Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
консультация по коррекционной педагогике
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СДВГ у дошкольников | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Первыми авторами, сфокусировавшими серьезное научное внимание на поведенческих аспектах детей подобных СДВГ, были Дж.Стилл и А.Тредголд (США).
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявлений СДВГ: гиперактивность, невнимательностью, импульсивность.
1. Невнимательность. Говоря о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. Зачастую также снижается переключаемость внимания.
2. Гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания - это повышенная двигательная (моторная) активность. Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев данного синдрома. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом). В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью носит бесцельный характер.
При СДВГ часто наблюдаются эмоциональные нарушения. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Они не способны долго хранить обиду или вынашивать план мести, не склонны к запланированной, целенаправленной агрессии. При общении с гиперактивными детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины.
Социальные отношения. Социально-поведенческие аспекты этих детей важны не только распространяющимся повсюду отрицательным их влиянием на сверстников, но также и потому, что эти дети служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение других и часто в нежелательном направлении. У ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и взрослыми. Межличностное поведение детей с СДВГ часто характеризуется импульсивностью, навязчивостью, чрезмерностью, дезорганизованностью, агрессивностью, впечатлительностью и эмоциональностью. Таким образом, эти дети являются «нарушителями» спокойного течения социальных взаимоотношений, взаимодействия и сотрудничества, а для них это может быть составной частью ежедневного сосуществования с другими людьми. Более 50% детей с СДВГ имеют значительные проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Родители, педагоги, сверстники отмечают, что гиперактивные дети более энергичны, разрушительны, навязчивы, общественно не приспособлены; особенно это касается мальчиков с СДВГ с повышенной агрессией.
3.Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций). Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя. Не могут контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумываются о последствиях совершамых ими поступков (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.
Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, необходимо использовать в работе различные виды игр. Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.
Чтобы работа по развитию внимания у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила организации учебных занятий:
- Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Большое внимание уделять индивидуальной работе.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребёнку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Коррекция гиперактивности
- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- во время игр лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером.
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.
- не прибегайте к физическому наказанию
- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям
- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка
- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время
- словесные убеждения, беседы редко оказываются результативными. Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).
- В общении с детьми недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми
- необходимо договариваться, а не стараться сломить.
Коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу с воспитателями, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии.
Диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен ставить врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны знать диагностические критерии этого симптома для того, чтобы вовремя направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью...
Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"
В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода к коррекции психич...
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности (в русской аббревиатуре — СДВГ, в других странах — ADHD). Что это такое, откуда взялось и как с этим жить?...
Причины и механизмы заболевания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
В статье раскрываются причины и механизмы заболевания детей с синдромом дифицита внимания....
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Материал может быть использован при подготовке консультации для родителей по теме СДВГ....
Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побу...
- Мне нравится (1)