КАК МЫ РАБОТАЕМ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Детство – это самая счастливая и самая лучшая пора. Один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество открытий.
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей, которые должны сделать его счастливым.
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Задача педагогов – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК МЫ РАБОТАЕМ С РОДИТЕЛЯМИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Т.И. Золотарева
Воспитатель старшей группы
М.В. Бондарева
Учитель-логопед
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21
п. Северный, Белгородский район»
Н.Ф. Медведева
Учитель-логопед
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21
п. Северный, Белгородский район»
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитал.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Детство – это самая счастливая и самая лучшая пора. Один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество открытий.
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей, которые должны сделать его счастливым.
1 сентября 2013 года в Российской Федерации ознаменовалось вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ», согласно которому дошкольное образование является уровнем общего образования. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где прописаны основные принципы, одним из которых является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Задача педагогов – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Трудно растить детей в сложном современном мире. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Секрет любви прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов (проступки, возраст и т. д.). Любить независимо ни от чего. Вот такой безоговорочной, безусловной любви к ребенку и не хватает молодым родителям. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, поэтому ведется взаимосвязь с родителями.
Традиционные родительские собрания и консультации современным родителям не давали нужного эффекта. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что семьи и педагоги, воспитывали одного и того же ребенка, были изолированы друг от друга.
Поставив перед собой цель: заинтересовать родителей в совместной работе, сделать их участниками воспитательного процесса, вовлечь семьи в жизнь детского сада.
Мы решили использовать новые формы работы, которые условно можно было разделить на 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
1. Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания. Первые ростки взаимопонимания с семьями проявились на родительском собрании, которое мы назвали «За чашкой чая». Родители рассказали о проблемах, которые у них возникают в воспитании детей. Психолог детского сада помог разобраться в сложных ситуациях, предложил прочитать соответствующую литературу. «Психологические особенности детей дошкольного возраста» - так называлась тема следующего родительского собрания. Был показан видеофильм с различными педагогическими ситуациями при участии воспитателей, детей, родителей; совместно с психологом проведен анализ анкет.
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали, а дети в своих родителях видели настоящих мастеров и умельцев, также себя в том числе.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. Надолго детям запомнился «Праздник птиц», на котором родители читали стихи, пели песни, играли на музыкальных инструментах и рассказывали интересные истории о птицах, а потом в домашних мастерских вместе с детьми строили дома скворечники.
- совместные экскурсии;
-семинары; Проведены практические семинары: «Закаливание детей дома», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки из природного материала», «Расти здоровыми».
- открытые НОД. Каждый родитель мог присутствовать на любом НОД, прогулке, пообщаться со специалистами. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
- утренние приветствия;
- семейные проекты.
2. Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
Интересно прошла встреча с родителями на тему «Познай себя как родителя». Были предложены анкеты, показан видеофильм, где дети рассказали о своей семье. Психолог провел тест «Семья» и прокомментировал рисунки детей, организовал игру-эксперимент «Узнай своего ребенка». Анализ таких анкет дает представление о том, что интересно мамам и папам, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.
3.Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
-Так же на стендах представлены: нормативные документы; объявления и рекламы; продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки); папка-передвижка.
Эти формы работы являются помощниками, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей.
Новая, эстетически оформленная информация, регулярно обновляется и содержание данного материала действительно интересно большинству родителей.
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
- фотовыставки;
- выпуск газет.
4.Досуговое направление.
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, досуги, неформальные встречи. Конечно, мы и раньше привлекали семьи к участию в мероприятиях детского сада. Однако сейчас изменили саму суть этого участия. Если совсем коротко: разрешили родителям действовать. И удивлялись их благодарности за это. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. К большому удивлению папы поддержали мам обилием и оригинальностью идей.
Совместная активная деятельность дает замечательный результат. Например, был задуман и осуществлен необыкновенно яркий проект, сочетающий традиционное содержание и новые идеи - карнавал «Самая привлекательная шляпка». Мы объявили о задумке в газете «Семья и мы», которая ежемесячно выходит в детском саду, и пригласили всех желающих принять участие. Обязательное условие – шляпки и шляпы любой модели (женские и мужские), времени, предназначения, из любой сказки или художественного произведения. Родители придумывали содержание своих и детских выступлений, представлений, замышляли сюрпризы, решали вопросы: как претворить в жизнь семейную задумку? Где взять интересную информацию, модель (давно забытую, но интересную своим дизайном), музыкальное и шумовое оформление? За помощью обращались к специалистам: музыкальному руководителю, старшему воспитателю, воспитателям. При такой подготовке к празднику дети не могли оставаться в стороне, и реализовать свою задумку, вместе с мамой и папой - это стало более увлекательнее и надежнее.
Наш карнавал «Самая привлекательная шляпка» стал настоящим праздником давно забытых головных уборов, эмоциональным и зрелищным, познавательным и одновременно очень теплым, искренним! Дал возможность вспомнить о волшебных шляпах, существующих в сказках и часто играющих в судьбе героев не последнюю роль.
Праздник вызвал желание снова действовать и пробовать свои силы. Из успешных общих проектов родителей и коллектива детского сада мне хочется упомянуть и «Маски – шоу». Он чем-то похож на карнавал «Самая привлекательная шляпка» - по размаху, выдумке, разнообразию участников, по эмоциональному заряду. Но главное – в этих проектах дети были активны, ощущая непосредственную поддержку взрослых.
- развлечения;
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции. Вошло в традицию проведение «Дня коллекционера»; дети вместе с родителями рассказывают о своих коллекциях. Темы таких дней – выставок: «Мягкая игрушка», «Открытки», «Киндер-сюрпризы», «Мои энциклопедии». Привлекается и более старшее поколение. Бабушки и дедушки заинтересовали нас своими редкими видами коллекций: «Модели автомобилей», «Коллекция изделий из стекла».
- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
- дни добрых дел.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Как приятно услышать от детей и их родителей: «Мне нравится …», «Я хочу попробовать …», «Мне хотелось бы …» и ни в коем случае нельзя оставлять без внимания такого рода высказывания детей.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Литература:
- Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов. – М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430с.
- Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
- Петрущенко Н.А.,Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.
- Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МБДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Представлено содержание работы педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС ДО...
Консультация "Эффективность работы ДОУ в условиях реализации ФГОС."
Консультация "Эффективность работы ДОУ в условиях реализации ФГОС."...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. ...
доклад на районном методическом семинаре "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Материал предназначен для старших воспитателей, воспитателей. специалистов ДОУ....
Внедрение инновационной здоровьесберегающей технологии — игровой стретчинг в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
статья об использование игрового стретчинга в ДОУ как здоровьесберегающей технологии....
Использование интерактивной доски SMART Board и программы SMART Notebook в практике работы педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС.
Использование интерактивной доски SMART Board и программы SMART Notebook в практике работы педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС....
Планирование работы воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Статья на тему: "Планирование работы воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...