Сопровождение слепого ребёнка педагогами и родителями в период адаптации в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Блинова Светлана Васильевна

Проблема адаптации слепого ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛЕПОГО РЕБЁНКА ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДОУ

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

В последние годы прослеживается увеличение числа детей с  тяжелой врожденной патологией зрения, повлекшей за собой инвалидность ребенка. Дети этой категории, как правило, нуждаются в постоянной квалифицированной  медицинской и педагогической помощи.  

Проблема адаптации слепого ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти.

При адаптации ребёнка  учитываются не только возрастные, но и индивидуальные  особенности, обусловленные  его личностными психологическими качествами, а также особенностями зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состояния здоровья.

Работа по адаптации с незрячим ребенком проводится педагогами учреждения и родителями, связующим звеном является тифлопедагог.

Педагогами сопровождения проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком по профилю своей деятельности.

Педагоги, привлекая родителей, изготавливают пособия для индивидуальной работы с незрячим ребенком. Педагоги информируют родителей о результатах адаптации  ребенка, обучают их специальным способам организации игровой деятельности, и организации проведения  свободного времени ребенка. Организовывают мастер-классы для воспитателей и родителей по использованию специальных коррекционных методов и приемов, проводят беседы, лекции, выпускают газеты, буклеты и другую наглядную информацию.  

Адаптация слепого ребёнка к условиям детского сада проходит в несколько этапов.

         На первом этапе педагоги при помощи родителей,  располагают ребёнка к себе, вызывают у него чувство доверия. К незрячему ребенку не предъявляют никаких требований, его постепенно знакомят с  режимом группы и правилами поведения. У ребёнка постепенно формируют основы общения. С первых дней пребывания незрячего ребёнка в детском саду побуждают пользоваться остаточным зрением (если оно есть) и сохранными анализаторами. На этом этапе педагоги наблюдают за незрячим ребёнком в разных ситуациях и на основании этих наблюдений составляют индивидуальную коррекционную программу этого ребёнка.

        На втором этапе осуществляется постепенное вовлечение слепого ребёнка в деловое взаимодействие с взрослыми и детьми в повседневную жизнь группы. У ребёнка закрепляются навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Ему предоставляется всё больше самостоятельности в выполнении элементарных действий. Манипулированные действия ребёнка с игрушками постепенно переводятся в осознанную предметно-практическую деятельность. В этот период налаживается общение слепого ребёнка с одним-двумя детьми группы во взаимодействии. На этом этапе незрячий ребёнок постепенно вовлекается в систему индивидуальных коррекционных занятий по составленной индивидуальной программе.

        Третий этап предполагает вовлечение незрячего ребёнка в общение  с разными   детьми группы в играх, на занятиях, в повседневной жизни. Чтобы повысить самооценку и уверенность в себе у слепого ребёнка,  необходимо чаще хвалить, поощрять. Все действия слепого ребёнка осуществляются при участии (полном или частичном) и под контролем педагога и родителей, но всё с большей активностью самого ребёнка.

        Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все это вызывает страх у маленького человека. Сопровождение педагогов и родителей приближает слепого ребёнка к миру зрячих людей, позволяет взрослым легче формировать у него навыки социально-адаптивного поведения.

Литература

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. — М.: Логос, 2007. – 306с.
  2.  Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов  / под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  4. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении: метод. рекомендации / под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 2001. – 96 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога и родителей в период адаптации ребенка в детском саду.

Статья рассказывает о важных аспектах взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка к ДОУ....

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

 Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие...

Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".

Ра    Данный проект поможет молодым специалистам  во взаимодействии со всеми  членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с ...

Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...

Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...