План по самообразованию
компьютерная программа по коррекционной педагогике
План по самообразованию на 2020-2023 гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей
с нарушениями речи №78»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план по повышению профессионального уровня на 2020-2021г
воспитателя высшей квалификационной категории
Беляевой Альфии Агтафовны
МАДОУ №78
«Творческая копилка».
Развитие мелкой моторики рук у детей с недоразвитием речи в работе с соленым тестом и плетением бисером.
г. Нижнекамск
Актуальность.
Современные сложные социально-экономические условия жизни, ухудшающееся состояние экологии и здоровья населения России и в то же время возрастание требований к уровню подготовленности дошкольников к школьному обучению вызывают необходимость изменений в системе образования детей с ОНР. Важным условием реализации этих изменений становится разработка новых педагогических технологий обучения и воспитания, комплексного и дифференцированного подхода к углубленному изучению и коррекции нарушений, социальной адаптации и интеграции данной категории детей, что требует координации деятельности специалистов разных профилей.
Совершенствование коррекционно-развивающего воздействия требует использования таких педагогических технологий, которые должны обеспечить детям гармоничное развитие личности, создание психологической базы для последующего обучения и социальной адаптации.
В настоящее время актуальным является разработка и внедрение в педагогическую практику инновационных технологий тестопластики. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Тестопластика имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются объемные предметы. Для коррекционно-логопедического обучения возможности тестопластики представляют особую важность. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия доказали положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Установлено, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Цель: Развитие мелкой моторики рук при работе с разным материалом; развитие наблюдательности, способности к изобразительной и дизайн - деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображения и творчества; приобщения детей к основам рукоделий.
Задачи: Совершенствовать процесс обучения дошкольников разным видам ручного труда;
Приобщать детей к культурно-эстетическим ценностям, способствовать возникновению потребностей в познавательной и творческой активности;
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Список используемой литературы:
1 .Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие, - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103 с.
2.Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – 46 с.
3.Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей.- М.:АРКТИ, 2006. - 88с.
4. Гульянц Э.К, Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М., Просвящение, 1991-105с.
5. Гирндт С., «Разноцветные поделки из природных материалов», Москва, Айрис-Пресс, 2004 г.
6. Дегтярева Н, Дегтярева Г, «Умные поделки», Москва, Лист, 1999 г.
7.Дыбина О.В., «Творим, изменяем, преобразуем» Занятия с дошкольниками, творческий центр, Москва, 2002 г.
8. Ковалько, В. И., «Вако», Москва, «Азбука физкультминуток для дошкольников»,
9. Клюшник Л. , «Соленое тесто», Москва, ЭКСМО, 2003-214 с.
10. Малышева Л. «Сказочные поделки», Москва, АСТ-пресс, 2001-125 с.
11. Печерская А. , «Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги», Мой мир, 2006-187 с.
12. Синеглазова М. О., «Удивительное соленое тесто», М: Издательский Дом МСП, 2006 г.,128 с.
13. Силаева К. В. «Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки», М.: Издательство Эксмо, 2003- 128 с.
14. Лыкова И.А., «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации», издательский дом «Карапуз» Москва, 2009-208 с.
15.Лыкова И.А., «Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала» , издательский дом «Карапуз» Москва, 2009-208 с.
16. Новикова И.В., Базулина Л.В.. 100 поделок из природного материала. - Ярославль, Академия Холдинг., 2000-149с.
17. Шорыгина Т .А., «Загадки, потешки, считалки», Творческий центр, Москва,2005-64 с.
18.Чибрикова О. «Подарки к праздникам делаем сами», Москва, ЭКСМО, 2006-64 с.
19. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. Москва, Педагогическое общество России, 2008 г, 63с.
Этапы работы над темой по самообразованию:
Диагностический:
- постановка проблемы
- -детальное изучение материала имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
- -анализ затруднений
Прогностический:
- определение целей и задач работы над темой
- разработка системы мер, направленных на решение проблем
- прогнозирование результатов
Практический:
- выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских
собраниях, заседаниях творческой группы.
- - посещение семинаров, методических объединений для педагогов города.
- - выступление на заседаниях ДОУ, проведение открытых занятий, семинаров-практикумов для педагогов.
Обобщающий:
- анализ работы
- - корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.
Внедренческий:
- использование опыта работы педагогами в ДОУ в процессе работы с детьми.
Преимущества соленого теста:
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- Легко отмывается и не оставляет следов;
- Безопасно при попадании в рот
- Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- Можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- Краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- Поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века…
- С готовым изделием можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Личностно-ориентированный подход.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
- Личностно — ориентированный подход
Методы:
- Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
- Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
- Наблюдения.
- Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
- Организация выставок.
- Изготовление подарков.
- Чтение художественной литературы.
Самостоятельная деятельность детей.
- Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.
- Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.
- Создание поделок.
Средства:
- соленое тесто
- стеки
- доски
- кисти
- краска гуашь
- шаблоны
Прогнозируемы результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- технологию приготовления соленого теста
-основные приемы, используемые для лепки животных и птиц
-технологический процесс изготовления поделок из соленого теста
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда
-изготавливать и оформлять поделки
- осуществлять декоративную работу при лепке изделия
- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста
-самостоятельно исправлять повреждения поделок
-самостоятельно контролировать качество готовности изделия
Учащиеся приобретут навыки:
- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона
- определение свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок
-изготовление поделки по собственному эскизу.
Формами подведения итогов реализации программы являются выставки, конкурсы, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ.
Плетение бисером
Программа по плетению бисером разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».
Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг…, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением конгитивных способностей».
М.И.Кольцова, Е.И.Исена, А.В.Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.
Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т.д.
Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров…, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки…, почувствовать радость творчества».
Возможность посещения музейных выставок, заложенная в курс теоретического обучения, и предполагаемые встречи с мастерами прикладного творчества позволят расширить представления воспитанников о возможностях и значимости данного эстетического курса.
Содержание программного материала
Прогнозируемые результаты
В процессе реализации программы дети приобретут:
Знания
1. Практического владения общими принципами работы по рукоделию.
2. Познакомятся с особенностями художественного языка, расширится словарный запас.
Навыки
1. Работы с бисером.
2. Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.
3. Работы и общения в коллективе.
Умения
1. Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.
2. Читать схемы.
3. Сочетать цвета.
Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества,
воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.
Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.
Список используемой литературы:
1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.
2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.
3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.
4. О.В.Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.
5. М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.
6. И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт
Петербург 1999.
7. М.В.Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.
8. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.
9. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.
10. Е.Г.Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999.
11. Е.Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.
номер | Наименование мероприятия | 2020-2021 | 2021-2022г | 2022-2023г |
Повышение квалификации | Участие в КМО различного масщтаба. Показ мастер классов | Участие в семинарах, практикумах | Самостоятельная работа над изучением методической литературы | |
Консультации для родителей | «Мукосол» «О пользе лепки с детьми» «Применение тестопластики для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Показ образовательной деятельности по бисероплетению для родителей логопедических групп в рамках недели творческих отчетов в дошкольном учреждении МАДОУ № 78. г Нижнекамск
Выступления на родительских собраниях по теме «Применение тестопластики в группах с ТНР». | «Бусинка к бусинке» «Как сделать самим соленое тесто» «Развитие мелкой моторики через лепку» «Бисер, как способ развития мелкой моторики пальцев рук у детей с недоразвитием речи» Показ образовательной деятельности по лепке из соленого теста для родителей логопедических групп в рамках недели творческих отчетов в дошкольном учреждении МАДОУ № 78. г Нижнекамск Выступления на родительских собраниях стемой “Бисероплетение как средство развития мелкой моторики пальцев рук” | «Занимаемся вместе с детьми» «Пальчиковые игры для детей» «Занимаемся вместе с детьми- Делаем подарки к праздникам» | |
Консультации для педагогов | «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с ОНР» | «Применение тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи» | «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающих играх с природным материалом» | |
Семинары- практикумы для педагогов | Проведение Семинара- практикума «Лепим вместе с детьми» | Проведение Семинара- практикума «Плетение бисером» | Проведение Семинара- практикума «Применение пальчиковых игр в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» | |
Распространение Опыта работы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Март | Разработать перспективные планы по работе с соленым тестом и плетением бисером Муниципальные конкурсы
Муниципал ьный конкурс поделок из природного материала к новому году в рамках декады инвалидов -Конкурс творческих работ из бросового материала Региональный семинар «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности дошкольников в соотвествии с ФГОС» Муниципальный семинар «Инновационные технологии в дошкольном образовании» Муниципальный семинар «Применение ИКТ технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» ; Выставка детских работ посвященная международному женскому дню 8марта. Участие в конкурсах, посвященных празднику весны. | Проектная работа Тема «Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи» | Разработка методического пособия «Радость творчества» | |
Работа с детьми | Кружковая работа по развитию мелкой моторики у детей с недоразвитием речи с применением соленого теста и бисера. Организация выставок работ детей к праздникам | Кружковая работа по развитию мелкой моторики у детей с недоразвитием речи с применением соленого теста и бисера. Организация выставок работ детей к праздникам | Кружковая работа по развитию мелкой моторики у детей с недоразвитием речи с применением соленого теста и бисера. Организация выставок работ детей к праздникам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...