Развитие речевого дыхания
консультация по коррекционной педагогике

Курдина Зиля Равилевна

Научить детей с недостатками слуха управлять своим дыханием удается в процессе специальной тренировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_na_sayt.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко вызывает трудности у многих детей с нарушенным слухом, т.к. они еще плохо управляют работой дыхательных мышц.

Научить детей с недостатками слуха управлять своим дыханием удается в процессе специальной тренировки.

Внимание! Для выполнения упражнений, развивающих речевое дыхание необходимо выполнять следующие условия:

1. Упражнения надо выполнять в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).

2. Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать. Выдох через рот, он должен быть длительным и плавным.

3. Необходимо следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

4. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

5. Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

6. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

7. Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

«Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

 Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),

 Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

 Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).

«Дудочка»

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

«Одуванчик»

Ветер дул на одуванчик —

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.


 «Кораблик»

По волнам корабль плывёт.

 Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

 И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки.

Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».

 «Наклоны»

Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх).

 Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):

 Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх).

 Пауков найдет он тут (руки вниз назад).

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

«Повороты»

 Боком-боком, боком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

«Мыльные пузыри»

Взял соломку Игорёк,

Надул мыльный пузырёк.

 

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

«Загони мяч»

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...