Мастер класс для педагогов Тема: "Адаптация детей с ОВЗ в группе детского сада посредством арт-терапии»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Представлен опыт работы по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в посредством использования методов арт-терапии. Участники мастер-класса имеют возможность погрузиться в арт – терапевтическую деятельность, в ходе которой происходит осмысление вопроса продуктивности и целесообразности использования предложенного метода, его направленности на решение социально- значимых трудностей адаптации детей имеющих особенности развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_master_klass.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
Тема: "Адаптация детей с ОВЗ в группе детского сада посредством арт-терапии»
Целевая аудитория:
Педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность:
С 1 сентября 2013 года принят Закон «Об образовании в РФ», подтверждающий обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с этим у родителей появилось право выбора образовательного учреждения. Все чаще в детские сады поступают ребята с ограниченными возможностями здоровья, поэтому задача педагога-помочь детям с особенностями в развитии адаптироваться в обществе сверстников.
Арт – терапевтические технологии по своей сути близки к игре – ведущему виду детской деятельности по этому используются нами для включения детей с особыми образовательными потребностями в коллектив массовой группы детей тем самым способствуя снижению рисков дезадаптации.
Цель: ознакомление педагогов с отдельными арт – терапевтическими приемами, позволяющими снизить риск дезадаптации детей с ОВЗ.
Задачи:
- Обеспечить условия для продуктивной деятельности по освоению некоторых арт – терапевтических методов.
- Создать ситуацию рефлексивной модели общения по обсуждению эффективности использования арт – терапевтического приема для разных категорий детей с ОВЗ.
- Содействовать принятию опыта работы по использованию представленных арт – терапевтических методов в практику работы с детьми
Используемые арт– терапевтические технологии: театрализация, изо -терапия, составление коллажа, сказко -терапия.
Новизна:
Посредством погружения в ситуацию педагоги имеют возможность практически опробовать методы арт – терапии на практике. В рефлексивной беседе обсуждаются особенности адаптации детей с ОВЗ и пути минимализации негативных проявлений.
Время проведения: 1ч.20минут.
Ожидаемые результаты:
1. Актуальность вопроса особенностей адаптации детей с ОВЗ в массовой группе детского сада для педагогов.
2. Принятие опыта работы по использованию представленных арт – терапевтических методов в практику работы с детьми
Ресурсы:
Педагоги дошкольных учреждений, материал для проведения мастер-класса, опыт работы, представленный творческой группой психологов
Оборудование:
Листы бумаги А4, фломастеры, восковые мелки, клей-карандаш, трафареты сказочных героев для составления коллажа, иголочки, колобки 3 цветов по 7 штук, «Колобки» – «обратная связь» - (21 шт.), буклеты (21 экз.), лист ватмана, маркер.
Критерии и способы оценки эффективности:
Активность участников в рефлексивной беседе, положительные отзывы педагогов о представленном мероприятии, желание принять в работу представленные арт – терапевтические технологии.
Ход мероприятия:
Вводная часть:
- Регистрация, формирование рабочих групп (по цвету колобков), представление темы. (10 минут)
С 1 сентября 2013 года принят Закон «Об образовании в РФ», подтверждающий обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с этим у родителей появилось право выбора образовательного учреждения. Все чаще в детские сады поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому задача педагога помочь детям с особенностями в развитии адаптироваться в обществе сверстников.
Тема нашего мероприятия "Адаптация детей с ОВЗ в группе детского сада посредством арт-терапии". В период адаптации дети испытывают различного рода трудности в эмоционально – волевой сфере. С помощью средств изобразительной деятельности близкой по своей сути к игре они преобретают опыт самовыражения эмоций и чувств. Именно поэтому мы обратились к использованию арт – терапевтических технологий. Арт-терапия это воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка изобразительным творчеством.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые арт – терапевтические методы.
- Презентация групп.
Для работы мы с вами разделились на 3 группы. Чтобы ближе познакомиться друг с другом, обсудите внутри групп, что вас объединяет, какие общие интересы. Особенность вашей группы представьте в виде презентации. Время работы 5 минут: 3 минуты на сбор информации, 2 минуты сама презентация.
Основная часть:
Непосредственной работой в группах будут руководить кураторы.
Кураторы объяснят арт – терапевтический метод, в котором будет работать именно ваша группа. Порядок работы следующий: одна группа представляет свою наработку, остальные наблюдают. Затем идет обсуждение (участники отвечают на вопросы кураторов относительно группового «продукта деятельности»). Наблюдатели дополняют и высказывают свое мнение об увиденном событии.
Итак, приступаем к работе
1 группа
Задание: У каждого участника лист бумаги А 4. На столе лежат фломастеры и восковые мелки. Каждый участник рисует любимого сказочного героя. По хлопку лист передается в правую сторону по кругу. Следующий участник команды дорисовывает деталь рисунка первого участника и так далее. Рисунок передается по хлопку до тех пор, пока не окажется у хозяина.
Вопросы к продукту деятельности: Вам нравится ваш рисунок? Он получился таким, как вы его изначально задумывали? Может быть, вы хотите что – то к нему дополнить?
Рефлексия:
- На какие категории детей с ОВЗ может быть направлен этот арт - терапевтический приём? (ДЦП, ТНР, гиперактивные, слабослышащие)
- Какие особенности адаптации можно корректировать с его помощью? (Тревожность, замкнутость, невнимательность, расторможенность)
2 группа
Задание: Разыгрывание сказки «Курочка ряба» без слов, используя жесты и пантомимику. Участники распределяют роли, обсуждают ролевые действия.
Вопросы к продукту деятельности - обращение к аудитории: Какую сказку мы разыгрывали? Какие персонажи особенно узнаваемы, а какие нет?
-обращение к участникам группы: Легко ли было без слов передать содержание сказки? Что удалось в передаче образа? Какие трудности вы испытывали изображая героя? из личного опыта помогли вам справиться с задачей?
Рефлексия:
- На какую категорию детей с ОВЗ может быть направлен этот арт - терапевтический приём? (ТНР, ДЦП, слабослышащие, слабовидящие)
- Какие проблемы адаптации можно корректировать с его помощью? (Тревожность, замкнутость, агрессивность)
3 группа
Задание: Составление коллажа и придумывание сюжета сказки.
Для придумывания сказки необходимо выбрать нужные картинки – героев. Сказки бывают про животных, волшебные. У сказки есть зачин, развитие действия и концовка. В каждой сказке есть мотив. В сказке есть волшебные помощники. Главный герой должен исправлять собственную ошибку. Сказка чему – то учит.
Вопросы к продукту деятельности: Вам нравятся ваша сказка? Что сложнее подбирать картинки или сочинять сказку? Легко ли было договариваться? Что помогло создать коллективный «продукт»?
Рефлексия:
- На какую категорию детей с ОВЗ может быть направлен этот арт - терапевтический приём? (ТНР, слабовидящие, гиперактивные, аутисты)
- Какие проблемы адаптации можно корректировать с его помощью? (Тревожность, замкнутость, расторможенность).
Итог:
Подводя итог нашего мероприятия, мы можем увидеть некоторые закономерности:
- Каждый из методов может быть использован для адаптации детей с любыми возможностями развития.
- У детей, независимо от разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, схожие проблемы адаптации.
- Используемые технологии направлены как на детей с ОВЗ, так и на детей с нормой в развитии.
Заключительная часть (5минут)
Уважаемые коллеги! По вашим положительным эмоциям можно предположить, что наше сотворчество (а арт-терапии без него быть не может) было взаимно полезным и интересным.
И, поскольку использованные в совместной работе приемы неким образом касались сказки, в рефлексию мы включили сказочный персонаж – колобок. На «колобках» отразите свое отношение к работе мастер-класса, ответив на вопросы:
- Мне хочется…
-Я здесь, чтобы…
- Любимый мною арт – терапевтический прием…
- Общее впечатление от события…
Поскольку сегодня были представлены далеко не все арт – терапевтические приемы, то мы предлагаем вам информационные буклеты, которые дополнят содержание разговора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Коммуникативные игры от яслей до подготовительной группы детского сада"
Мастер класс предлагает варианты игр для коммуникативного развития дошколят. Подобранные игры наиболее просто и качественно помогут развивать навыки общения и игры у дошколят, также могут способ...
Мастер класс по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе детского сада
Мастер класс по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе детского сада....
Мастер – класс для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Игры дома в период адаптации»
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребен...
Мастер – класс для воспитателей:«Создание игровых ситуаций в группе детского сада для формирования навыка плавания у детей старшего дошкольного возраста»
Стандарт дошкольного образования предусматривает, создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в развитии детей дошкольного возраста. Приоритетным направлением образовате...
Мастер-класс в период адаптации детей раннего возроста в детском саду "Адаптируемся играя"
Адаптируемся играя" Играйте с детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их родители не всегда были взрослыми. И мы становимся ...
Мастер - класс для родителей "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
В данном материале предоставлены игры и упражнения, как предоставление путей помощи во взаимодействии детей и родителей в период адаптации, оптимизации детско-родительских отношений, психологической к...
мастер-класс с родителями и детьми в средней группе детского сада "Подсолнух"
В виду большой занятости родителей, данный мастер-класс поможет воспитателям, родителям уделить немного времени детям, тем самым создать положительный эмоциональный настрой. Отвлечься от напряженных м...