  с

общим речевым недоразвитием  / В. П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп.  -  М.:

АРКТИ. 2014. -168 с.

7. Доронова,  Т.Н.  Развитие  детей  от  4  до  7  лет  в  театрализованной

деятельности  / Т. Н. Доронова    // Ребенок  в детском саду.  –  2005.  -  №2. –

8. Ерофеева,  Т.  И.  Игра-драматизация.  Воспитание  детей  в  игре  /  Т.  И.

Ерофеева. - М., 2008. - 382 с.

9. Жукова,  Н.С.  Логопедия.  Преодоление  общего  недоразвития  речи  у

дошкольников:  кн.  для  логопеда  /  Н.С.  Жукова,  Е.М.  Мастюкова,  Т.Б.

Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2011. - 320 с.

10. Зимина,  И.  Н.  Театр  и  театрализованные  игры  в  детском  саду  /  И.  Н.

Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.41-47.

11. Комарова,  Н.В.  Развивающие игры как средство развития личности / Н.В.

Комарова,  Л.А.  Рыбакина,  С.Ф.  Фаткуллина  //  Теория  и  практика

образования в современном мире. - СПб.: Реноме, 2012. - С.190-192.

12. Лебедева,  И.Н.  Развитие  связной  речи  дошкольников.  Обучение

рассказыванию  по  картине:  Учебно-методическое  пособие  /  И.  Н.

Лебедева. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.

13. Леонтьев,  А.А.  Язык,  речь,  речевая  деятельность  /  А.А.  Леонтьев  –  М.:

Красанд, 2010. – 216 с.

14. Матросова,  Т.А.  Организация  коррекционных  занятий  с  детьми

дошкольного возраста с речевыми нарушениями  / Т. А. Матросова.  –  М.:

НИИ Школьных технологий: В. Секачев, 2011. - 136 с.

15.  Милованова,  Н.  К.  Драматизация  и  постановка  познавательной  задачи  /

Н.К. Милованова // Концепт. – 2013. - № 12. – С.39.

16. Нищева,  Н.  В.  Вариативная  примерная  адаптированная  основная

образовательная  программа  для  детей  с  тяжелыми  нарушениями  речи

(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное

и дополненное в соответствии с ФГОС ДО  [Электронный ресурс]  / Н. В.

Нищева.  –  СПб.:  ДЕТСВО-ПРЕСС,  2015.  –  199  с.  -–  URL:

http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Nisheva.pdf

17. Полозова,  О.В.  Значение  театрализованных  игр  (кукольного  театра)  в

развитии  коммуникативной  деятельности  детей  с  системными

нарушениями  речи  / О. В. Полозова // Дошкольное воспитание.  –  2011.  -№ 12. – С. 101-106.

18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного  образования"  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России

19.11.2013  N  30384)  [Электоронный  ресурс]  /  Доступ  из  справ.-правовой

системы  «КонсультантПлюс»  -–  URL:  

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f260482

7f926f8d5cce7251c500a26cd/.

20. Программы  для  дошкольных  образовательных  учреждений

компенсирующего  вида  для  детей  с  нарушениями  речи.  Коррекция

нарушений речи /   Сост. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. -  М.:

Просвещение, 2010.

21. Сидорова,  С.Н.  Игры-драматизации  на  основе  сказок  в  содержании

занятий по синтезу искусств / С.Н. Сидорова, Т.А. Козыренко // Проблемы

и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 85-88.

22. Ушакова,  О. С.  Программа развития речи детей дошкольного возраста в

детском саду / О. С. Ушакова. - М.: Сфера, 2017. - 96 с.                                      

23. Федеральный  закон  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в

Российской  Федерации»  (принят   ГД  ФС  РФ  21.12.2012)  [Электронный

ресурс]   /  Сайт  Президента  России.     –  URL:

http://kremlin.ru/acts/bank/36698.

24. Филатова, Ю.О.  Современные тенденции в логопедической диагностике

и коррекции  –  тематика Международной конференции по логопедии /  Д.

Плюта-Войцеховска, Ю.О. Филатова // Дефектология.  –  2016.  –  № 1. –  С.

88-91.

25. Филичева,  Т.Б.  Особенности  формирования  речи  у  детей  дошкольного

возраста: моногр. / Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.

26. Филичева,  Т.Б.  Устранение  общего  недоразвития  речи  у  детей

дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.  –  М.: Айрис-пресс,

2008. – 224 с.