Возрастные особенности детей от 3 до 5
консультация по коррекционной педагогике
Возрастные (психические и физические) особенности детей от 3 до 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_3_do_5.docx | 347.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы физического развития
3 года
- Физические и моторные навыки.
- Постоянный рост;
- Имеет все 20 молочных зубов;
- Потребности в 11-13 часов сна в сутки;
- Ребенок может иметь дневной контроль над функциями кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);
- Ребенок может немного балансировать себя и прыгать на одной ноге;
- Ребенок может идти вверх по лестнице чередующимися ногами;
- Ребенок может построить многоквартирный игрушечный дом из девяти и более кубов;
- Ребенок может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;
- Ребенок может скопировать круг;
- Ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда.
4 года
- Набирает вес со скоростью около 6 г в день;
- Средний 4-летний ребенок весит 17-18 кг;
- Ребенок спит – 11-13 часов - как правило, без дремоты;
- Рост в два раза превышает длину при рождении;
- Показывает улучшенный баланс;
- Легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;
- Бросает мяч сверху вниз, с координацией;
- Может вырезать изображение с помощью ножниц;
- Еще может мочиться в постель (это нормально).
5 лет
- Быстрый рост;
- Первые постоянные, не молочные зубы (большинство детей не получают свои первые постоянные зубы до 6 лет);
- Разработка усиления координации движений;
- Прыжки с хорошим балансом;
- Поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;
- Проявление повышенного навыка с помощью простых инструментов и письменных принадлежностей;
- Ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру.
Нормы психического развития
3 года
- Словарный запас ребенка - многие сотни слов;
- Ребенок составляет предложения из трех слов;
- Ребенок считает три объекта;
- Ребенок использует множественное число и местоимения (он / она);
- Ребенок часто задает вопросы;
- Ребенок может одеть себя, он нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;
- Проявляет больше внимания;
- Отыгрывает общение с другими людьми через игру в деятельность;
- Имеет некоторое снижение чувства разлуки в течение коротких периодов времени;
- Может иметь страхи от мнимых вещей;
- Знает собственное имя, возраст и пол (мальчик / девочка);
- Начинает учиться делиться;
- Имеет некоторые навыки кооперативной игры (строительство блоков башни).
4 года
- Имеет словарный запас - более 1000 слов;
- Легко собирает предложения из четырех или пяти слов;
- Может использовать глаголы в прошедшем времени;
- Умеет считать до четырех;
- Может задавать много вопросов;
- Может использовать слова, которые полностью не понятны;
- Может начать использовать вульгарные слова;
- Учится и поет простые песни;
- Старается быть очень независимым;
- Может проявлять повышенное агрессивное поведение;
- Участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;
- Как правило, имеет придуманных друзей;
- Имеет улучшенное понимание времени;
- В состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;
- Имеет недостатки нравственных понятий о добре и зле;
- Может возмутиться, если от него слишком многого ожидать.
5 лет
- Словарный запас увеличивается до более 2000 слов;
- Ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;
- Начинает различать деньги;
- Может считать до 10;
- Знает номер домашнего телефона;
- Правильно называет основные цвета и, возможно, многое другие;
- При вопросах - более глубоко размышляет, со смыслом и целью;
- Отвечает на вопросы «почему»;
- Ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;
- Снижает агрессивное поведение;
- Перерастает ранние детские страхи;
- Способен принять и другие точки зрения (даже если не может их понять);
- Демонстрирует увеличение математических умений;
- Задает вопросы другим, в том числе родителям;
- Уверенно отождествлять себя с родителем того же пола, что он сам (она сама);
- Имеет группу друзей;
- Участвует в творческих играх.
Психологическая диагностика развития ребенка
Диагностика развития внимания ребенка
- «Сравни картинки»
- Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия».
- «Что пропало»
Перед ребенком выкладывается 8 – 10 карточек с картинками, он рассматривает их в течение 2-3 минут, потом отворачивается. В это время убирается одна карточка. Задача ребенка понять, что это была за карточка и где она находилась.
«Что изменилось»
Перед ребенком лежат 8 карточек в определенной последовательности, он рассматривает из в течении 2-3 минут, после отварачивается. В это время две карточки меняются местами. Задача ребенка узнать какие карточки поменяли местами и положить их на свои места.
- «Найди несоответствие»
Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не таки как должно быть на самом деле».
«Четвертый лишний»
Ребенку показывают набор картинок. Сначала он их рассматривает и называет предметы, делит их на группы «игрушки», «одежда», «животные», «посуда», «мебель». Затем, выкладывая перед ребенком ряды из 4-х картинок, одна из которых лишняя по существенному признаку, например, мяч, кукла, платье, пирамидка. Просим найти лишний предмет. В данном возрасте ребенок может не объяснять причину выбора.
Игра «Носки»
Ребенку в беспорядке кладут карточки с нарисованными на них носками. Каждый носок отличается от другого, но у каждого есть одна пара. Задача ребенка найти все пары носков.
Диагностика развития памяти ребенка
- Слуховая память
- «Десять слов»
- Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке.
Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».
При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».
При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».
На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является:
- повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;
- повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления.
Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 1.
- Зрительной память
- «Опосредованное запоминание»
Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.
Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.
Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.
Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызывающих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нужно выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обучающая работа не проводится. Но при предъявлении первого слова («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснования выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».
Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Психолог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 2).
При оценке результатов учитываются следующие факторы:
- понимание ребенком инструкции;
- способность к нахождению опосредствующих символов;
Для обследования детей старшего дошкольного возраста можно использовать более простые слова (обед, сад, дорога, одежда, молоко) и подобрать конкретные картинки (хлеб, шорты, кровать, ножик, диван, яблоко, машина и пр.) с учетом того, что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
Диагностика развития мышления ребенка
Умственная работоспособность
«Нелепицы»
Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов.
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития.
10 баллов -очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
«Времена года»
Ребенка просят, внимательно посмотрев на рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов.
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение
4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития.
10 баллов- очень высокий.
0-3 балла – очень низкий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
«Что здесь лишнее?»
Ребенку необходимо определить на какой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Ребенок должен посмотреть на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов.
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
«Кому чего недостает?»
Ребенку показывают рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.
Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Оценка результатов.
10 баллов — время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.
8-9 баллов — время выполнения задания оказалось в пределах 31-49 сек.
6-7 баллов — время выполнения задания составило от 50 сек до 9 сек.
4-5 баллов — время выполнения задания заняло от 70сек до 89 сек.
2-3 балла — время выполнения задания оказалось в пределах 90-109 сек.
0-1 балл — время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.
Выводы об уровне развития.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
«Обведи контур»
Детям показывают рисунок и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценка результатов.
10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис. 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.
8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.
6-7 баллов — на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.
4-5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.
2-3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.
0-1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.
Выводы об уровне развития.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Уровень речевого развития и процессов мышления
«Дополнение фраз»
Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Например:
Девочка взяла карандаш и ...
Мальчик быстро бежал, потому что ... И т.п.
«Свободная классификация»
Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив принцип группировки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обобщающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппировать картинки различного цвета, рассортировать по группам изображения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, грибов и т.д
«Последовательность событий»
Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отражающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.
В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.
«Комиксы»
Ребенку даются разрезанные на карточки комиксы. Его задача собрать рассказ от начала до конца.
«Кольцеброс»
Психолог предлагает ребенку покатать колечки, показывает, как оттолкнуть ладошкой кольцо. Затем ребенок накидывает кольца с некоторого расстояния на столбик. Педагог просит брать кольцо определенного цвета.
«Развивающая игрушка»
Понадобиться любая игрушка на развитие мелкой моторики с большим количеством липучек, шуршалок, пуговиц, молний, кнопок, крутилок, шнурочков.
Психолог показывает игрушку, оценивает интерес ребенка к новому предмету. Ребенок должен начать рассматривать предмет, крутить вертушки, нажимать кнопочки и т. д., в целом объемной новой игрушкой ребенок может заниматься до 5-ти минут. В данном возрасте ребенок должен открыть и закрыть заклепки, пуговицы, молнии. Нормально, если возникают небольшие трудности со шнуровкой.
«Цифры, буквы»
Психолог раскладывает на полу гласные буквы и цифры от 1 до 9, просит ребенка найти ту или иную цифру или букву. На найденную букву придумываем слово, на некоторые найденные цифры выкладываем соответствующее количество счетных палочек.
Игра с мячом «Расскажи о себе»
Психолог задает вопрос о ребенке, например, сколько тебе лет, или, какое домашнее животное у тебя есть и т.д. ребенок отвечает.
«Сложи картинку»
Ребенку предлагается несколько вариантов картинок, деленных на три части. В данном возрасте ребенок может собрать картинки способом прикладывания, путем проб и ошибок.
Диагностика развития воображения/творчества ребенка
«Расскажи об этой игрушке»
Психолог показывает игрушку, задает вопросы о ней, ребенок должен четко отвечать полными предложениями.
Рисование «Дорисуй фигурку»
Психолог предлагает дорисовать круг. Можно дать несколько разных фигурок
Игра «Логический поезд»
Ребенку необходимо выкладывать карточки и придумывать историю, которая связывает изображения на этих карточках. Выложив все карточки(10-12) у ребенка должна быть история с логичным началом и концом.
Игра «Головоноги»
Ребенку предлагаются карточки с нарисованными человечками на них. Его задача придумать и запомнить их имена.
Таблица №1
Фамилия, имя возраст группа дата исследования
Кол- во предъяв- лений | часы | утюг | слон | кошка | пятно | солома | яблоко | лото | солнце | дорога |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Таблица №2
Фамилия, имя возраст группа дата исследования
Слова, предъявляемые для запоминания | Время выбора карточки(сек) | Мотивы выбора карточки | Воспроизведение |
пожар | |||
дождь | |||
труд | |||
ошибка | |||
горе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....
Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»
Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...