Коррекция агрессивности детей посредством игротерапии
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

Агрессивный ребенок в детском саду и семье. Как помочь ему с помощью игротерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

СЛАЙД: По мнению многих педагогов число детей с неконструктивным поведением и агрессивностью с каждым годом возрастает. Агрессивный ребёнок приносит много  проблем не только окружающим, но и самому себе.

        Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей: “Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, педагога, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”. Ребенок не знает, как другим способом можно бороться за выживание, как защитить себя.

СЛАЙД:      Причины возникновения агрессии у детей могут быть самыми разными:

1.Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. 

2. Характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. Это или снисходительность, или строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

3. Копирование поведения значимых взрослых. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

4.СМИ. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. (Просмотр боевиков, сцен насилия в кино и мультфильмах) 

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление получить желанный результат, стремление быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: недостаточное развитие коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, заниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

СЛАЙД

C:\Users\bulat\Desktop\ЛЯЙСАН ДОКИ ВОССТАНОВЛЕН\Работа с ПЕДАГОГАМИ\Конс в феврале Агрессия\портрет агрессивного ребенка.jpg

СЛАЙД 5

Почему происходят вспышки агрессии у детей? Какую потребность ребенок выражает с помощью агрессии? Давайте рассмотрим конкретные примеры….

Итак, ребенок не знает, что  всем людям, независимо от возраста, свойственно иметь негативные эмоции, чувства, переживания (раздражение, гнев). Но их вовсе не обязательно проявлять в агрессии.

Важной задачей является обучение ребёнка адекватным способам выражения собственных чувств, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, чему способствует игра – ведущая деятельность дошкольника. Игра является мощным средством развития и психологического воздействия в работе с детьми.

         Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию,  сопереживанию.  

1 направление. Работа с гневом.        

1.Нарисовать или слепить из пластилина.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика  или слепить из пластилина, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Наговорить ему в полголоса все, что хочется, и потом закрасить лист бумаги и порвать или сломать поделку из пластилина.

 2.«Обзывалки».

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться.Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты, .... солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

3. «Два барана».

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

4. «Ноги топают».

Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.

5. «Рубка дров».

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившеюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующие: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть “Ха!”».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

6.«Толкалки».

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнёра. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

        Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнёра только левой рукой; толкаться спиной к спине.

7.«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я  сообщу вам особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнёте ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это во

        Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

        В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

8.Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

Однако далеко не всегда дети ограничиваются словесной  реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой, можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

-Легкий мяч, который ребенок может швырять в мишень;

-мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить;

-резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу;

- газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить;

– все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Игры, способствующие нейтрализации агрессии

2 направление. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

1.«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

2.«Знакомство со сказочными персонажами».

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

3.«Эмоции героев».

Цель: выработка умений подбирать эмоции к соответствующим ситуациям.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

4.«Угадай чувство».

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображениями или названиями чувств (радость, огорчение, обида, страх, удивление, ).

Участники разбирают перевернутые пустой стороной карточки(чтобы не видеть эмоции). Они знакомятся с ними, не показывая окружающим. Каждому нужно изобразить эмоцию,  чувство, которое изображено на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.

5.«Доверие»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах, расслабляться, научить детей доверять друг другу.

        Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и встаньте друг за другом. Положите руки впереди стоящему партнеру на плечи. Первый закрывает глаза и расслабляется. Второй произносит спокойным голосом счет: "1,2,3. Держу" И первый падает назад, на руки второго».

6.«Бумажные мячики».

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.        Перед началом игры каждый ребёнок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

7. «Солдат и тряпичная кукла».

Цель: смена напряжения с расслаблением мышечным, сброс энергии негативной.

Взрослый говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:

«Представьте, что вы превратились в солдата. Встаньте прямо и замрите. Все тело стало твердым, как у солдата. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь из солдата  мы превратились в тряпичную куклу, она не может стоять твердо на ногах, падает». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, голову вниз наклоняют и сами наклоняются. Руки свободно висят.

3 направление. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

1.«Жужа».

Цель: учить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

2. «Слепой танец»

Цель: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов.

Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку(2-3 минуты), после чего меняются ролями.

После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

- Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?

- Как больше понравилось танцевать – с открытыми глазами или закрытыми? Почему?

3.«Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

4. «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

        Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнёру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти всё игровое поле вперёд и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

        После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнёра.

5. «Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

        Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост».  «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция агрессивности детей

Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного по­ведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении...

Программа по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759478","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"317","width":"480"}}]]...

Развитие и коррекция речи детей посредством Лего-технологий

Представлена презентация для родителей в которой рассказывается об актуальности, значении Лего-технологии, описаны этапы работы. Данную презентацию можно использовать как наглядный материал на родител...

Рекомендации для родителям по коррекции агрессивности детей

Задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях....

Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивности детей среднего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20702517","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Игры, направленные на коррекцию агрессивности детей младшего дошкольного возраста

В статье представлены игры, в которые родители могут поиграть со своими детьми дома для снятия напряжения, снижения агрессии....