Формирование экологической культуры у воспитанников с интеллектуальными нарушениями
статья по коррекционной педагогике

Осиновская Наталия Юрьевна

 Коррекционно-воспитательная работа — это комплекс мероприятий по преодолению недостатков в личностном развитии. При индивидуальной работе  с детьми с интеллектуальными нарушениями педагогу необходимо  знать особенности аномального развития, уметь создавать зону психологического комфорта, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, подбирать действенные меры воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат»

Тема:   

Формирование экологической культуры у воспитанников с интеллектуальными нарушениями

Выполнила:

воспитатель

Осиновская Наталия Юрьевна

         

     Понятие «экологическая культура» применительно к воспитанникам с нарушениями интеллекта рассматривается как сложное, интегрированное образование, реализующееся в процессе экологического обучения и воспитания, и включающее формирование системы элементарных экологических представлений, эколого-осознанного отношения к объектам окружающего мира и навыков природоохранного поведения. Его структуру составляют четыре основных компонента:

- когнитивный,

-  эмоциональный,

-личностный,

- поведенческий.

Критериями качественного анализа данных компонентов являются:

- полнота,

- системность, 

- осознанность экологических представлений;

- наличие и устойчивость интереса к объектам окружающего мира;

 - проявление ответственности, эмоциональности и отзывчивости по отношению к природе;

- способность оценивать совершенные поступки;

 - активность, самостоятельность и инициативность в природоохранной деятельности; - соблюдение правил поведения в природе.

                  Уровень экологической культуры у воспитанников с нарушениями интеллекта определяется пятью уровнями: относительно высоким, достаточным, средним, низким и деструктивным.

                Сравнение результатов исследования учащихся с нарушениями интеллекта младших и средних классов позволяет характеризовать младший школьный возраст как наиболее сензитивный к взаимодействию с природными объектами, учитывая следующие характеристики: преобладание пассивно-сочувственной позиции по отношению к природе; более эмоциональное,  в сравнении с учащимися средних классов,  отношение к своим поступкам,  как негативным, так и позитивным; более выраженные, чем в средней школе, интерес к познанию природы, желание ухаживать за растениями и животными, потребность в сюжетно-ролевых, подвижных играх и др.

                  Процесс формирования основ экологической культуры в специальных коррекционных школах требует повышения эффективности и необходимости разработки комплексного подхода.

                 Педагогическими условиями, позволяющими оптимизировать процесс формирования экологической культуры у воспитанников с интеллектуальными нарушениями, являются: 

- организация непосредственного контакта учащихся с объектами окружающего мира;

- обеспечение непрерывности процесса формирования экологической культуры на протяжении всего периода обучения в школе - интернат, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;

- разнообразие словесных, наглядных и практических методов экологической направленности;

- осуществление межпредметного подхода в процессе обучения;

- учет психофизиологических, индивидуальных и возрастных особенностей умственно отсталых учащихся;

-  сотрудничество школы и семьи;

- высокая квалификация педагогов и др.

             Повышению эффективности коррекционно-педагогического воздействия на процесс формирования основ экологической культуры у воспитанников с нарушениями интеллекта способствует  специально   разработанная программа, построенная с учетом психолого-педагогических особенностей данной категории учащихся, состоящая из нескольких взаимосвязанных компонентов: 

-  включение школьников в различные виды эколого-ориентированной деятельности;

 - организация «экологического пространства» в школе;

- экологическое просвещение педагогов и родителей;

- применение различных  форм, методов  и средств педагогического воздействия.

          Программа  ценна тем, что обеспечивает преемственность учебного и воспитательного процессов в экологическом образовании учащихся школы:  предметов  «Окружающий мир»,

 « Природоведение»  и экологического направления воспитательной работы.

Экологическое образование воспитанников складывается из основных блоков:

1.   Особую роль отводится занятиям, беседам, так как  это важное средство воспитательно – образовательной работы с детьми.  На начальном этапе – ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчиваются продуктивной  деятельностью.  Комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по разному интересно.

На занятиях главная  роль отводиться наглядности  ( рассматривание картин, иллюстраций, художественной литературе ). Чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы, но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают воспитанию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат, т. к. у большинства детей с ОВЗ зрительная память доминирует над слуховой.

   2.    Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла проводится последовательно – от простого к сложному.

Целевые прогулки вокруг интерната и за его пределами, наблюдения за трудом взрослых, старших школьников все это расширяет кругозор детей. Может показаться, что это скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное. Свои хорошие дела, поступки отмечаются на  дереве «Дерево добрых дел». Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение.
Г.А. Ягодин отмечал, « что экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет, поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».

   3.    В сочетании с наблюдениями обязательно применять изо-деятельность (рисовать погоду), проводить беседы о явлениях природы, это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаются находить нужные обозначения, те явления природы, которые наблюдали. Необходимо применять самые простые действия, например: выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке, обращать на одежду, которая нужна по сезону. Нет сомнений, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект  детей в целом.

   4.    Полезным и интересным для детей – это экскурсии на природу в разное время года. Лесной массив, где растет много разных пород деревьев, речка – все это рядом с интернатом, после таких походов у детей остается много впечатлений. Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов:  активности – побуждающая к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.

   5.     В классе дети ухаживают  за цветами, имеется оборудование по уходу за растениями. Проводиться опытническая работа с водой ( где быстрее прорастет зернышко, в сухой земле или сырой; почему необходимо поливать растения? В процессе различных занятий и опытов дети убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух) все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы,  обеспечивает интенсивное развитие мышления школьников. Все полученные знания закрепляются в играх «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?» и т.д.

   6.     Игра  ведущая деятельность начальных классов школы-интернат.

В.А. Сухомлинский говорил о ней  так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир  в ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости.»  

Игра – отличает  школьную ступень от ступеней системы непрерывного экологического образования. Выделены три основных подхода к игровым методам: создание новых, разнообразных игр, с содержанием правил экологического содержания и адаптация народных игр, которые знакомят детей с различными природными явлениями, процессами.

Дидактические, словесные игры – развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Развиваются самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

   7.   Также большое значение имеют сказки.  Их  очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными.  Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются ( помогает наглядность, настольный театр), Где формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.  Сюжетосложение,  помогает в развитии воображения, фантазии, мелкой моторики рук и конечно правильной речи. Используя сказки и наблюдения в природе, знакомые сказки можно переделывать на свой лад, придумывать новых героев, новые поступки, приключения и заканчивать сказку желательно  добром. Все высказывания детей  заносятся на бумагу, потом зачитывают, где что  не нравится, можно переделать. Второй этап – зачитывается новая сказка, и дети сами выбирают кто что будет рисовать, они превращаются в  художников-оформителей, а уже потом создается новая книжка. Сюжетосложение так же помогает сплотить коллектив детей, так как работают все вместе, выбираются самые интересные высказывания и получается в результате рассказ.

   8.    Все воспитание и обучение строится в личностно-ориентированной модели.  Главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаются все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и  самооценка.

Является уникальным средством сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориетированого подхода – проектирование. Проект – это «игра в серьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Программа ориентирована на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

 9.    Экологическое образование школьников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей. Это крайне важно и, в то же время, один из наиболее сложных с позиции реализации, компонент системы экологического образования в школьном учреждении. Работа с родителями – постепенный и непрерывный процесс. Отбор экологической информации для этих целей производится с учетом личной значимости. Реализация осуществляется по нескольким направлениям: (уход за растениями, сбор семян, коллекций; выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями); выполнение домашних заданий; организация природоохранных акций (уборка территории дома, посадка деревьев, оформление кормушек и их размещение на территории)  Родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнивать с работами, поделками, рисунками других детей.

    Теоретические знания, полученные учеником на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, умения обобщать результаты своих наблюдений,  способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников"

Сочинение экологических сказок, нацеленных на формирование бережного отношения к природе....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки, а также в совершенствовании...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросахэкологической сказки...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...

Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников.

https://ok.ru/video/2739869649652 Метод придумывания  экологической сказки самими детьми.         Участвуя в создании  экологических сказок, дети усваивают опре...

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задач...

Мастер-класс для воспитателей «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Гудиева Альбина ГурамиевнаМастер-класс для воспитателей «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...