Стоит ли волноваться, если мой ребенок развивается не в том темпе как другие дети
консультация по коррекционной педагогике
Игрушки в развитии ребенка от 1 месяца до 1 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игрушки для детей от 1 месяца до 1 года | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Стоит ли волноваться, если мой ребенок
развивается не в том темпе как другие дети?
Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.
Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!
Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Благодаря врожденной способности к подражанию ребенок многому учится сам: ползать, стоять, ходить, бегать. Взрослые только создают для этого определенные условия или, при необходимости, помогают.
К годовалому возрасту ребенок уже может произносить несколько слов. Чаще всего это имитирующие, облегченные слова, состоящие из простых повторяющихся звуков: ба-ба, ма-ма и т.д.
Дети этого возраста различают имена близких людей и названия определенных предметов. Они охотно выполняют просьбы взрослых показать им мячик, кубик, стульчик или плюшевого медведя. Ребенок всегда смотрит в сторону человека, которого назвали по имени, или предмета, о котором говорят. Поэтому если вы будете вслух называть новые предметы, которые попадают в поле зрения малыша, ваш кроха быстро выучит новые слова и научится ассоциировать их с определенными объектами.
Научить годовалого ребенка считать невозможно, однако малыш в этом возрасте вполне может запомнить значение слова «два». Раскладывайте перед крохой парные вещи – носки, перчатки, одинаковые мячики и говорите «два». Очень скоро ребенок поймет, о чем идет речь, и подражая вам, будет сам соединять вещи по парам.
- Для здорового развития детям необходимо много играть.
В любом доме есть большое количество предметов для игры: кастрюли, ложки, книги и так далее. Игрушки можно сделать своими руками. Чем проще игрушка, тем больше фантазии нужно приложить для игры с ней и тем больше необходимость участия в игре мам, пап, братьев и сестер. Избыток игрушек значительно снижает качество игры.
Как выбрать игрушку?
Игрушки должны быть крупные и цельные, без мелких элементов, сколов, царапин и неприятного запаха. Их не должно быть много, чтобы ребенок учился концентрировать внимание на одном предмете. Важно помнить про главный принцип здорового развития: ребенку в первую очередь необходимо взаимодействие с другими членами семьи.
Как меняются игрушки от рождения до года
Новорожденный - Игрушки не нужны
Первый месяц жизни ребенка — период адаптации к окружающему миру. Важнейшую роль здесь играет совместное пребывание новорожденного с родителями или взрослыми, ухаживающими за ним. За это время ребенок научится поворачивать голову в разные стороны, фокусировать взгляд на несколько секунд на неподвижном предмете, реагировать на голос близких.
Жизнь малыша в этот период достаточно проста. Все, что действительно важно, — это хорошо покушать, хорошо поспать, иметь чистый подгузник и много материнского тепла. Зрение малыша развито еще недостаточно. Лучше всего дети в этом возрасте распознают человеческие лица, поэтому отличная игра — корчить рожицы. Ребенок может даже копировать ваше выражение лица. В этом возрасте малыш уже может различать контрастные цвета на близком расстоянии, поэтому для игры может пригодиться пара ярких погремушек.
Слух малыша также пока недостаточно развит, но он уже узнает звучание маминого голоса. Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте забавные истории, задавайте вопросы, пойте песни, подражайте звукам, которые он издает. У грудничка хорошо развита тактильная чувствительность. Поэтому берите его на руки, качайте, поглаживайте его, делайте легкую гимнастику и, самое главное, обеспечьте большое количество контакта «кожа к коже».
1–3 месяца - Погремушки, колокольчики, бубенчики
В этот период ребенок уже держит голову, переворачивается со спины на бок, у него появляется координация в движениях. Он реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника, исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает; тянется к игрушкам, проявляет интерес к ярким предметам. Отвечает на общение гулением, улыбкой. Угасают рефлексы новорожденного, формируется распорядок дня и навыки общения со взрослыми. Появляется интерес к окружающему миру.
Учите ребенка сосредотачивать внимание на объекте и прислушиваться к звукам. Осторожно водите игрушкой в разные стороны и следите за вниманием малыша, сопровождайте движения ласковыми словами. Не трясите излишне активно рядом с лицом ребенка игрушками, издающими звуки, — это может вызвать стресс и даже повредить слух. В два месяца поддерживайте игрушку в руках ребенка, развивая хватательный рефлекс. А к трем месяцам малыш уже научится держать игрушку самостоятельно.
3–6 месяцев - Крупные кубики, прорезыватели, удобные для захвата мягкие мячики, игрушки для пальчикового спектакля, книжки с крупными картинками, игрушки для купания
Малыш уверенно держит голову, переворачивается со спины на живот и обратно, при кормлении из бутылочки держит ее руками, в вертикальном положении пытается оттолкнуться ножками от опоры, к шести месяцам садится при поддержке взрослых. Узнает маму и родственников, которые чаще с ним общаются. С посторонними ведет себя осторожно. При гулении неосознанно издает слоги «ма-ма» и «ба-ба», при обращении к нему разговаривает, при прекращении общения может плакать.
Главное для развития малыша в этот период — общение и совместная игра. Ребенок самостоятельно изучает игрушки — держит в руках, учится перекладывать из одной руки в другую. Игрушки должны быть крупные и в то же время удобные для захвата. Они должны способствовать развитию органов чувств, тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия. Изучайте с ребенком яркие иллюстрации в книге, купите игрушки для купания и прорезыватель.
7–9 месяцев - Музыкальные игрушки, книжки, игрушки для купания
В этот период происходит скачок в физическом и нервно-психическом развитии. Ребенок переворачивается, ползает, начинает садиться, вставать и ходить у опоры. К девяти месяцам начинает ходить, держась за две руки, учится держать равновесие. Различает близких и незнакомых. Может долго лепетать при общении с близкими, постепенно расширяя набор слогов. Подолгу разглядывает книжки и картинки. Реагирует на собственное имя. Знает некоторые предметы в доме и на картинках. Начинает играть в простые игры, например «Ладушки». Малыш начинает применять полученные знания и навыки. Формируются навыки личной гигиены (высаживание на горшок, привычка чистить зубы). В этот период малыша приучают есть самостоятельно, пить из кружки, которую держит взрослый.
Игрушками здесь могут быть миниатюрные копии взрослых музыкальных инструментов (например, синтезатор, саксофон, гитара, барабан, ксилофон) — они познакомят малыша с разнообразием звуков. Эту же функцию выполняют гавкающие игрушечные собачки, хрюкающие свинки, поющие птички. Нажимайте вместе с ребенком на кнопки, если это музыкальные инструменты — подпевайте.
10–12 месяцев - Пирамидки, кубики, заводные игрушки, матрешки, машинки, игрушки-каталки, центры для развития мелкой моторики
Ребенок пытается самостоятельно ходить, играть с игрушками и даже взаимодействовать с другими детьми. Пытается пользоваться предметами гигиены, например расческой. Двигается под музыку. Осознанно произносит слоги «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Узнает и находит знакомые предметы, если ему задают вопрос. Эмоционально реагирует на интонацию речи и запретные слова. Выполняет простые просьбы родственников.
В этот период сборка и разбор пирамидок, матрешек, несложных конструкторов с крупными деталями будет одновременно способствовать развитию интеллекта и моторики ребенка. А участие в игровом процессе родителей укрепит связь с малышом.
Это время бурного развития социальных и коммуникативных навыков. Для развития ребенка в этот период очень важно, чтобы он играл не один, а вместе с родителями или другими детьми. Лучшей игрушкой будет та, с помощью которой он будет взаимодействовать с окружающими. Она должна быть максимально простой — чтобы ребенок, играя с ней, использовал различные навыки: говорения, воображения, физической активности. Например, играя куклами, машинками, фигурками животных, дети используют воображение для имитации ситуаций и стараются пользоваться звуками и словами, чтобы рассказать о них — в результате у ребенка развивается язык и образное мышление.
Играя с кубиками, пирамидками, сортерами, ребенок развивает пространственное мышление, моторные и базовые математические навыки. Игрушки для физической активности (тот же мяч) не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействию: нужно соблюдать правила игры, общаться с другими участниками игры. Бросание мяча — очень хорошая игра с простыми правилами, которая вызовет множество эмоций у детей и их родителей.
Учитель-логопед,
учитель-дефектолог
Аносова Марина Александровна
- Для здорового развития детям необходимо много играть.
В любом доме есть большое количество предметов для игры: кастрюли, ложки, книги и так далее. Игрушки можно сделать своими руками. Чем проще игрушка, тем больше фантазии нужно приложить для игры с ней и тем больше необходимость участия в игре мам, пап, братьев и сестер. Избыток игрушек значительно снижает качество игры.
Как выбрать игрушку?
Игрушки должны быть крупные и цельные, без мелких элементов, сколов, царапин и неприятного запаха. Их не должно быть много, чтобы ребенок учился концентрировать внимание на одном предмете. Важно помнить про главный принцип здорового развития: ребенку в первую очередь необходимо взаимодействие с другими членами семьи.
Как меняются игрушки от рождения до года
Новорожденный - Игрушки не нужны
Первый месяц жизни ребенка — период адаптации к окружающему миру. Важнейшую роль здесь играет совместное пребывание новорожденного с родителями или взрослыми, ухаживающими за ним. За это время ребенок научится поворачивать голову в разные стороны, фокусировать взгляд на несколько секунд на неподвижном предмете, реагировать на голос близких.
Жизнь малыша в этот период достаточно проста. Все, что действительно важно, — это хорошо покушать, хорошо поспать, иметь чистый подгузник и много материнского тепла. Зрение малыша развито еще недостаточно. Лучше всего дети в этом возрасте распознают человеческие лица, поэтому отличная игра — корчить рожицы. Ребенок может даже копировать ваше выражение лица. В этом возрасте малыш уже может различать контрастные цвета на близком расстоянии, поэтому для игры может пригодиться пара ярких погремушек.
Слух малыша также пока недостаточно развит, но он уже узнает звучание маминого голоса. Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте забавные истории, задавайте вопросы, пойте песни, подражайте звукам, которые он издает. У грудничка хорошо развита тактильная чувствительность. Поэтому берите его на руки, качайте, поглаживайте его, делайте легкую гимнастику и, самое главное, обеспечьте большое количество контакта «кожа к коже».
1–3 месяца - Погремушки, колокольчики, бубенчики
В этот период ребенок уже держит голову, переворачивается со спины на бок, у него появляется координация в движениях. Он реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника, исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает; тянется к игрушкам, проявляет интерес к ярким предметам. Отвечает на общение гулением, улыбкой. Угасают рефлексы новорожденного, формируется распорядок дня и навыки общения со взрослыми. Появляется интерес к окружающему миру.
Учите ребенка сосредотачивать внимание на объекте и прислушиваться к звукам. Осторожно водите игрушкой в разные стороны и следите за вниманием малыша, сопровождайте движения ласковыми словами. Не трясите излишне активно рядом с лицом ребенка игрушками, издающими звуки, — это может вызвать стресс и даже повредить слух. В два месяца поддерживайте игрушку в руках ребенка, развивая хватательный рефлекс. А к трем месяцам малыш уже научится держать игрушку самостоятельно.
3–6 месяцев - Крупные кубики, прорезыватели, удобные для захвата мягкие мячики, игрушки для пальчикового спектакля, книжки с крупными картинками, игрушки для купания
Малыш уверенно держит голову, переворачивается со спины на живот и обратно, при кормлении из бутылочки держит ее руками, в вертикальном положении пытается оттолкнуться ножками от опоры, к шести месяцам садится при поддержке взрослых. Узнает маму и родственников, которые чаще с ним общаются. С посторонними ведет себя осторожно. При гулении неосознанно издает слоги «ма-ма» и «ба-ба», при обращении к нему разговаривает, при прекращении общения может плакать.
Главное для развития малыша в этот период — общение и совместная игра. Ребенок самостоятельно изучает игрушки — держит в руках, учится перекладывать из одной руки в другую. Игрушки должны быть крупные и в то же время удобные для захвата. Они должны способствовать развитию органов чувств, тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия. Изучайте с ребенком яркие иллюстрации в книге, купите игрушки для купания и прорезыватель.
7–9 месяцев - Музыкальные игрушки, книжки, игрушки для купания
В этот период происходит скачок в физическом и нервно-психическом развитии. Ребенок переворачивается, ползает, начинает садиться, вставать и ходить у опоры. К девяти месяцам начинает ходить, держась за две руки, учится держать равновесие. Различает близких и незнакомых. Может долго лепетать при общении с близкими, постепенно расширяя набор слогов. Подолгу разглядывает книжки и картинки. Реагирует на собственное имя. Знает некоторые предметы в доме и на картинках. Начинает играть в простые игры, например «Ладушки». Малыш начинает применять полученные знания и навыки. Формируются навыки личной гигиены (высаживание на горшок, привычка чистить зубы). В этот период малыша приучают есть самостоятельно, пить из кружки, которую держит взрослый.
Игрушками здесь могут быть миниатюрные копии взрослых музыкальных инструментов (например, синтезатор, саксофон, гитара, барабан, ксилофон) — они познакомят малыша с разнообразием звуков. Эту же функцию выполняют гавкающие игрушечные собачки, хрюкающие свинки, поющие птички. Нажимайте вместе с ребенком на кнопки, если это музыкальные инструменты — подпевайте.
10–12 месяцев - Пирамидки, кубики, заводные игрушки, матрешки, машинки, игрушки-каталки, центры для развития мелкой моторики
Ребенок пытается самостоятельно ходить, играть с игрушками и даже взаимодействовать с другими детьми. Пытается пользоваться предметами гигиены, например расческой. Двигается под музыку. Осознанно произносит слоги «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Узнает и находит знакомые предметы, если ему задают вопрос. Эмоционально реагирует на интонацию речи и запретные слова. Выполняет простые просьбы родственников.
В этот период сборка и разбор пирамидок, матрешек, несложных конструкторов с крупными деталями будет одновременно способствовать развитию интеллекта и моторики ребенка. А участие в игровом процессе родителей укрепит связь с малышом.
Это время бурного развития социальных и коммуникативных навыков. Для развития ребенка в этот период очень важно, чтобы он играл не один, а вместе с родителями или другими детьми. Лучшей игрушкой будет та, с помощью которой он будет взаимодействовать с окружающими. Она должна быть максимально простой — чтобы ребенок, играя с ней, использовал различные навыки: говорения, воображения, физической активности. Например, играя куклами, машинками, фигурками животных, дети используют воображение для имитации ситуаций и стараются пользоваться звуками и словами, чтобы рассказать о них — в результате у ребенка развивается язык и образное мышление.
Играя с кубиками, пирамидками, сортерами, ребенок развивает пространственное мышление, моторные и базовые математические навыки. Игрушки для физической активности (тот же мяч) не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействию: нужно соблюдать правила игры, общаться с другими участниками игры. Бросание мяча — очень хорошая игра с простыми правилами, которая вызовет множество эмоций у детей и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что делать, если ребенок кусает других детей?"
В консультации описаны причины агрессивного поведения детей и принципы общения с этими детьми....
Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети
Советы родителям, как поступить в такой ситуации....
Что делать, если ребенок ревнует к другим детям
Если ребенок ревнует к другим детям:1. одобряйте малейшее проявление дружелюбия и терпимости "ревнивца"2. не критикуйте ребенка, не поддразнивайте его3. не стыдите малыша4. заостряйте внимание на "взр...
Что делать,если ребенок кусает других детей
Консультация для родителей...
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК КУСАЕТ ДРУГИХ ДЕТЕЙ?
Многие родители и воспитатели жалуются, что малыши часто кусают и сверстников, и взрослых. Прежде чем наказывать ребенка (что чаще всего и происходит), необходимо выяснить причину подобного поведения....
Консультация для родителей и воспитателей. «Что делать , если ребенок кусает других детей.»
Данный консультация поможеть родителям и воспитателем найти правильно подход к детем агриссивным выражением , чувства беспомощности перед действительностью, следствием испытанного ди...
Памятки для родителей «Развиваем мелкую моторику ребёнка», «Дети и дорога», «Правила поведения взрослого при воспитании детей», «Словесные способы поощрения и поддержки», «Как нельзя наказывать дошкольников», «Что делать, если у ребенка чувство страха?"
Памятки для родителей«Развиваем мелкую моторику ребёнка»,«Дети и дорога»,«Правила поведения взрослого при воспитании детей»,«Словесные способы поощрения и под...