Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребёнка с РАС
рабочая программа по коррекционной педагогике

Кочнева Валентина Валерьевна

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребёнка с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochneva_adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma_ras.docx54.84 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования

2018 г.

Содержание:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        4

1.1.         Пояснительная записка        4

1.1.1.        Цель и задачи реализации адаптированной образовательной программы.        5

1.1.2.        Принципы и подходы к формированию Программы        6

1.2.        Условия обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра        7

1.3.        Планируемые результаты образовательной деятельности по реализации Программы        9

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        11

2.1.        Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях        11

2.1.1. Социально-коммуникативное развитие        11

Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)        11

2.1.2.        Познавательное развитие        11

Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)        11

2.1.3.        Речевое развитие        12

Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)        12

2.1.4.        Художественно-эстетическое развитие        13

Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)        13

2.1.5.        Физическое развитие        13

Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)        13

2.2.        Взаимодействие взрослых с детьми        14

2.3.        Взаимодействие педагогического коллектива с семьей        18

2.4.        Коррекционно - развивающая работа с ребенком  с ограниченными возможностями здоровья (РАС)        20

3.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        22

3.1.        Условия реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО        22

3.2.        Организация развивающей предметно-пространственной среды.        23

3.3.        Кадровые условия реализации Программы        24

3.4.        Материально-техническое обеспечение АОП        25

3.5.        Распорядок и режима дня.        26

3.6.        Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы        27

3.7.        Перечень нормативных правовых актов        27

3.8. Перечень литературных источников        29


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.         Пояснительная записка

Все виды психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка дошкольного возраста. Оказание своевременной помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной педагогики. Среди детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и ограниченные, стереотипные и повторяющиеся шаблоны интересов, поведения и видов деятельности. Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию. Эти же признаки лежат в основе особых образовательных потребностей ребенка с РАС.

Адаптированная образовательная программа (далее – Программа) обеспечивает разностороннее развитие ребенка с РАС с учетом его индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Данная Программа составлена на основе ООП МБДОУ детский сад №10 г.Лысково, ФГОС ДО, основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой.

Данная Программа составлена с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка с РАС, и направлена на использование мер по адекватной коррекции, абилитации и  его развития.

  1.  Цель и задачи реализации адаптированной образовательной программы.

Цель реализации Программы: организация помощи в получении детьми с РАС дошкольного образования в соответствии с их возможностями и особенностями. Оказание коррекционной помощи по исправлению или ослаблению имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений по всем направлениям развития.  

Задачи программы:  

1. Определение особых образовательных потребностей и возможностей детей с РАС. Сохранение, укрепление здоровья детей (психического, физического, эмоционального), через создание атмосферы благополучия, снятие детских тревожности и страхов.

2. Разработка индивидуальной траектории развития образовательного маршрута для каждого ребенка специалистами: учителем – логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем.  

3. Создание условий, способствующих освоению детьми дошкольного возраста с РАС адаптированной образовательной программы (АОП).  

4. Формирование устойчивого эмоционального контакта педагога и ребенка в совместной, доступной для него деятельности и адаптацию в условиях ДОУ.  

5. Последовательное растормаживание речи детей; коррекция по развитию понимания и пользования речью или альтернативными ее формами, как средством коммуникации;

6. Формирования личности ребёнка с аутизмом, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7. Стимуляция и активизация познавательных возможностей и потребностей ребенка с РАС к окружающему миру (предметов и людей) через сенсорную интеграцию.

8. Сотрудничество с родителями (законными представителями) по комплексному сопровождению ребенка и оказание консультативной и методической помощи родителям специалистами.

В целях обеспечения реализации АОП дошкольного образования детей с РАС может быть использована сетевая форма взаимодействия, включая ресурсы других образовательных и иных организаций.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

В соответствии со ФГОС ДО Программа базируется на следующих принципах:

  1. Общие принципы и подходы к формированию АОП:
  • Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.  
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей, уважение личности ребенка.
  • Дифференцированный подход к построению АОП для детей, учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
  • Реализация АОП в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  1. Специфические принципы и подходы к формированию Программы:
  • Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и личных интересов ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального развития ребенка и предоставляет ему возможность социализироваться и адаптироваться в обществе. Педагог должен уметь устанавливать контакт с ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес (определенная книга, кусок ткани, блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает возможность включать ребенка в элементарную совместную деятельность и взаимодействие с другими детьми.
  • Принцип усложнения программного материала позволяет реализовывать АОП на оптимальном для ребенка с РАС уровне трудности. Это поддерживает интерес ребенка и дает возможность ему испытать радость преодоления трудностей. Учет объема, степени разнообразия, эмоциональной сложности материала обеспечивает постепенное увеличение объема программного материала и его разнообразие.  
  • Принцип сочетания различных видов обучения: объяснительно-иллюстративного, программированного и проблемного обучения способствует развитию самостоятельности, активности и инициативности ребенка.
  • Принцип интеграции образовательных областей. Каждая из образовательных областей, выделенных в образовательной программе (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие), осваивается при интеграции с другими областями.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в реализации АОП. Система отношений ребенка с РАС с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления являются важной составляющей в ситуации развития ребенка.
  • Принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов заключается в обеспечении широкого видения проблем ребенка командой специалистов, в которую входят воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

  1. Условия обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.

У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС.

Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среденормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О. С. Никольской) относятся потребности:

• в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;

• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа группы с индивидуальным;

• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

• в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;

• в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;

• в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде;

• в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;

• в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

• в создании адаптированной образовательной программы;

• в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;

• в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;

• в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;

• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;

• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательной организации и с родителями нормально развивающихся детей;

• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.

  1. Планируемые результаты образовательной деятельности по реализации Программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и представлены в форме целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра         На этапе завершения дошкольного образования специалисты, работающие с ребенком с РАС с интеллектуальным развитием, находящимся в пределах возрастной нормы, должны стремиться к тому, чтобы ребенок мог:

– владеть альтернативными способами коммуникации (при необходимости);

– замечать других детей, проявлять к ним интерес, принимать участие в совместной деятельности, некоторых общих играх;

– здороваться и прощаться, благодарить доступным способом;

– ждать своей очереди, откладывать на некоторое время выполнение собственного желания;

– адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;

– сообщать о своих желаниях доступным способом;

– не проявлять агрессии, не шуметь или прекратить подобное поведение по просьбе взрослого;

– выражать свои чувства – радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие – в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах;

– устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в другом способе (карточка, фотография, символ и т.д.);

– замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;

– обращаться к сверстникам с просьбой и предложениями о совместной деятельности (при необходимости – с помощью взрослого);

– владеть элементарными способами решения конфликтных ситуаций (уступить, извиниться, попробовать договориться и др.);

– вступать в отношения с взрослым человеком как носителем правил, опираться на его авторитет при освоении материала и регуляции собственного поведения, может к нему обратиться c вопросом и просьбой, привлечь внимание адекватными способами, когда это необходимо; регулировать свое поведение в соответствии с просьбами взрослого;

– уметь действовать по правилам (при необходимости - с помощью визуальной опоры), произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия (при необходимости – с помощью сигнала);

– проявлять интерес к занятиям, выполнять инструкции взрослого (при необходимости – с использованием визуальной поддержки), слушать, когда взрослый начинает говорить, реагировать на замечания и похвалу социально приемлемыми способами;

– использовать речь или другие методы коммуникации для ответа на вопрос, выбора общих свойств предметов, материалов, отличий; составлять предложения и короткие рассказы (умеет использовать схемы); поддерживать элементарный диалог в знакомых социальных ситуациях;

– владеть основными навыками самообслуживания;

– контролировать равновесие, силу прыжка, гибкость, координацию движений, участвовать в спортивных играх с элементарными правилами;

– уметь обращаться с бумагой и письменными принадлежностями;

– проявлять элементарную оценку своих поступков и действий;

– переносить некоторые приобретенные навыки в другую ситуацию.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.1.1. Социально-коммуникативное развитие

        Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)

        Социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на развитие:

– общения с взрослыми и детьми, умения принимать помощь взрослого, выполнять инструкцию, в том числе – фронтальную;

– умения обходиться без помощи и поддержки взрослого в течение дня;

– общения со сверстниками, побуждения желания участвовать в совместной деятельности с другими детьми;

– умения соблюдать правила при игре с другими детьми, адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;

– способов коммуникации, которые функционально эквивалентны проблемному поведению (учить ребенка просить: предмет, действие и прекращение действия, перерыв, помощь; выражать отказ);

– способности к адекватному выражению различных эмоциональных состояний, обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь, умения справляться со сложными ситуациями социально приемлемыми способами.

  1. Познавательное развитие

        Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)

        Познавательное развитие включает:

– формирование временных представлений, обучение ребенка принципам работы по визуальному расписанию, развитие осознанности связи между расписанием режима дня и повседневной жизнью;

– развитие полисенсорного восприятия и пространственно-временной ориентации: формирование схемы собственного тела, представлений о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу, взаимоотношений между внешними объектами, словесное обозначение пространственных отношений;

– ориентирование по стрелке в знакомом помещении; умения пользоваться простой схемой-планом;

– при возможности - развитие навыка описывать различные свойства предметов: цвет, форму, группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

– обучение соотносить форму предметов с геометрической формой-эталоном, дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;

– развитие способности устанавливать элементарные причинно-следственные связи, зависимости;

– формирование навыков самообслуживания и опрятности, развитие самостоятельности.

  1. Речевое развитие

        Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)

        Речевое развитие включает:

– при необходимости – обучение использованию альтернативных средств коммуникации;

– развитие умений: называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события, привлекать внимание и задавать вопросы о местонахождении предметов и связанные с понятием времени, соблюдать правила разговора (смотреть на собеседника, соблюдать слушать);

– развитие элементарных диалоговых навыков (инициирование и завершение диалога, обращаясь к человеку по имени, используя стандартные фразы поддержать диалог на определенную тему в различных социальных ситуациях, делясь информацией с собеседником);

– развитие интонационной и смысловой стороны речи, понимания услышанных и прочитанных текстов, употребления предлогов, переносного значения слов, пословиц, поговорок, восприятия сложных речевых конструкций (пространственно-временных и причинно-следственных);

– развитие фонематических процессов (речевое звукоразличение, дифференциация фонем, установление звуковой структуры слова), отработка правильного произношения всех звуков и употребление их в ситуациях общения, развитие слухоречевой памяти;

– перенос навыков построения высказывания в естественную обстановку в ходе непосредственного общения, в первую очередь, со сверстниками.

  1. Художественно-эстетическое развитие

        Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)

        Художественно-эстетическое развитие предполагает:

– использование различных изобразительных средств и приспособлений;

– создание простых рисунков и поделок по образцу (схемам), словесной инструкции, предварительному замыслу, передачу в работах основных свойств и отношений предметов;

– возможность ориентироваться в пространстве листа бумаги, правильно располагать предмет на листе;

– самостоятельную подготовку рабочего место к выполнению задания;

– участие в создании коллективных работ;

– формирование эмоциональной реакции на красивые сочетания цветов, оригинальные изображения, содержание знакомых музыкальных произведений;

– обучение ребенка различать музыку различных жанров; называть музыкальные инструменты (обратить внимание на то, что дети могут испытывать дискомфорт от звучания некоторых инструментов);

– выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером;

– участие в коллективных театрализованных представлениях.

  1. Физическое развитие

        Дети с РАС (интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы)

        Физическое развитие направлено на развитие:

– восприятия собственного тела, его положения в пространстве («схема тела»), общей координации движений, ловкости, гибкости и силы прыжка, удерживания равновесия, умения балансировать, владения телом, умения действовать по инструкции взрослого;

– мелкой моторики, скоординированности движений руки и речевой моторики;

– стремления участвовать в совместных с другими детьми спортивных играх и подвижных играх с правилами;

– функций элементарного самоконтроля и саморегуляции при выполнении физических упражнений;

– по возможности – обучение ребенка кататься на самокате, машинке с педалями, роликовых коньках, велосипеде, играть в мяч, соблюдая общепринятые правила и нормы поведения.

  1. Взаимодействие взрослых с детьми.

        Характер взаимодействия со взрослыми. При включении ребенка с РАС в образовательный процесс необходимо соблюдать постепенность. Взрослому необходимо заранее познакомиться с ребенком и его родителями, узнать особенности поведения, общения, привычки и интересы. Взрослый становится гарантом безопасности и стабильности для ребенка с РАС в детском саду. Взрослый помогает ребенку адаптироваться в новой обстановке, понять устройство помещения образовательной организации, группы, спальни, залов и кабинетов, познакомиться с детьми. Вначале ребенок может находиться в группе неполный день.

        В процессе образовательной деятельности основной задачей взаимодействия взрослого с ребенком с РАС является перенос формирующихся навыков в различные социальные контексты. Это реализуется при следующих условиях:

– каждая ситуация рассматривается взрослым как возможность для построения взаимодействия с ребенком,

– взрослый внимательно относится к поведению и эмоциональным реакциям ребенка,

– налаживание взаимодействия основывается на актуальных интересах ребенка,

– взаимодействие осуществляется в ходе совместной деятельности: коммуникативно-речевой, предметной, игровой, конструктивной, изобразительной и др.

        Взрослыми специально организовывается работа, направленная на устранение или уменьшение проявления нежелательного поведения ребенка с РАС. Проблемное поведение подвергает риску самого ребенка и/или его окружение и затрудняет общение и включение в социальную среду. Оно может проявляется в виде истерики, агрессии (вербальная, физическая), аутоагрессии, отсутствия реакции на просьбы, требования, аутостимуляции, неусидчивости, нарушения внимания, импульсивности, нежелания сотрудничать. Часто причиной такого поведения может быть повышенная тревожность, неумение ребенка объяснить свое состояние или желания социально-приемлемым способом (например – головная боль, голод, жажда) Крик или агрессия иногда могут быть единственным способом, с помощью которого он может выразить просьбу, то есть средством коммуникации.

        Взрослому необходимо определить, с какой целью ребенок использует определенное поведение. Для этого проводится наблюдение за событиями, которые происходят до проблемного поведения и после. Проанализировав данные события можно значительно снизить качественный и количественный уровни проблемного поведения. Для этого используются следующие способы:

        Взрослый обучает ребенка выражать свои просьбы (вербально и невербально), а именно: просить предмет, действие, прекращение действия, перерыв, помощь, выражать отказ. При общении ребенка с РАС с другими детьми, взрослый помогает ребенку с помощью подсказок.

        Взрослый создает специальные ситуации для развития возможности ребенка играть самостоятельно. Они должны основываться на актуальных интересах ребенка. Интересы выявляются путем наблюдения за ребенком, бесед с ним и с родителями. Обогащение окружающей среды и появление новых интересных занятий позволяют уменьшить частоту аутостимуляций и снизить мотивацию для привлечения внимания.

        Взрослый помогает ребенку включиться в занятия. Ребенок может отказываться, если они трудные, длинные, неинтересные и непонятные. В таких ситуациях взрослому необходимо: понизить уровень сложности задания, использовать чередование достаточно простых и сложных заданий, предоставить возможность ребенку выбора задания, работать в достаточно быстром темпе (задания должны быть короткими), часто менять задания, выбирать эффективные методы обучения.

        Ребенку с РАС необходима помощь взрослого и для выстраивания взаимодействия с другими детьми, отношений с миром и самим собой. Он является проводником ребенка в детское сообщество.

        Характер взаимодействия ребенка с РАС с детьми во многом зависит от позиции взрослых, работающих с детьми и понимания того, что:

– ребенок не всегда улавливает социальный и эмоциональный контекст происходящего,

– не понимает подтекста и юмора,

– затрудняется не только в инициации взаимодействия, но и в его поддержании,

– быстро пресыщается контактом,

– высказывания могут быть слишком прямолинейны, он не умеет лукавить и скрывать, проявляет значительную социальную наивность.

        Поэтому такому ребенку построить высказывание в естественной обстановке в ходе непосредственного общения, в первую очередь, со сверстниками. Плохое понимание окружающих того, что именно хочет сказать ребенок, приводит к замкнутости, прекращению взаимодействия, демонстрации нежелательных формы поведения. В подобных ситуациях роль взрослого заключается в том, чтобы, поддержать ребенка, оказывая ему дозированную помощь.

        Для взаимодействия с другими детьми взрослый может: дать вербальную подсказку, которая поможет ребенку с РАС продолжить беседу, попросить о чем-либо словами, поощрять за самостоятельное использование слов, предложить детям поиграть во что-нибудь другое при отказе, учить и поощрять сверстников ребенка с РАС за сотрудничество с ним, инициировать детей обращаться к ребенку с просьбой.

        При организации совместной ролевой игры с детьми педагогу следует предложить ребенку с РАС роль, с которой он может справиться самостоятельно, а также использовать его сильные стороны.

        При взаимодействии с детьми может возникнуть большое количество сенсорных проблем, что затрудняет участие в играх ребенка с РАС наравне с другими детьми. При диагностировании гиперчувствительности к звукам и шумам одним из наиболее часто используемых приспособлений являются шумопоглощающие наушники. Правильно подобранные наушники не мешают ребенку слышать других детей, но снижают уровень фонового шума. При выборе данного устройства необходимо провести работу по обучению ребенка их использованию, а также определить продолжительность их использования.

        

        Для того чтобы ребенок с РАС мог быстрее включиться в социум, необходимо расширять спектр его отношений с миром, другими людьми и самим собой: развивать понимание эмоций, намерений, желаний (своих и чужих); помогать предсказывать действия других на основе их желаний и мнений; понимать причины и следствия событий. Поэтому необходима проработка личного эмоционального опыта ребенка, совместное осмысление с ним его впечатлений, переживаний, их связи с происходящим вокруг (для этого составление историй про ребенка и его близки, работа с художественными текстами, мультфильмами и т.д.); развитие его способности к диалогу.

        Ребенок с РАС может быстро пресыщаться впечатлениями и эмоциональным контактом. У него обязательно должна быть возможность уединения. С этой целью оборудует уголок уединения (зоны отдыха ребенка). Для этого используют: невысокие легкие передвижные ширмы, разноцветные драпировки разной величины, мягкие модули, подушки, балдахин, шатер, палатку, любое ограниченное пространство. В зоне отдыха размещают любимые игрушки ребенка, книги, фотографии, приятное для ребенка сенсорное оборудование, мягкая мебель и т.д. Детей необходимо обучить правилам поведения в уголке уединения.

        Для адаптации в окружающем пространстве, ориентирования, как в помещении, так и в процессе образовательной деятельности используется:

        Визуализация режима дня/расписания занятий. Для того чтобы наглядное расписание выглядело понятным ребенку, педагог использует карточки, отражающие различные виды деятельности детей в течение дня. В зависимости от уровня развития ребенка изображения на карточках могут быть реалистичными, символическими или схематичными. Карточки размещаются на уровне глаз детей. Визуализация помогает ребенку: следовать распорядку дня без дополнительных словесных инструкции и напоминаний, что повышает самостоятельность; не использовать постоянные вопросы о событиях дня, снижая беспокойство и придавая ему чувство безопасности; переходить от одного вида деятельности к другому, из одного помещения в другое. При переходе к школьному обучению, карточки могут быть заменены текстовым расписанием.

        Визуализация плана непосредственно образовательной деятельности/занятия.         Расписание деятельности во время занятия с детьми может располагаться на уровне глаз детей или непосредственно на столе ребенка. Для изготовления плана занятия рекомендуется применять карточки с символами и подписями. Визуализация плана занятия помогает подготовиться к смене видов деятельности; усвоить основные заведенные действия на том или ином занятии; доводить до конца выполнения задания.

        Наглядное подкрепление информации необходимо вследствие особенностей восприятия, понимания оборотов речи и абстрактных понятий ребенком с РАС. Весь материал должен подкрепляться визуальным рядом и выполнением практических заданий. С этой целью используют различные изображения, фотографии, иллюстрации, презентации при подаче знаний об окружающем, символы при формировании абстрактных понятий, таблички с подписями, картинки с подписями, картинки-символы.

        Наглядное подкрепление инструкций. С этой целью используют символы действий, разбивку длинной инструкции на отдельные короткие элементы, визуальные алгоритмы выполнения заданий.

        Образец выполнения. Предоставление образца выполнения может быть в виде моделирования действия, образца ответа/поделки, визуального плана выполнения (аппликации, рисунка, лепки и т.п.).

        Визуализация правил поведения. Наблюдаемое негативное поведение ребенка с РАС может выражать потребность в помощи или внимании; уход от стрессовых ситуаций; желание получить какой-либо предмет; недопонимание; протест против нежелаемых событий и т.д. Для того чтобы дети быстрее привыкли к правилам поведения в детском саду, необходимо сделать наглядное напоминание правил. По завершении адаптационного периода, когда основные нормы поведения будут усвоены, могут понадобиться индивидуальные правила.

        Социальные истории используют для обучения детей с РАС правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции, нормы поведения в общественных местах и т.д. Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка с учетом его возможностей, с использованием и осмыслением впечатлений и событий его индивидуального опыта. История должна сопровождаться рисунками и фотографиями.

        Поощрение за правильно выполненное действие, соблюдение правил, доведение действия до завершения и др. В качестве поощрения используют предметы, интересные для ребенка и являющиеся для него ценность (разрешение постучать в барабан, позвонить в колокольчик, приклеить на ленту успеха бабочку, звездочку и др.)

  1. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей

        Важным условием расширения спектра возможных отношений с миром, другими людьми и самим собой ребенка с РАС является взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка с расстройствами аутистического спектра. При планировании работы по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей необходимо учитывать установки родителей на понимание особенностей ребенка и подходы к его воспитанию.

        Для таких семей характерны: тяжелые переживания, стрессы, депрессия, ощущение потери смысла жизни и т.д.; дисгармоничные отношения: жесткие ролевые позиции, выраженная избыточная опека; разногласия членов семьи по вопросам воспитания; социальная самоизоляция семьи; информационная депривация родителей; потребность родителей в кратковременной «передышке».

        Родители могут: не до конца осознавать состояние ребенка; отказываются верить в заключения специалистов; испытывать стресс, связанный с проблемами поведения ребенка; постоянно ставить перед ребенком невыполнимые задачи; обвинять окружающих в некомпетентности; поддерживать лишь ограниченные формы взаимодействия с ребенком; переживать собственную беспомощность и т.д. Лишь небольшое количество родителей детей с РАС раннего и дошкольного возраста используют естественный и гибкий подход в воспитании ребенка.

        Поэтому педагогам необходимо соблюдать определенные условия для выстраивания партнерских отношений с родителями:

        Проявлять уважение к родителям. Уважение выражается в профессиональной позиции педагога, признающего достоинства личности, ценности и значимости родителей.

Проявлять эмпатию, понимание к проблемам семьи ребенка с РАС.

        Наличие общей цели, которое позволяет выработать единую линию поведения с ребенком и придерживаться ее и дома и в детском саду. Контакт и диалог с родителями дают возможность общаться и прояснять позиции друг друга.

        Понимания и соблюдение собственных прав и прав родителей. Не первое место при взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права как: право на собственное мнение и собственный выбор, право на информацию, право на уважение, право просить о помощи, право получать признание и т.д.

        Распределение ответственности между педагогами и родителями позволяет предупредить взаимное обвинение друг друга, перекладывание ответственности и уход от нее.

        При взаимодействии с родителями педагоги имеют возможность выявить сильные стороны ребенка, включить близкое окружение в развивающее взаимодействие с ребенком, продемонстрировать ближайшему окружению все, даже незначительные достижения ребенка.

  1. Коррекционно - развивающая работа с ребенком  с ограниченными возможностями здоровья (РАС)

        Коррекционно-развивающая работа направлена на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию в другие типы образовательных учреждений.

В процессе общения с ребенком с РАС следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

1.        Необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

2.        По возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

3.        Учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

4.        Помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Коррекционная помощь детям с РАС требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.

Основные принципы коррекционно-развивающей работы:

-принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;

-принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;

-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;

-принцип системности: обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у ребенка с ОВЗ (РАС), а также взаимодействие и согласованность действий других специалистов в решении проблем ребёнка;

-принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

-принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющему недостатки в психическом развитии;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Диагностическая работа включает:

-выявление особых образовательных потребностей ребенка с РАС при освоении основной образовательной программы;

-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка;

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, выявление его резервных возможностей;

-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;

-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).

Коррекционно-развивающая работа включает:

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с РАС методов и приемов обучения, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

Консультативная работа включает:

-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с РАС, единых для всех участников воспитательно - образовательного процесса;

-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком;

-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

Информационно-просветительская работа предусматривает:

-информационную поддержку образовательной деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями,        их родителей        (законных        представителей), педагогических работников;

-различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Условия реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически-привлекательная.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-        реализацию различных образовательных программ;

-        создание необходимых условия для инклюзивного образования;

-        учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-        учет возрастных особенностей детей.

Спецификой создания развивающей предметно-пространственной среды является ее визуализация и структурирование согласно потребностям детей с РАС. Пространство: учитывает интересы и потребности ребенка с РАС, характеризуется относительным постоянством расположения игровых материалов и предметов мебели, не перегружено разнообразными игровыми объектами. Игры и игрушки подбираются в соответствии с содержанием образовательной программы.

  1. Кадровые условия реализации Программы        

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными        работниками Организации, обеспечивающими охрану жизни и здоровья детей, реализацию Программы.

В реализации АОП для ребенка с РАС принимают участие следующие специалисты: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

  1. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными профессиональными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей с ОВЗ (п. 3.2.5 Стандарта).

Педагог дошкольного образования должен:

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте.
  • Уметь организовывать ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности: игровой, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка дошкольного возраста.
  • Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  • Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  • Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

  1. Материально-техническое обеспечение АОП

В соответствие с заключением ПМПК ребенку с РАС не требуются специальные технические средства обучения и специальные учебники и дидактические пособия.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности воспитанников, в т.ч. ребенка с РАС ведется в соответствии с образовательной программой МБДОУ детский сад №10.  

  1. Распорядок и режима дня.

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Режим дня на холодный период года  

(режим работы группы 10,5 часов)

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика

6.45 – 8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 – 8.55

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.55-9.10

8.55-9.10

8.55-9.10

8.55-9.10

8.55-9.10

Обязательная образовательная деятельность

9.10-9-30;

9.40–10.00

9.10-9-30;

9.40-10.00

9.10-9-30;

9.40-10.00

9.10-9-30;

9.40-10.00

9.10-9-30;

9.40-10.00

Самостоятельная деятельность, второй завтрак

10.00-10.10

Подготовка к прогулке, прогулка

10.10-12.15

10.10-12.15

10.10-12.15

10.10-12.15

 10.10-12.15

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.15 – 12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные, гигиенические   процедуры

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.50

Самостоятельная, совместная деятельность детей, игры, досуги, общение

15.50 –16.30

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

16.30 – 17.15

Планирование образовательной деятельности в соответствии с учебным планом МБДОУ детский сад №10.

Понедельник

ОО «Познавательное и социально-коммуникативное  развитие».Ознакомление с окружающим миром. 9:10-9:30

ОО «Физическое развитие» Физическая культура.  9:40-10:00

Вторник

ОО«Речевое развитие» Развитие речи. 9:10-9:30

ОО«Художественно-эстетическое развитие». Музыка.9:40-10:00

Среда

ОО«Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. 9:00-9:15

ОО«Физическое развитие» Физическая культура. 9:25-9:40

Четверг

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Лепка/Аппликация (в чередовании 1 раз в две недели).     9:10-9:30

ОО«Физическое развитие» Физическая культура    9:40-10:00

Пятница

ОО«Художественно-эстетическое развитие». Рисование. 9:10-9:30

ОО«Художественно-эстетическое развитие». Музыка. 9:45-10:00

Работа со специалистами.

С ребенком работают специалисты:

Учитель-логопед – 3 раза в неделю, по 20 минут.

Музыкальный руководитель – 2 раза в неделю.

Занятия со специалистами индивидуальные. В расписание ООД не вносятся.

  1. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы

В целях совершенствования кадрового обеспечения запланированы курсы повышения квалификации для педагогов…..

  1. Перечень нормативных правовых актов        

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.— ООН 1990.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: — Режим доступа: pravo.gov.ru..

Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о

Стратегии развития воспитания до 2025        г.[Электронный ресурс].— Режим

доступа: http://govemment.ru/docs/18312/.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 28 июня 2014 года).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. - 2013. - 19.07(№ 157).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        

        Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 28 июня 2014 года).

        

        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 № 32220).

        

        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

        

        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

        

        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13);

        Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15))

        АОП РАС разработана в соответствии с ФГОС ДО; примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; образовательной программой МАДОУ на 2017-2018 учебный год.

3.8. Перечень литературных источников

Аутизм: методологические аспекты коррекции. Под ред. Морозова С.А. – М.: Сигналъ, 2002.

Аутичный ребёнок: проблемы в быту. Под ред. Морозова С.А. – М:1998.

Гилберг К., Питере Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб., 1998.

Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Е.Янушко. М.: Теревинф, 2004.

4.        Практический психолог в детском саду А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

5.        Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника А.Н. Веракса М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015

6.        

7.        Тесты для подготовки к школе А.Назарова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

8.        Настольная книга практического психолога в образовании Е.И. Рогов М, 1996

9.        Игровая терапия: искусство отношений Г. Л. Лэндрет М, 1994

10.        Учимся общаться с ребёнком В.А. Петровский. М., 1993

11.        Как предупредить отклонения в поведении ребёнка А.И. Захаров М, 1986г.

12.        Разбуди в ребёнке волшебника Е.Е. Кравцова М, 1996г.

13.        Диагностика интеллекта методом рисуночного теста С. Степанов М. 1996г.

14.        Психогимнастика М.И. Чистякова М,1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...