Театральная терапия - один из видов психотерапии и психокоррекции.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данной статье расскрывается тема значения тетротерапии в жизни дашкольника, ее виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_terapiya.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ «Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль»
Доклад на тему: «Театральная терапия - один из видов
психотерапии и психокоррекции».
Подготовила
Педагог-психолог
Давыдова Е.В.
г.Симферополь,2019г.
У каждого человека под шляпой – свой театр,
где развертываются драмы, часто более сложные,
чем те, что даются в театрах.
Томас Карлейль
Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя.
Изменение психологии современных детей дошкольного возраста вызвано недостатком общения со значимыми для них близкими взрослыми, в отсутствии совместной жизнедеятельности с ними.
Детский сад в современных условиях становится центром воспитания не только детей, но и их семей. Педагоги внедряют новые технологии, одной из которых является театрализованная деятельность. Именно театр способен наполнить жизнь ребенка интересным и полезным содержанием, которые помогают малышу справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного, гуманного и милосердного поведения в обществе.
Театр обладает огромным арсеналом средств воздействия на формирование личности ребенка. Это целый удивительный мир образов, способных изменить, исправить, воспитать, научить и сделать мудрецами даже самых маленьких артистов и зрителей.
Театр – это игра, а игра, как известно – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. Театрализованные игры способствуют развитию психических процессов детской личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.
Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель.
Исторически театр создавался как терапевтическое действие (теория Катарсиса Аристотеля). Он всегда вызывает очень сильные эмоции у людей. В конце XIX века стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции.
Именно театр дал толчок для становления театротерапии.
Театральное искусство близко и понятно детям, потому что в его основе лежит игра. Она моделирует жизненный опыт дошкольников: развивает эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.
В его основе положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.
Главная цель использования театротерапии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений действовать в зависимости от условий.
Одна из основных задач– это развитие коммуникативных качеств детей.
Существуют две формы театротерапии: пассивная (участвовать в роли зрителя) и активная (быть актером). Для детей является огромным достижением участие в постановке небольших этюдов.
Выделяют два основных направления использующих театротерапию:
- Психодрама
- Драматерапия
Психодрама.
Была основана Якобом Морено Это метод групповой психотерапии, который скрывает за собой форму театра, спонтанность игры и глубину психоанализа. Метод помогает через игру научить клиента решать личные проблемы. У участника есть возможность быть одновременно и актером, и драматургом ситуации, научиться отыгрывать фантазии, страхи и конфликты, чтобы справляться с ними в обычной жизни. Психодрама эффективна при работе с детьми и подростками.
Драматерапия - одно из направлений арт-терапии (иногда называют театротерапией). Это использование творческого процесса для раскрытия потенциала его участников, высвобождения эмоций, образного выражения мыслей и состояний играющего. В отличие от психодрамы, она больше направлена не на социальную и поведенческую коррекцию, а на высвобождение слабо осознаваемых или неподконтрольных состояний. Драматерапия бывает куда менее структурирована, чем психодрама, и может больше напоминать театр, чем психодрама.
Драматерапию активно используют:
- Межличностные и внутриличностные проблемы,
- Семейная и детско-родительская терапия,
- Развитие креативности в определённой профессии,
- Пограничные расстройства,
- Психосоматика.
Чем полезна театротерапия?
- развивает и корригирует эмоциональную сферу детей;
- развивает четкие представления ребенка о самом себе и своих возможностях, умение адекватно оценивать свои достижения, качества и свойства;
- формирует у детей позитивное отношение к себе и другим;
- расширяет и обогащает навыки общения с окружающими;
- развивает у ребенка произвольные психические функции;
- формирует мотивационно-потребностную сферу.
Одна из наших задач как психологов - помочь ребенку наладить контакт с самим собой, а значит, позволить себе чувствовать, реагировать на жизненные события, стать более настоящим.
Почему метод театральной терапии используется в работе с детьми? Ответ очень прост состояние здоровья наших детей вызывает огромную тревогу у психологов, физиологов, педагогов. Наши дети подвержены огромному влиянию эмоционального напряжения, возникающего в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные, так и внутренние. Именно внутренние конфликты играют основную роль в возникновении неврозов и психологических заболеваний
Театр позволяет одновременно сделать далекое -близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым. Воздействие театрального искусства на детей обусловлено особенностями человеческой психики, способной выражать все формы эмоционального состояния, воплощены ли они в движениях, жестах, мимике, интонациях, речи самого человека или же в звуках, красках, линиях, композициях и т. д.
Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь не для того, чтобы контролировать его, а для того, чтобы быть с ним, жить совместной жизнью.
Использование театрализованной деятельности, как средства коррекции и развития детей пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе. пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.
По мнению В.А. Сухомлинского, «Сказка развивает внутренние силы ребенка, в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, она расширяет социально-нравственный опыт ребенка». Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь. Именно способность ребенка к идентификации с образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей. Сказка дает возможность использовать диалоговые методы коррекции. Заданные образы помогают ребенку составить свою картину мира и выработать опыт эмоционального поведения в конкретной коммуникативной ситуации.
Направления работы театральной терапии:
Сказкотерапия
Песочная анимация
Теневой театр
Чему способствуют?
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия, лечение души и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Она появилась очень давно. Еще наши дедушки и бабушки рассказывали нашим родителям сказки, которые воспитывали в нас добро, сострадание, умение сопереживать. Эти сказки предавались из поколения в поколение.
Какие бывают сказок ?
- Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека.
- Дидактические или обучающие сказки ( их применение актуально на кажом занятии).
- Психокоррекционные сказки, призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением.О.В.Хухлаева, И. В. Стишенок
- Психотерапевтические сказки – для более глубокой, «лечебной» работы.
Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют собой некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.
Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги. Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании. Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью. Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.
Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.
Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.
Современные сказки
В современной сказке стерты границы добра и зла, они не учат детей правилам поведения, а главный герой, который должен быть положительным персонажем - почему-то начинает проявлять отрицательные качества, тем самым подавая плохой пример для юных слушателей и читателей. Если мы возьмем сказки из нашего детства, такие как “Золушка”, “Маша и медведи”, “Сказка о царе Салтане”, “Гуси-лебеди”, то увидим, что главные герои, за которых переживает маленький ребенок, наделены только положительными качествами, либо к концу сказки всегда исправляются. Если же мы посмотрим, какой современный образ "Маши и медведя" нам предлагают мультипликаторы , какие новые истории сочинили современные сказочники про них – это приводит в шоковое состояние.
При сравнении современных и старых сказок также видно различие в смысловой нагрузке. Интересный и запутанный сюжет старой сказки в противовес не замысловатому сюжету современных сказок, также говорит за возврат к традиционным сказкам из нашего детства. Ведь в сказке важна не только идея, но и возможность пофантазировать ее читателю.
Песочная анимация
Рисование песком — это в свою очередь один из эффективных методов работы с детьми. Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.
Психологи рекомендуют использовать технику рисования песком детям с задержками развития, т. к данный вид творчества стимулирует развитие мышления, и речи ребенка. Полезно оно и гиперактивным детям, занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете мелкая моторика напрямую связана с развитием речи,
Татр теней
Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчетливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчетлива.
Заключение: Занятия театральной деятельностью влияют на психическое состояние ребенка, устраняют проявления негативного психоэмоционального психосостояния, снижает уровень невратизации, снимает психическое и физическое напряжение, улучшает общее состояние ребенка, помогает ребенку проявить свою индивидуальность, приобретает навыки: общения с партнером (одноклассником), элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира, адекватного и образного реагирования на внешние раздражители, коллективного творчества. А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Консультация для родителей по использованию песочной терапии.....
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что такое песочная терапия? Песочная терапия - это......
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ
Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности ...
Мастер-класс для родителей «Песочная-терапия–один из методов арт-терапии при работе с эмоциями»
Основные положения по работе с применением приемов песочной терапии по эмоционально-личностному развитию дошкольников (игры с песком, рекомендуемые родителям для применения в домашних условиях для сня...
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ - ТЕРАПИИ»
Что такое песочная терапия?Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощуще...
Консультация "Песочная терапия- один из методов арттерапии"
Консультация "Песочная терапия- один из методов арттерапии"...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ
Консультация для родителей....