артикуляционная гимнастика
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ефимова Елена Николаевна

Картотека "Артикуляционная гимнастика" разработана с использованием ярких картинок, которые сопровождаются стихотворением и кратким методическим описанием. Данную картотеку могут использовать как педагоги, так и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Слайд 2

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. « Улыбка » Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны.

Слайд 3

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «Хоботок » Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.

Слайд 4

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры « Делай, как я ». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке ( « у – и – а », « а – у - и », « и – у - а »), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. Чередование « Хоботок » - « Улыбка » - « Домик открывается ». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот.

Слайд 5

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. « Лягушка » Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу.

Слайд 6

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. « Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав.

Слайд 7

« Окошко » Рот прикрою я немножко, Губы сделаю « окошком ». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Слайд 8

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. « Обезьянка » За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Слайд 9

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. « Бульдог » За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык .

Слайд 10

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. 14. « Хомячок » Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка.

Слайд 11

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую.

Слайд 12

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». « Самовар » Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар.

Слайд 13

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. « Чашечка » Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и « чашечка » моя.

Слайд 14

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая « чашечку ». « Вкусное варенье » Как будто варенье лежит на губе – Слижу его « чашечкой » в ротик себе.

Слайд 15

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком « почистить » верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. « Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри: Чищу «чашкой» изнутри.

Слайд 16

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания. Месим тесто Месим тесто, мнем, мнем, Пирожки теперь печем. Месим тесто мы опять, Не забудем пожевать. .

Слайд 17

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперёд « трубочкой » и длительно подуть на шарик ( лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук ( « гудит пароход »). Это очень нравится детям. « Загоним мяч в ворота » Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю.

Слайд 18

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. « Лопаточка » Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок.

Слайд 19

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10 . « Горка » (« мостик ») Улыбаюсь , рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит.

Слайд 20

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении « Горка »), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз. « Жуём блинчик » Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот.

Слайд 21

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком « почистить » верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. « Гармошка » Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз.

Слайд 22

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. « Маляр » Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.

Слайд 23

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука « р ». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку ( уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. « Грибок » Широко открою рот, Будто щелкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз – и вся учеба.

Слайд 24

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука « р ». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: « д-д-д ». Звук « д » нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: « дын-дын-дын » (« звоночек »). Стучим и произносим: « т-д-т-д » (« скачет лошадка »). Многократно произносим: « а-д-д-д », « а-д-д-д », « а-д-д-д » (« песенка »). « Барабанщик » За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок.

Слайд 25

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка ( « лошадка цокает копытами »). 41 .« Лошадка » Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок.

Слайд 26

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. « Иголочка » Улыбаюсь : вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок.

Слайд 27

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится « бл-бл » ( так « болбочет » индюк). « Индюк » Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И « болбочет » на бегу.

Слайд 28

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. « Качели » « Чашкой » вверх И « горкой » вниз Гнется мой язык – Артист!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...