АВТОРСКОЕ НАПОЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
статья по коррекционной педагогике
АВТОРСКОЕ НАПОЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Н.Я. Борзова, Л.В. Лоншакова (Новокузнецк)
«Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх...» Ричард Бах
Методические рекомендации разработаны к дидактическому пособию «Разноцветные платочки» согласно Программам коррекционной работы в детском саду, разделам: зрительное восприятие, развитие осязание и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально – бытовая ориентировка. Пособие включает апробированные материалы по возрастам: примерное перспективное планирование, задачи и целевые ориентиры, учитывающее интеграцию всех видов детской деятельности. Систематичность и последовательность в изложении материала, соответствие современным коррекционно – развивающим технологиям позволяет учителям – дефектологам осуществить комплексное развитие и воспитание дошкольников в соответствии ФГОС, обеспечат ребенку всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКОЕ НАПОЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Н.Я. Борзова, Л.В. Лоншакова (Новокузнецк)
«Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх...» Ричард Бах
Методические рекомендации разработаны к дидактическому пособию «Разноцветные платочки» согласно Программам коррекционной работы в детском саду, разделам: зрительное восприятие, развитие осязание и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально – бытовая ориентировка. Пособие включает апробированные материалы по возрастам: примерное перспективное планирование, задачи и целевые ориентиры, учитывающее интеграцию всех видов детской деятельности. Систематичность и последовательность в изложении материала, соответствие современным коррекционно – развивающим технологиям позволяет учителям – дефектологам осуществить комплексное развитие и воспитание дошкольников в соответствии ФГОС, обеспечат ребенку всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к обучению в школе.
Дидактическое пособие является средством обучения, поэтому оно может быть использовано при усвоении коррекционного программного материала и проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителей – дефектологов, а также во время обследования зрительного восприятия. Кроме того, данное пособие можно использовать как занимательный элемент на музыкальных, физкультурных, логопедических, логико-математических занятиях.
Цель дидактического пособия: максимально приблизить к норме состояние зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, развитие психических функций, представлений об окружающем мире детей с нарушением зрения.
Пособие позволяет решать следующие коррекционные задачи:
Развитие зрительного восприятия
- Закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам.
- Зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина, пространственное положение).
- Развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно- двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки при рассматривании предметов.
Развитие осязания и мелкой моторики
- Формировать представления о строении и возможности рук.
- Дифференцировать различные признаки и свойства предметов.
- Выделять сенсорные эталоны.
- Формировать зрительно – моторную координацию.
Ориентировка в пространстве
- Обучать свободному ориентированию в микро и макро пространстве.
- Обучать активному использованию сохранных анализаторов при ориентировке в пространстве.
Социально – бытовая ориентировка
- Дать правильное представление о предметах домашнего обихода, их назначении.
- Вырабатывать навыки обращения с предметами в быту, выработать навыки культуры поведения.
- Выработать приемы самоконтроля за своим поведением.
- Научить вступать в общение, в беседу.
Целевые ориентиры для детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения:
Зрительное восприятие
- различает и называет все цвета спектра и их оттенки, а также коричневый, серый, черный и белый цвета; называет цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире;
- различает и называет геометрические фигуры и геометрические тела; находит предметы заданной формы в окружающей обстановке;
- зрительно обследует и анализирует предметы по их основным признакам, различает группы предметов с однородными признаками;
- использует эталон формы для анализа предметов; зрительно анализирует форму и величину предметов и обозначает их в речи, отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине;
- выделяет и словесно обозначает величину (ширину, длину) реальных предметов, устанавливает взаимосвязь между предметами по величине;
- видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные дальше, ближе;
- описывает предметы и находит их по описанию, оперирует не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечает признаки;
- составляет из частей целое; анализирует сложную форму с помощью сенсорных эталонов для анализа строения формы предметов.
Осязание и мелкая моторика
- выполняет действия двумя руками: обследует игрушки в определенной последовательности; узнает окружающие предметы; геометрические фигуры и геометрические тела;
- выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов;
- ориентируется на микроплоскости.
Ориентировка в пространстве
- ориентируется в пространственных признаках предметов ближайшего окружения; активно использует в речи пространственные термины;
- ориентируется в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»; находит и располагает игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства;
- определяет стороны предметов, наполняющих пространство;
- передвигается в названном направлении, сохраняет направление движения, может обозначать направление движения соответствующими пространственными терминами;
- понимает и выполняет практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога;
- контролирует свои действия с помощью зрения и осязания;
- ориентируется в микропространстве, умеет располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях;
- располагает предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначает расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.
Социально-бытовая ориентировка
- понимает назначение окружающих предметов; называет их разнообразные качества; ориентируется в многообразии предметов одного вида, проводит группировку предметов по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов;
- ориентируется в элементарных социально-бытовых ситуациях;
- владеет навыками социального поведения, умеет оценивать эмоциональное состояние человека;
- соблюдает правильную осанку во время ходьбы, за столом;
- имеет представления о возможностях своего зрения, пользуется зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями.
Применение дидактического пособия в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
Содержание образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по четырем возрастным ступеням, соответствующим группам дошкольного возраста. Образовательная деятельность в каждой возрастной ступени Коррекционной программы включает тифлопедагогическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. Работа тифлопедагога направлена на коррекцию и развитие у детей зрительного восприятия, коммуникативной и познавательной сферы, развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки, развитие осязания и мелкой моторики. Эффективность коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в работе тифлопедагога, воспитателя и других специалистов. Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями зрения тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с нарушениями зрения комплексно и многоаспектно. Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих ФГОС ДО и деятельности специалистов по квалифицированной коррекции нарушений у детей.
Целенаправленная работа с пособием включает образовательную деятельность по пяти образовательным областям, коррекцию и развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, зрительных функций, профилактику возможных затруднений счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.
Первая ступень посвящена работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: осуществляется квалифицированная коррекция нарушений зрительного восприятия, познавательной сферы, речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.
На второй (старшая группа и подготовительная к школе группа) коррекционно-развивающая работа предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.
Таким образом, использование многофункционального пособия обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его психофизическому здоровью и восстановлению зрительного дефекта.
ЛИТЕРАТУРА:
- Киселева В.А. Двигаемся, играем, рисуем.// Конфетка, М.: Сфера, 2008.
- Мазепина Т.Б. Развитие пространственных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Д: Феникс, 2002;
- Методика оценки развития зрительного восприятия у детей 5 – 7,5 лет. Безруких М.М. [Электронный ресурс] //http://dob.1september.ru/2002/06/7.htm
- Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие «Разноцветные пуговки» для развития психических процессов у детей дошкольного возраста.
Дидактическое пособие «Разноцветные пуговки» для развития психических процессов у детей дошкольного возраста....
Дидактическое пособие "Разноцветная семейка"- "Төсле гаилә"
Силами пед.коллектива МБДОУ "ЦРР-д/с 91" было разработано дидактическое пособие. Основными преимуществами являются красочность, яркость, уникальность и полифункциональность....
Дидактическое пособие «Разноцветный куб».
Задачи:-упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету;-учить детей называть по цвет и оттенки по светлоте; - развивать мелкую моторику пальцев рук;-активизиро...
Дидактическое пособие «Разноцветные прищепки».
Развивающие задачи: • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение;• Закреплять основные цвета, пространственные отношения, знание геометрических фигур;• Воспитывать познавательный интерес, ус...
Дидактическое пособие "Разноцветные шарики"
Хочу поделиться своим дидактическим пособием по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.Это пособие простое в изготовлении и требует минимальных затрат. Берем разноцветные шарики, отрезаем у...
Дидактическое пособие "Разноцветные платочки"
Название: Дидактические пособия по сенсорному развитию детей раннего возроста "Разноцветные платочки"МДОУ «Детский сад №6 «Солнышко», г.Семенов, Нижегородская областьЦель: ...
Авторская напольно-дидактическая игра "Дорожная азбука"
Цель: Формирования сознательного отношения у детей к изучению правил дорожного движения.Задачи:- Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков.- Расширить сведения детей в сфере городского транс...
- Мне нравится (2)