Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 3-х лет»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)

Панина Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

««Возрастные особенности психического развития детей
3-х лет»

                                 Подготовила:

                                                                       Педагог-психолог Болховитина Н.С.

2016г

    Игра для малыша – это способ познания. К началу третьего года жизни у ребенка сформирована предметная деятельность. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности, таким образом:

Слайд №2

1)Установление связи предмета с его назначением;

2) Использование предмета строго по назначению;

3) Свободное использование для других целей.

Поэтому очень важно, чтобы ребенок имел достаточно времени и возможностей для игры, необходимый материал и игрушки.

Слайд №3

Детям данного возраста полезны самообучающие игрушки:

  •  Матрешки
  •  Пирамидки
  •  Вкладыши

Развивающие игры для малышей подразумевает участие родителей в игровом процессе. Игры это не только интересное занятия для малыша, но и процесс, помогающий развитию познавательных процессов. Познавательные процессы ребенка 3-х летнего возраста  характеризуются особенностями:

Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Слайд №4

 Познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций.

 Насколько богата окружающая среда, настолько разнообразна и содержательна манипулирования различными с предметами.

Активному восприятию способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, прогулки, игры. Особое значение отдается в получении и переработки полученных данных из внешнего мира:

Слайд №5

Задача взрослого  - Правильно называть признаки и действия предмета

(по форме, величине, цвету)

Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия.

Внимание ребенка начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, а также  раздражителями, имеющими непосредственную связь с потребностями ребенка. Оно характеризуется непроизвольностью:

Слайд №6

Ребенок не может сразу прекратить свои действия

Не может выполнить несколько действий

Запоминает «сам по себе» или то, что запомнилось

Память малыша тоже характеризуется непроизвольностью. Ребенок не ставит задачи сознательно запомнить что-либо. То, что вызывает эмоциональное переживание и интерес, легче запоминается.

Слайд №7

Речевое развитие стимулирует переход к внеситуативному общению, расширению социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Это возрастной  период характеризуется интенсивностью  формирования речи.

Слайд №8                                                                                                                                      

В возрасте 3 лет дети начинают осознавать эмоции, которые они испытывают. Но они еще плохо умеют их контролировать. Поведением детей в этом возрасте правят эмоции и импульсивные желания, так как:

  • Высокий уровень эмоциональности;
  •  Эмоции непостоянны;
  •  Восприимчивость к эмоциям окружающих.

Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется:

Слайд №9                                                                                                                                      

  • Внимание, мышление, память -не произвольны;
  •  Способ познания – метод проб и ошибок;
  •  Речь –развивается за счет развивающей среды (семья, детский сад, социальное окружение);
  •  Эмоции - характерны резкие  перепады настроения;
  • Поведение- усваивает правила  взаимоотношений в группе сверстников.

Важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства- кризис 3-х лет.

Слайд №10                                                                                                                                      

3 года - это возраст, который можно рассматривать как 

определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

Слайд №11                                                                                                                                      

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Малыш, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

    Новая позиция «Я – САМ», когда возрастает самостоятельность и активность, требуют от близких взрослых своевременной перестройки.

   Как правило, в центре событий оказывается мама. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками). 

Слайд №12                                                                                                                                      

Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

  1. Упрямство – это реакция ребенка. Он настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
  2. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

3.  Строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие .

 4. Тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.  

       Слайд №12                                                                                                                                      

                                      КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?    

 * Сначала нужно понять причины капризов и упрямства.  Ими могут быть:

Нарушения режима дня.

Обилие новых впечатлений.

Плохое самочувствие во время болезни.

Переутомление (физическое и психическое).  

 * Преодолеть капризы можно, если:

Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».

Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.

Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.  

     Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет"

Уважаемые, родители! В этом материале вы познакомитесь с некоторыми психическими особенностями детей 3-4 лет....

Консультация "Возрастные особенности психического развития детей (подготовительной к школе группе 6 – 7 лет)"

Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развит...

Консультация "Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни"

Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни. Задачи воспитания и обучения»В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы реб...

Консультация для родителей Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет

Становление целенаправленной деятельности.Ребенок приобретает способность заранее представить себе, что он хочет сделать, приложить некоторые усилия для достижения конечного результата, т.е. может пос...

Консультация для родителей Возрастные особенности психического развития детей средней группы (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут м...

Консультация: "Возрастные особенности психического развития детей от двух до трёх лет".

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продол­жает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое обще­ние ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, нача...